СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Ландшафтная архитектура в Древнем Мире"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит доклад по теме "Ландшафтная архитектура в Древнем Мире". Работа выполнялась в рамках осовения программы дисциплины "Ландшафтное проектирование". Может быть использована преподавателями МХК, искусства, истории, как материал для классного часа.

Работа на 100% оригинальная. В комплекте к ней идет презентация, но даже в ужатом виде ее не возможно сюда загрузить. Поэтому, если она вам нужна, пишите мне на почту [email protected] - я вышлю

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Ландшафтная архитектура в Древнем Мире"»

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Египет


Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н.э. Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила – тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.

Ведущее место в садах принадлежало архитектуре, которая характеризовалась своей грандиозностью. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет – гранита, известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней. А рядом с ними устраивались террасные сады и разбивались виноградники. Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

  1. Древнее царство – 3200–2400 гг. до н. э., столица – Мемфис.

  2. Среднее царство ХХII–ХVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица – Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (ХVIII–ХVII вв.), связанный с нашествием гиксосов.

  3. Новое царство – ХVI–ХI вв. до н. э. и позднее время с Х в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу – Александрию.

Период существования Древнего царства характеризуется строительством самых известных и грандиозных строительных сооружений Египта – пирамид. К этому же времени относятся и первые дошедшие до нас сведения о садах и парках Египта (2780-2550 и 2160-1788 гг. до н.э.). Самый значительный и монументальный архитектурный комплекс, включавший обширный парк, находился в Гизе. Он был устроен таким образом, чтобы подчеркнуть дуальное устройство мира (мир мертвых и мир живых), в архитектурно-ландшафтной композиции выраженное через строго симметричное расположение погребальных пирамид и верхних заупокойных храмов, которые были сдвинуты на запад, в сторону Ливийской пустыни («мир мертвых», куда уходит солнце) и нижних заупокойных храмов, расположенных восточнее, в долине, куда доходили воды нильских разливов и где были разбиты сады, символизирующие «мир живых» (см. Слайд 3-5). К сожалению, до наших дней не дошли ни планы, ни описания этих садов, а лишь упоминания о них, но на основании более поздних сведений и общих принципов, применяемых древними египтянами в искусстве, можно предположить, что организация открытого пространства нильской долины в этом месте была основана на достаточно жесткой осевой симметричной композиции, что характерно и для храмовых комплексов, и для садов.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов»1. Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений. На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

В период Среднего Царства стали строить т.н. «скальные гробницы», погребальные и заупокойные храмы в которых сливались в единое сооружение, углубленное в естественный скальный массив и открывающееся наружу в виде двух-трех крупных высоких террас с колоннами или без, разбитых по центру высокими пандусами. Одними из самых художественно ценных памятников этого периода являются заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) (Слайды 6-7) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.). Последний, известный в настоящее время как Джесер Джесеру (Слайды 8-9), в древности отличался особенно пышным убранством. Он состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами. К первой из террас (на которой симметрично располагались два бассейна) вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон, обсаженный пальмами, миррами и тополями. На террасах храма располагались «висячие сады» со многими видами цветущих растений и деревьев, вода в которые поступала по сложной сети каналов из самого Нила.

Уникальным сооружением эпохи Среднего царства являлся верхний заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис), примыкавший к пирамиде, сложенной из кирпича. Храм вошел в историю культуры под названием лабиринта (Слайд 10). Происхождение названия связывали с тронным именем Аменемхета Нимаатр, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Лабиринт, по описанию греческого историка Геродота, представлял собой низкое сооружение, занимавшее площадь в 72 тыс. кв. м и обнесенное стеной с шестью симметрично расположенными воротами на южной и северной сторонах. Он включал многочисленные колонные (гипостильные) залы и дворы, галереи и подземные помещения, множество потайных переходов. Гигантские гипостильные залы делились рядами колонн на нефы, из которых центральный обязательно был выше боковых и освещался через оконные проемы в верхней части стен. Колонны были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Самыми распространенными являлись колонны, имитирующие связку стеблей папируса, и колонны с растительной капителью, изображающей цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшались цветным орнаментом и позолотой. Между капителью в форме нежного распустившегося бутона и тяжелым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту - абак, незаметную снизу, в результате чего казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звездами, парит, не касаясь свободно растущих колонн-цветов (Слайды 11-12). Многочисленные внутренние небольшие дворики засаживались симметричными композициями из пальм, самшитов, мирр и цветов (Слайд 13).

