СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания"»

«Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания». (Из опыта работы Бархатовой Л.П.)

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

«…Вопросы патриотического воспитания остаются в центре внимания нашей воспитательной деятельности. Причем эта работа ведётся , что называется, с пониманием ответственности задачи, в нашей школе она не шаблонная, она доходит до сердца каждого ребёнка. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, занимаясь этим в школе, мы создаём соответствующее желание у наших школьников изучать историю страны, историю малой Родины, историю своей семьи, чтобы это создавало у обучающихся ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были непосредственно связаны с каждым из них. Именно эта явная причастность создаёт , на мой взгляд, истинное понимание патриотизма».

Богатство России – это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине. Именно национальное единство и патриотизм не раз решали судьбу нашей страны. Благодаря народному единству и патриотизму, Россия стала великой державой и останется такой на века.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Родина – это все: и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни, танцы и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий созидательный труд своего народа».

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. По мнению русского философа и историка И.А. Ильина, «обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать другому человеку его родину – ни педагоги, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть… Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное…».

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Говоря о патриотическом воспитании, ошибочно будет индивидуализировать этот процесс. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, экологическое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки духовно-нравственных патриотических чувств.



Сегодня, в целях гармоничного развития общей культуры подрастающего поколения, важно активное приобщение к исторически сложившимся, имеющим широкое распространение видам деятельности, к которой и относится изучения родного края на примерах произведений известных русских писателей – классиков, таких как Пушкин, Даль, Аксаков и писателей – земляков, таких, как Одноралов, Исаков, Правдухин. Краеведение через литературу выполняет важную миссию в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Специфика ее участия в этом важном социальном процессе обусловлена природой великолепного русского языка, средствами речевой выразительности, функциями в общественной жизни, особенностями развития общества.

Краеведение – искусство коллективное, которое способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости и мужества, что оказывает существенное влияние на исполнительскую деятельность участников образовательного процесса.

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Вся деятельность образцового детского коллектива ЛТО «Каруселька» – яркий пример систематической и целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию, а также огромной воспитательной работы в целом.

В нашем коллективе работу по патриотическому воспитанию мы начинаем с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день пребывания детей в ЛТО «Каруселька»мы наполняем радостью, улыбками, добрым и внимательным отношением. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному коллективу, родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем вырастет более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Особое внимание мы уделяем созданию ситуаций, обеспечивающих успех в учебной деятельности, демонстрации воспитанниками своих умений, вовлекая их в активную творческую деятельность (конкурсы и фестивали детского литературного творчества, обучающие очные зональные программы, творческие мастерские, театрализованные постановки, творческие и оздоровительные лагерные смены).

Большое значение в образовательном процессе руководитель ЛТО «Каруселька», Бархатова Л.П.уделяет воспитательному аспекту, используя все воспитывающие резервы литературно- сценического искусства для развития гражданственности, духовного, нравственного и трудового сознания детей, их эстетического и физического развития. Одной из педагогических технологий является коллективное посещение старожилов (особенно мы любим бывать в гостях у Щенова М.Н., нашего местного поэта-самоучки, который все свои стихи написал об Алмале написал с большой любовью, что благотворно влияет на отражение в сердцах детей значимости каждого конкретного места на Земле), выставок и концертов; экскурсии по историческим и памятным местам, посещение мемориальных комплексов, музеев боевой и трудовой славы.

Очень важными для детей являются совместные семинары с профессиональными писателями : Хомутовым Г.Ф. (который ушёл из жизни прошлым летом, но который очень много сделал для развития детского литературного творчества в Оренбургской области, к слову, аналогов такого движения в России нет), Кильдяшовым М.А., Однораловым В., участие вместе с другими детскими коллективами в акциях и общественно-культурных мероприятиях области ( такие , как «Рукописная книга», «Формула творчества», фестиваль «Вдохновение»)

Хотелось бы отметить и еще один фактор, влияющий на успешность детей, их гражданскую позицию, а в дальнейшеми выбор ими профессии – это отношение руководства школы и координаторов областной литературной гостиной «Истоки», в частности Санниковой И.Н. к ЛТО «Каруселька». Педагог получает постоянную всестороннюю поддержку от них , содействие повышению им педагогического профессионального мастерства, поощрение к поиску новых форм реализации образовательного процесса.

