СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: «Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»»

Доклад по теме: «Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»



Когда детям предоставляется
возможность 

поделиться своими
знаниями с товарищами 

и учителем,
это окрыляет их, обогащает уроки 

и создает атмосферу коллективной работы. 

Л. В. Занков

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносят­ся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая для образования проблема: подготовить челове­ка, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационной компе­тенции.

Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизво­дить знания, а применять их на практике.

Кроме того,  становится ценно­стью современного общества коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возника­ет ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у уче­ников умения для ее формирования (продуктивного общения уче­ника со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.

  Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пони­манию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фраг­ментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.

К корректировке целей приводит понимание того, что образованный в человек в современном обществе — это не только и не столько че­ловек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, уме­ющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Таким образом, проектная деятельность может быть рассмотрена с позиций возможности реше­ния очерченных проблем.

Так, что же такое учебный проект?

Н.Ю. Пахомова приводит такое определение: «Учебные проект – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации».

Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта –  формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства лич­ности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Ниже приведены некоторые общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

-  умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-  умение самостоятельно находить способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-  умение выдвигать гипотезы;

-  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-  умения коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-  навыки делового партнерского общения;

-  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-  умение проектировать процесс (изделие);

-  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-  умение принимать решения и прогнозировать их послед­ствия;

-  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про­межуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

-  умение находить компромисс;

7. Презентационные умения и навыки:

-  навыки монологической речи;

-  умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й этап — погружение в проект.

Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформули­рованной в общем виде, выделяется ряд подпроблем. В результате проблематизации, определя­ют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.

Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

2-й этап — организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект груп­повой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по реше­нию задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть не­тривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предпо­лагать разнородную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, най­ти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры. Далее следует обобщить то и другое. Далее следует выступление с результата­ми ученического исследования. Затем — анкетирование: напри­мер, что думает население по данной проблематике. Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно — в разных груп­пах своя.

3-й этап — осуществление деятельности.

Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовили.

4-й этап — презентация

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обяза­телен. Он необходим для завершения работы, для анализа проде­ланного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации резуль­татов.

Когда под­ходит время анализировать, подводить итоги проделанной рабо­те, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуа­ции. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.

На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего про­дукта: дети делали макет, но интересующий результат про­ектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности.

Результатом работы над проектом является найденный способ ре­шения  проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставле­на проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи про­екта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побоч­ные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ ре­шения.

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»

Карл Роджерс

Представление технологии

Выбор проектно-исследовательской технологии не случаен.

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.

То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, является продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисун­ки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газета,  костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.

Таким образом, проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся. Он формирует невероятно боль­шое количество умений и навыков. Он формирует опыт деятельности.

Проект — это форма организации учебного процесса. Полно­ценный проект «не вписывается» в уроки. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!