Эпоха Нового царства открылась вступлением в 1580 г. до н.э. на престол XVIII династии, первым фараоном которой был Яхмес I, провозгласивший установление единого религиозного культа бога Амона. С именем Амона-Ра связано то поистине грандиозное строительство, которое началось в этот период.

Храмы перестали быть закрытыми, они превратились в огромные, залитые солнцем площадки, обнесенные колоннадами и обширными садами. К подобному типу храмов относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.

Мощный подъем строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамсеса II. При нем был возведены уникальный по размерам и оформлению колонный зал (гипостиль) новый пилон, роскошно декорированный статуями фараона и обелисками. Гигантомания, свойственная древним египтянам, проявилась в оформлении гипостильного зала, который занимал площадь в 5 тыс. кв. м и состоял из 134 колонн, расположенных в шестнадцать рядов. Поверхности стен и колонн были по крыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы папируса, а все остальные колонны представляли собой связки его нераспустившихся стеблей. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни - ее зарождения и расцвета. В то же время зал как бы воспроизводил нильские заросли. Дополнительный эффект достигался линейной высадкой финиковых пальм и самшитовых деревьев по периметру зала. Линейные и групповые посадки пальм и платанов также были сделаны вдоль аллеи сфинксов и у пилонов, оформляющих вход в храм (Слайды 14-19). При храме было разбито 27 огородов для выращивания овощей, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством». В садах также выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр. Луксорский храм и подходы к нему был устроен аналогичным образом (Слайд 20). Он славился пальмовыми и платановыми аллеями, посвященными богине любви Хатхор, а также рощами гранатовых и сикоморовых деревьев, считавшихся деревьями, растущими «между жизнью и смертью», чьими плодами питались души умерших по дороге в загробный мир.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.

Существовало четыре основных типа сада:

  1. Священные рощи, расположенные обычно на берегах искусственных водоемов на территории храмовых комплексов;

  2. Сады декоративного назначения (обычно небольшие), окружавшие жилые дома;

  3. Сады при загородных дворцах фараонов – в современном понимании это парки;

  4. Могильный.

О храмовых садах говорилось выше, а в качестве примера декоративного сада можно привести план египетского сада площадью 1 га (Слайд 21). Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход (1) отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом (3), расположенным в глубине сада. Композиционная ось – крытая аллея, или так называемая пергола (2), увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна (4) и две беседки. По периметру – рядовые посадки. Рассмотренный сад – образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки – входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.), т.е. в период Позднего Царства, особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз, а сама планировка сада стала более сложной (Слайд 22).

В период расцвета Фив – древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы, по ним можно было кататься на лодках. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану и о возможном существовании типовых проектов для озеленения городов (примеры реконструкции садов при домах знатных людей см. на слайдах 23-24). Сад при дворце фараона отличался от декоративного сада при домах вельмож размерами, пышностью, более разнообразным ассортиментом пород растений. Известно, что многие фараоны снаряжали в дальние страны экспедиции за образцами деревьев и цветов, а иногда привозили их и сами из военных походов. Для этого в садах всегда оставлялась зарезервированная площадь, развитая колышками на правильной формы участки.

Что касается могильного сада, то его композиция принципиально не отличалась от композиции храмовых и дворцовых садов. Отличие заключалось лишь в наличии множества укромных, увитых виноградом беседок, в которых, по представлениям древних египтян, умерший мог встречаться с друзьями для игры в шашки, приятных бесед и т.п., а также ассортиментом растений, главное место в котором занимали породы, связываемые с миром мертвых: гранат, сикомор, мак и др. (Слайд 25)

О ландшафтной архитектуре древности можно судить только по скупым описаниям, по редким, очень условным изображениям и случайным находкам археологов (Слайды 26-34).