Формирование гражданского сознания у обучающихся – это сложный, многоступенчатый, развивающийся процесс, который осуществляется в течение длительного периода. Программа обучения «Оренбургский край в русской литературе» в ЛТО «Каруселька» рассчитана на 3 года, но этим периодом творческая активность детей не заканчивается, как правило, те, кто пришёл в объединение в 5 классе, продолжают заниматься до окончания школы. В коллективе занимаются дети практически всего школьного возрастного спектра (это составляет 72 % от всего количества обучающихся в школе), что позволяет создать условия для постепенного формирования у учащихся гражданственной позиции.

Атмосфера, которая царит в творческом объединение, активно влияет на гражданское сознание ребенка, формирование у него нового социального опыта, навыков ориентации в информационном пространстве; освоение учащимися духовных и культурных ценностей. Все это позволяет выпустить духовно образованного человека. И не важно, станет ли он исполнителем или педагогом, он прежде всего вырастет человеком, который навсегда сохранит любовь к Родине, к творчеству, к коллективу.

Ярким примером служат слова детей: «Огромное спасибо нашему руководителю, который научил нас через литературное выражать свою любовь к Родине, к окружающему миру» (участница объединения Искандарова Илюза)

Нашей педагогической целью является создание коллектива единомышленников: педагоги – дети – родители, увлеченные идеей сохранения народных традиций в литературном творчестве, ведущих активную творческую деятельность, стремящихся к совершенствованию достигнутых результатов. Именно содружество детей, родителей и педагогов выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и педагогов как единого педагогического сообщества. Уже с первого года родители становятся непосредственными участниками образовательного и воспитательного процессов. Постепенно родители приучаются к художественным требованиям, становятся объективными в оценке возможностей своих детей.

15 октября 2020 года образцовому детскому коллективу «Каруселька» исполнилось 20 лет. А когда-то это был просто кружок школы. Именно здесь свои первые шаги в мир профессиональной литературы совершали десятки детей. Огромной гордостью коллектива являются выпускники, которые с теплотой отзываются об объединении. Многие обучаются в специальных учебных заведениях, работают педагогами , пишут стихи, рассказы.. Все они успешные, состоявшиеся личности. Сейчас в коллективе есть дети наших выпускников, которые успешно начинают свои первые шаги в мире литературы, знакомятся с историей и культурой своей страны.

Наши воспитанники с 2008 года в региональном конкурсе детского литературного творчества являются обладателями высшей награды «Лауреат», имеют множество дипломов 1-3 степени. Являются обладателями 1 международной премии детского литературного творчества имени Корсунова, дипломантами Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», «Капитанская дочка» и мн. др.. Работы наших воспитанников публикуются в сборниках «Ручейки», «Здравствуй, это я!», «Под небом голубым», «А память сердца просит слова снова» и др., а также есть публикации в периодических изданиях «Южный Урал», «Оренбургская сударыня», «Вечернее Оренбуржье», «Прогресс-Т»

В декабре 2017 года наша воспитанница единственная из Оренбуржья отдыхала в международном детском лагере «Артек», а в апреле 2018 – в образовательном центре «Сириус» в г. Сочи

Следующие записи были сделаны Бархатовой Верой в “Артеке”, «… в который я бы никогда не попала, если бы не моя родная «Каруселька».…Два часа пролетели незаметно, как и пейзажи, виднеющиеся из окон автобуса, начинающиеся с виноградных плантаций, посаженных настолько ровно, что рябит в глазах, до скалистых и шелковых гор. А море, столь глубокое, столь чуткое и таинственное, что понимаешь, насколько не изведана Земля. И маленькие, разбросанные между зеленой тесьмой домики, словно сделанные из карт, величаво прижались к необъятным просторам моря…»

При помощи национального сознания, патриотического воспитания каждый конкретный народ продлевает себя в детях, генерирует свой дух, характер, психологию, традиционную культуру, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Видя изменения, происходящие в самом ребенке, родители сами начинают больше интересоваться народной культурой и искусством. Ведь невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия.

ЛТО «Каруселька» помогает формировать фундамент для развития нравственных чувств детей, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Приобщение детей и родителей к традиционной народной культуре – это бесценная заслуга.

Не секрет, что если бы работа по патриотическому воспитанию в объединении не была бы систематической, а мы, педагоги, не были бы патриотами своей Родины, то дети никогда бы не стали патриотами своей школы, своего коллектива, своей Родины. Объединение никогда бы не добилось высоких результатов на областных и всероссийских конкурсах, не смогло бы достойно представлять нашу страну на международных конкурсах.

Накопленным опытом работы я с радостью поделюсь с тем, кто, как и я , не представляет себе жизнь без детей и литературы, тем более, что в этом году я заканчиваю свою педагогическую деятельность в этом направлении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!