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз отметим, что в целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

- формированием замкнутых композиций;

- наличием водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

- использованием ритма как композиционного приема;

- применением аллейных и рядовых посадок;

О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня, жасмин, роза. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки, лотосы и папирус. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.


Месопотамия


Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Освоение междуречья шло с юга, где климат аналогичен египетскому, на север, от плодородных лессовых земель в сторону полупустынных горных районов с более прохладным климатом. Так, к северу от Вавилона в зимний период шли холодные дожди, а еще севернее – снег. Местами в этих районах произрастали леса.

Междоусобные опустошительные войны не способствовали сохранению памятников культуры государств Двуречья. Однако в короткие периоды затишья, когда государства объединялись под властью одного из них, строились города, дворцы, храмы, создавались сады.

В пестрой истории Двуречья выделяется период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура (VIII–VII вв. до н. э.).

Основным строительным материалом был сырцовый кирпич – материал крайне непрочный, что также явилось причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры.

Города Двуречья имели округлую в плане (Слайды 36-37), позднее прямоугольную форму (Слайд 38) и были окружены кольцом крепостных стен, иногда двойным или тройным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застройка плотнее. В архитектурных комплексах развитие композиции происходило не по продольной оси, применялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане (Слайды 39-40).

Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Примером парка, устроенного на искусственных террасах или холмах, может служить парк царя Шарру-Кина, о котором говорится в следующей надписи на известковой плите, хранящейся в Гос. Эрмитаже: «В те дни над источником у подошвы горы Мусри выше Ниневии я устроил город и дал ему имя «Замок Шурру-Кина» (Дур-Шуру-Кину). Вокруг него я разбил большой парк, похожий на гористую местность Хаману, в котором были насажены всякие деревья из страны Хаттэ и растения из всяких гористых местностей». Примером подобного парка может служить также парк, изображенный на Слайде 41. В этом парке имеется озеро, в котором плавают рыбы и стоят две лодки для катания. Около озера стоит деревянная беседка. Вправо от беседки расположен высокий холм, покрытый хвойными деревьями. На верхушке этого холма стоит небольшой храм. Среди деревьев гуляют птицы. Рядом с высоким холмом расположен небольшой холм, покрытый хвойными деревьями.

Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды (Слайды 42-43), созданные во дворе Южного дворца (605–562 гг. до н. э.), которые расширил и возобновил Навуходоносор II.

На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические варианты садов Семирамиды (Слайды 44-48). Согласно этим данным, сады (точнее сад) представляли собой ряд возвышающихся террас – отсюда, вероятно, и множественное число «садов», принятое в древних описаниях. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен, а своей южной частью выходил к дворцовым покоям. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас. Нижняя размером 45×40 м имела высоту 8 м, вторая – 40×30×13 м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской стены. Слой земли на первых двух террасах составлял 2 м, на следующих – 1 м. На нижних террасах росли деревья, на верхних – кустарники и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем – слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и долину Евфрата.

Этот сад существенно отличался от египетского плоского замкнутого сада. Тем не менее наличие искусственных террас, их осевое построение и органичное включение сада в регулярную сетку плана города позволяют отнести его к числу регулярных.

Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и России («верховые» сады Московского Кремля, конец ХVII в.). Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней в виде садов на крышах.

Помимо обширных террасных садов при храмах и дворцах существовали также «плоские» сады, служащие для отдыха, прогулок и охоты (парки-зверинцы), засаженные различными деревьями и цветочными растениями. Некоторое представление о городских садах, расположенных на ровном месте, может дать барельеф, изображающий Эламский г. Сузы. Этот город был расположен на искусственном возвышении. С юга и востока он был окаймлен садами, орошенными искусственными каналами. Деревья в этих садах расположены разбросанными группами без определенной геометрической правильности, характерной для египетских садов (Слайд 49). Данные о зеленых насаждениях внутри городских стен были получены в ходе археологических раскопок. Это удалось установить благодаря тому, что посадка каждого дерева осуществлялась в отдельную яму с плодородной землей, которая при раскопках очень хорошо видна в стратиграфии почвенных разрезов (Слайды 50-55).

Помимо рассмотренного небольшого сада имеются также скупые сведения об обширном парке, созданном ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н. э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые (Слайд 56). Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах (Слайды 57-65).

Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

В хозяйственных целях древние ассиро-вавилоняне высаживали обширные сады-рощи из финиковых пальм, которые являлись наиболее простым типом сада. О таких садах часто говорится в дошедших до нас древневавилонских документах хозяйственной отчетности. Так, например, в одном нижеприведенном документе из Ларсы эпохи I вавилонской династии (2057—1758 гг. до н. э.), хранящемся в Санкт-Петербургском отделении Института истории, говорится о том, что некий Balmu-namḫe покупает у Kunnutum и ее сьща финиковый сад и целину за 1/3 мины серебра. «I ikû 40 sar сада из финиковых пальм, 1/2 ikû 20 sar целины возле реки Тигра и возле земли Balmu-namḫe, у Kunnutum, дочери Imgur-Damu, и Iliidinnam, ее сына Balmu-namḫe купил, 1/3 мины серебра отвесил. В том, что в будущем, когда бы то ни было, «это мой сад» она не скажет, Nannar'ом, Samas'ом и царем Rim-Sîn'ом она поклялась». В другом документе, относящемся ко времени царя Хаммурапи, говорится, что во время дележа наследства один из участников дележа получил: «1 sar застроенного усадебного участка.., 20 sar сада, состоящего из финиковых пальм и др.».

Финиковая пальма имела в Вавилонии и Ассирии большое хозяйственное значение. Плоды ее употреблялись в пищу, и из них приготовлялось вино, сердцевина ствола употреблялась в пищу, древесина шла на постройку и на различные домашние поделки. Особенно ценилась финиковая пальма бедным населением, для которого плоды ее служили главной пищей. Так, в одном вавилонском тексте, представляющем разговор между финиковой пальмой и тамариском, пальма говорит: «Сирота, вдова и бедный человек, что стали бы они есть, если бы мои сладкие финики были немногочисленны».

Под пальмами в качестве второго яруса сажались фруктовые деревья, главным образом гранатовые деревья, смоковницы, виноград, фисташковое дерево, груша, оливковое дерево, тутовое дерево, миндаль и, вероятно, лимон. Гранатовое дереве особенно ценилось за плоды и красивые и душистые цветы.

Культура винограда была сильно распространена в Вавилонии и Ассирии, и в некоторых ассирийских садах (сады в окрестностях Harrän) имелось от 15000 до 20 000 лоз.10.

Цветы, столь любимые восточными народами, культивировались в садах. Чаще всего разводились розы, лилии и лотосы. Овощи, коренья и некоторые кормовые и технические растения также, по видимому, разводились в садах, а не в поле.

Кроме местных растений в садах и парках разводились растения, вывезенные из других местностей и из завоеванных стран. Так, ассирийский царь Тиглат-Палассар приказывал во время походов бережно вынимать из земли с корнями красивые деревья неизвестных ему пород и в больших корзинах доставлять в Ассирию, где их рассаживали в царских садах. В одной из надписей царь этот говорит, что он во время похода взял деревья, которые до него никто не сажал. «Я взял и посадил их в садах моей родной земли; еще привез я драгоценные лозы садового винограда, каких у нас до того не было, и обогатил ими сады земли Ашуровой». Разведение иноземных растений особенно процветало во времена ассирийского царя Санхериба. Этот царь устроил в окрестностях Ниневии несколько опытных садов, где он разводил «все сорта плодов всех народов», и даже капризная мирра росла в этих садах «лучше, чем на своей родине». Особый интерес представляют старания Санхериба культивировать в своих опытных садах растения, «которые несут шерсть», т. е. хлопковые деревья.


Так как вавилонские и ассирийские сады и парки обычно устраивались на искусственных насыпях, террасах и холмах, посадка деревьев и уход за ними требовали особенного внимания. В случаях, когда сады или парки разводились на искусственных террасах, сделанных из кирпича, для деревьев устраивались гнезда,которые заполнялись плодородной землей (ниневийский парк Санхериба). Вода для поливки деревьев бралась из искусственных канав и прудов, которые устраивались в садах и парках и которые наполнялись водою из реки при помощи гидравлических сооружений. Из ряда вавилонских и ассирийских документов видно, что на устройство и содержание садов и парков обращалось большое внимание. Для обслуживания сада нанимались садовники. За порубку деревьев в саду налагались строгие взыскания. Так, по законам царя Хаммурапи «Если кто срубит без ведома владельца сада дерево в его саду, то он должен заплатить полмины серебра».


Древняя Греция


Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря.

Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.

В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или античная культура занимает особое место, т.к. она легла в основу современной европейской цивилизации.

В истории культуры античной Греции различают несколько периодов или эпох:

  1. Крито-микенская (ХХ–ХIII вв. до н. э.)

  2. Гомеровская (ХII–VIII вв. до н. э.)

Именно к этому периоду относятся зачатки садово-паркового искусства (X-VIII вв. до н.э.), рассмотренные ниже (священные рощи нимфеи и герооны).

  1. Архаическая (VIII–VI вв. до н. э.)

Греция Архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море – Ольвия, Херсонес, Феодосия, Фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ордерная система. Ордер (order – порядок) представляет собой определенную совокупность архитектурных элементов, цельную художественную систему сочетаний конструктивных и декоративных частей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных сооружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формируются дорический и ионический ордеры.

  1. Классическая (V– IV вв. до н. э.)

Классическая эпоха началась с Греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Политический строй – рабовладельческая республика. В 460 г. до н.э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпохи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Греции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы. Дорический и ионический ордеры достигли совершенства и дополнились новым – коринфским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе – горе, возвышающейся над Афинами, Перикл построил Парфенон в честь богини Афины. Замечательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государства, его культуры.

  1. Эллинистическая (III–I вв. до н. э.).

Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных монархий. В IV в. до н.э. царь Македонии Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. После его смерти империя распалась на ряд государств. В Эллинистический период развертывается строительство общественных сооружений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развивается благоустройство и озеленение городов.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:

  1. Священные рощи – нимфеи (Слайды 67-68). Обычно кедровые или дубовые; располагались у источника, украшались скульптурой, колоннадой, стелой и т.п. Считались местом обитания нимф и муз.

«…Густо разросшись, отвсюду пещеру ее окружали

Тополи, ольхи и сладкий лиющие дух кипарисы; …

Сетью зеленою стены глубокого грота окинув,

Рос виноград, и на ветвях тяжелые гроздья висели;

Светлой струею четыре источника рядом бежали

Близко один от другого, туда и сюда извиваясь,

Вкруг зеленели густые луга и фиалок, и злаков

Полные сочных…».

Гомер «Одиссея», песнь V

Здесь Гомер описывает «нимфей» — древний прообраз грота — любимого элемента садово-паркового искусства всех времен и стилей, изменявшегося согласно требованиям своего времени.

Простое и выразительное описание садов Лаэрта и царя Алкиноя, также приведенные поэтом в «Одиссее» дает представление не только об устройстве и содержании самих античных садов Греции, но и об особенностях греческой культуры вообще. Сады Греции, «золотыми плодами обильные», «роскошно цветущие», включали в себя плодовые деревья: груши, гранаты, смоковницы, яблони, маслины, виноградники и овощные гряды, служащие границами сада.

Как в действительности выглядели сады времен микенскик царей, доподлинно неизвестно, Гомер описывал не современные события, а происходившие несколькими веками ранее. Но при Гомере и в архаический период, когда была полностью сформирована религиозная система греков, подобные нимфеи и сады были широко распространены. Для ритуальных обрядов греки сажали священные рощи, в них возводили алтари и храмы богам. О существовании «орнаментальных» садов в Греции этого времени не осталось никаких свидетельств. Памятники древнегреческой культуры, включая поэмы Гомера, говорят о том, что греки воспринимали природу чувственно-эстетически, в единстве пользы и красоты («красивые гряды, с которых овощ и вкусная зелень весь год собирались обильно»). Естественная красота природы высоко ценилась ими как не нуждающаяся в дополнительных украшениях.

  1. Священные рощи – герооны и аллеи героев (Слайды 69-70), появившиеся в связи с патетикой времени и пафосом побед в греко-персидских войнах и посвященные героям. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др. Иногда рядом с героонами строили гимнасии и палестры. Так, знаменитый гимнасий Академия возник в священной роще героя Хекадемоса, от него и получил свое название, позже превратившись в школу для обучения молодежи. Во времена правления Кимона, когда началось направленное озеленение Афин, сад Академии был снабжен водоемами, прямыми аллеями и обсажен тенистыми деревьями.

  2. В эпоху эллинизма появились сады философов (Слайды 71-73). Известен сад «Ликей» в окрестностях Афин, где учил Платон, с алтарями Муз, Зевса, служивший местом для прогулок и гимнастических упражнений. Такой же «Ликей» был устроен Аристотелем близ восточных ворот Афин при храме Аполлона, где он прогуливался со своими учениками, прозванным «перипатетиками», т.е. прогуливающимися. Также известен сад ученика Аристотеля, философа Феофраста, написавшего 10-томную «Историю мира растений». В этом саду росли оливы, виноград многих сортов, инжир, мирта, яблони, груши, слива и черешня. Философ-пессимист Эпикур — подарил свои сады Афинам, основав там школу «Сад Эпикура», где читал публичные лекции. Описания этих садов не сохранились, но считается, что роскошь впервые появилась именно там.

Что касается общедоступного городского озеленения, то оно было представлено в основном зеленым оформлением агор (главных городских площадей) и улиц, ведущих к ним (Слайды 74-81). В этом проявились принципы греческой демократии, придававшей городским зеленым насаждениям общественно значимый характер. Главным образом это были рядовые посадки вдоль стен зданий по периметру площади или вдоль улиц. Позже (начиная с III в. до н.э.) стали использоваться посадки платана вдоль главных городских улиц и крытых галерей. Публичные сады, украшенные фонтанами, гротами и скульптурами, также были частью греческих городов и поселений (Слайд 82).

Для спортивных игр строили специальные сооружения — гимнасии, которые окружали рощами: известно, что великие боги соревновались именно в рощах. Гимнасий царя Аттала был расположен на трех террасах, каждая из которых была выше предыдущей на 15 метров. Кроме спортивного зала на средней террасе размещался большой сад, на верхней — перистиль с садиком в центре. Гимнасий также содержал спортивное поле — ксистос, покрытый газоном, окаймленным стриженым акантом, и стадий (ипподром). Сад гимнасия украшался водоемами, алтарями, скульптурой, беседками и храмами, здесь собирались философы. Наконец, весь гимнасий был окружен густой рощей.

В целом же внутренняя структура городских комплексов, представляющая живописное и хорошо продуманное сочетание крупных улиц, монументальных сооружений и общественных площадей – агор, стремилась к декоративности не за счет зеленых насаждений. Вместо этого греки умело использовали вертикальную планировку площадей, расчленяя их пространство с помощью протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. В формировании открытых пространств греческого города активно участвовала скульптура. Классический пример греческой городской планировки – центр города Эфеса, мастерские вписанный в пространство между двумя холмами и морем (Слайд 83).

В этот период садами стали окружать и храмы. Вдоль стен Гефестейона (IV в. до н.э.) на афинской агоре были сформированы регулярные посадки, относящиеся к III в. до н.э. (Слайд 84). Размеры посадочных ям, обнаруженных учеными в скалистом грунте, заставили предположить, что здесь были высажены: в первом ряду небольшие деревья и кустарники (гранат или айва), во втором — лавр или самшит. Цветочный бордюр состоял из львиного зева — цветка, созданного, согласно мифологии, богиней Флорой в честь победы Геракла над Немейским львом. Улицы, проходившие через площадь, имели рядовую посадку из платанов, полив которых обеспечивался специальными поливными устройствами. Около алтаря, статуи Демосфена, площадок для сбора налогов также были высажены тополя и платаны. В целом регулярная композиция растительности гармонично сочеталась с архитектурой зданий и с ансамблей агоры. Аллейные посадки вдоль улиц встречаются и в городах эллинистической Греции. Одним из чудес света по праву считался храм Артемиды в Эфесе, вокруг которого также были линейные посадки кипарисов и лавров, а на площадках многоступенчатой высокой лестницы стояли вазоны с цветами (Слайды 85-86).

В настоящие сады греки превращали и кладбища, щедро озеленяя их посадками платанов, асфоделия и аканта.

За исключением философских, других частных садов в городах не было, что определялось демократическими принципами государства. Сохранились лишь отрывочные сведения об утилитарных частновладельческих садах, где наряду с овощами выращивали деревья — гранат и инжир, и цветы — фиалки, розы, лилии. Неотъемлемой частью жилого греческого дома перистильного типа был внутренний двор. Греческий дом положил начало дворовому саду, который устраивался в перистиле — внутреннем дворе, окруженном колоннами. В бедных домах перистиль был вымощен каменными плитами и декорирован цветами в вазонах и статуями. Более богатые греки украшали двор цветами, превращая перистиль в роскошный цветущий сад (Слайды 87-90).

Восточные традиции садоводства получили широкое распространение в эпоху Александра Македонского благодаря описаниям философа Ксенофонта персидских садов, названных им «парадизами», пробудившими интерес греков к возможности украшать свои утилитарные сады цветами. Наиболее распространенными растениями, украшавшими сады, стали розы, ирисы, лилии, фиалки, гвоздики. В греческих садах появились тамариски, кусты олеандра, роз, фиалки и гиацинты. Александр основал множество городов и организовал в них парковые территории. Наиболее богатой была Александрия Египетская (Слайды 91-93). Дворцы в ней отделывались золотом и драгоценными камнями. Публичные и царские сады в этом городе занимали четвертую часть всей территории, причем все они были связаны между собой и образовывали единый зеленый пояс. В эту же зеленую систему входил и парк Мусейона — научного центра с ботаническим садом и зоопарком (Слайды 94-95). Панорамой Александрии можно было полюбоваться с искусственного холма Папейон, на который вела спиральная дорожка.

Еще более Александрии своими садами славилась Антиохия — столица государства Селевкидов. В садах Антиохии, простиравшихся до подножия гор и к реке Оронт, было устроено множество садовых домиков, купален, портиков и фонтанов. Из Антиохии по извилистой дорожке, бегущей через пьянящие своими запахами виноградники и розовые клумбы, можно было попасть в дивный сад удовольствий Дафны со многими прохладными источниками, украшенный гротами, фонтанами, скульптурой и крытыми аллеями — перголами, увитыми плющом или виноградом.

В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из полезности и качества самого устройства складывалось представление о его красоте. Важны были не декоративные качества каждого отдельного вида растений или красота их групповых посадок, а теоретические положения композиции и пространственное решение архитектурных ансамблей. Как уже говорилось выше, в античной Греции была разработана система пропорций – принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении – планировочном решении ансамблей.

Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя (Слайды 96-108), расположенного на скалистом холме и представляющего собой комплекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или линии морского побережья.

Ошеломляющее впечатление производило также знаменитое святилище Аполлона в Дельфах (Слайды 109-115). Горы вокруг храма создавали многократное эхо – удивительное наслоение повторяющихся и усиливающихся звуков. Г. Флобер описал свое впечатление следующим образом: «…узкая долина между двух почти отвесных гор, дно покрыто черными оливковыми деревьями, красные и зеленые горы, всюду пропасти, в глубине — море, а на горизонте — снежные вершины… Вот местность, подходящая для религиозных ужасов…». Попадающий сюда человек, даже по прошествии многих веков после возведения святилища, чувствует соприкосновение с божественным величием. Замечательными рукотворно-природными творениями являются знаменитые афинские театры Диониса и Герода Аттика, театр в Эпидавре, как бы втягивающие зрителя в огромные воронки амфитеатров — кратеры «вулканических» трагедий и комедий.

Пониманием красоты природы проникнуты поэтичные, изысканно красивые древнегреческие легенды о происхождении цветов и растений, игравших в жизни древних греков значительную роль. Особое отношение вызывали у них олива и лавр. Много веков афиняне следят за тем, чтобы у стен Эрехтейона всегда росла олива. Она и сейчас там, где по мифу об основании города выросла олива, посаженная богиней Афиной, покровительницей города (Слайд 116). Оливковыми и лавровыми венками увенчивались головы победителей игр. Ветка лавра олицетворяла «лавроносного» Аполлона, бессмертие, триумф и победу. В дни праздников, посвященных Аполлону, после осеннего сбора урожая, молодежь шла с песнями по улицам Афин, неся в руках «иресионы» — ветки оливы или лавра, перевитые шерстяными лентами. Эти ветки, прикрепленные к дверям дома, обещали изобилие еды и питья и сохранялись до следующего года. Во время праздников в честь бога Адониса, рожденного из дерева, гречанки поднимались на крыши, чтобы выставить там «миниатюрные сады», орошая их слезами в надежде, что Адонис возродится. Любимейшими цветами греков были розы и фиалки. В чудесную благоухающую фиалку Зевс превратил прекрасную девушку, желавшую укрыться от преследований Аполлона. Фиалка у греков служила эмблемой весны и Афин, — города, который поэт Пиндар воспел, как увенчанный фиалками. Венками и букетами из фиалок греки украшали себя, свои жилища, домашние изображения богов. Венок из фиалок, надетый на голову трехлетнего ребенка, означал, что его беззащитные годы прошли, и что он вступает в жизнь в качестве маленького гражданина.

Розу греки считали даром богов. Сапфо назвала ее царицей цветов. Анакреонт писал, что роза родилась из пены, покрывавшей тело Афродиты, выходящей из моря. Восхищенные боги обрызгали цветок нектаром, придавшим ему чудный запах. Белая роза окрасилась в красный цвет кровью поранившейся о шипы Афродиты, бежавшей к своему возлюбленному — смертельно раненому Адонису. Роза участвовала и в радостных, и в печальных событиях в Греции. Розами украшали богов, невест, дома, победителей и гробницы дорогих умерших. Существовало гадание при помощи розанного оракула. Роза считалась одновременно символом кратковременности жизни и бесконечности, выражавшейся в круглой форме ее бутона, не имеющего ни начала, ни конца. Именно поэтому изображение розы традиционно помещалось на могильных памятниках.

Лилии, появившиеся еще на минойских фресках, также были любимы греками, приписывавшими им божественное происхождение — по мифу, лилия выросла из капли молока Геры, кормившей маленького Геракла.

Маргаритка получила свое название от греческого слова margarites, означающего «жемчужина», и действительно — ее белые цветы, покрывающие зеленые луга, напоминают жемчужинки.

Примулу древние греки считали лекарственным цветком Олимпа и называли цветком двенадцати богов. Они верили, что в примуле, возникшей из тела умершего от любви юноши Паралисоса, которого боги из сострадания превратили в ароматное растение, заключено исцеление от всех болезней. Примулой в древности лечили от паралича. Многие качества и особенности растений были замечены, обыграны в легендах и использованы в обрядах.

Все растения изображались на керамической посуде в составе мифологических или бытовых сюжетов либо в виде стилизованного орнамента (слайды 117-136).



1 Бунин, А.В. История градостроительного искусства / А.В. Бунин, Т.Ф. Саворенская. – М., 1974.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!