СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Развитие грамматического строя речи младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Развитие грамматического строя речи младших школьников"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯЩИКОВСКАЯ ШКОЛА № 15

ИМЕНИ ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»






СЕМЕНАР НА ТЕМУ:


«РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


Подготовила:

учитель начальных классов

Кожевникова В. Г.



СОДЕРЖАНИЕ







  1. Развитие грамматического строя речи младших школьников

  2. Мотивация речи

  3. Требования к речи

  4. Понятие о тексте

  5. Ошибки в письменной речи учащихся

  6. Формирование умения совершенствовать написанное

  7. Звуковая культура речи

  8. Работа со словарём

  9. Педагогическая копилка

  10. Работа с родителями

  11. Подведение итогов

  12. Литература
















(Слайд №1)

(Слайд № 2)

«Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.»

Н.И.Жинкин

(Слайд № 3)

  1. Развитие грамматического строя речи младших школьников

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. (Слайд № 4) Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

(Слайд № 5)

В первые годы обучения младшего школьника очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии — нарушению письма.

И учитель, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

(Слайд № 6)

Формирование и развитие грамматического строя речи школьников имеет свою специфику, которая заключается в организации системы упражнений по устранению проблем в речевом развитии ребенка:

  • Умение анализировать речевой материал.

  • Синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами русского языка.

  • Обобщать полученные сведения с учетом существенных и несущественных признаков.

Практические задания по словообразованию и словоизменению способствуют формированию грамматического строя речи, а также устранению уже имеющихся речевых дефектов.

(Слайд № 7)

Упражнения для коррекционной работы:

  • Называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (например, выбрать продукты, которые нужны для приготовления салата, назвать предметы, для которых подходит характеристика «деревянные» и т.д.).

  • Постановка вопросов для уточнения действий и предметов, которые ребенок видит вокруг (Что делает мама?). Сначала вопросы предполагают ответ, который нужно выбрать из двух вариантов (Пирожное сладкое или соленое? В бане жарко или холодно?), а затем вопросы требуют от ребенка самостоятельных ответов.

  • Соотношение предметов и действия (пароход – плывет, машина – едет, лает – собака и т.д.).

  • Дополнение предложений словом, которое подходит по смыслу (Папа взял топор. Он будет рубить дрова (чем?) – топором).

Формирование грамматического строя речи младших школьников лучше всего проводить с помощью упражнений в игровой форме, чтобы ребенок не потерял к ним интерес. При этом, при выполнении каждого задания, ребенку должна даваться четкая инструкция.

2.Мотивация речи (Слайд № 8)

Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи.

(Слайд № 9)

Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел простыми словами. (Слайд № 10)

Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

(Слайд № 11)

3.Требования к речи

 В своей работе мы придерживаемся таких требований:

- наглядные;

- словесные;

- игровые.

Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

4. Понятие о тексте

(Слайд № 12)

Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;

  • умение раскрывать основную мысль высказывания;

  • умение собирать материал к высказыванию;

  • умение систематизировать собранный материал;

  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления.

Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

5.Ошибки в письменной речи учащихся

(Слайд № 13)

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

1. В содержании, в том числе пропуск букв.

2. В структуре:

- нарушение логической последовательности;

- отсутствие связи между фактами.

3. В речевом оформлении:

- в определении границ предложения;

- в построении предложений разных типов;

- нарушение порядка слов;

- повторы слов;

- неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные.

(Слайд № 14)

6. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

(Слайд № 15)

7. Работа со словарём

Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли.

(Слайд № 16)

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте анотомических пар и выяснение из значений;

  • работа над прямым и переносным значением слов;

  • употребление речевых оборотов;

  • работа с пословицами и поговорками;

  • работа со словарём;

  • выполнение различных видов творческих работ.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

(Слайд № 17)

8. «Педагогическая копилка»

В своей работе мы используем различные методы и приемы для развития речевого грамматического строя речи: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, чистоговорки, рифмовки, составление загадок, ТРИЗ-технологии, мнемотехника.

(Слайд № 18)

Для достижения поставленной цели в своей педагогической практике мы используем игровые методы и приемы ТРИЗ технологии (теория решения изобретательских задач). Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь учащихся.

1. «Мозговой штурм» - оперативный метод решения проблемы, при котором предлагается высказать как можно большее количество вариантов решений.

Упражнение 1. «Исправь предложения»

Я уже ездил на самолете. (Я уже летал на самолете. Я уже ездил на поезде.)

Мы готовились встречать пернатых птиц. (Мы готовились встречать перелетных птиц. Мы готовились встречать пернатых друзей.)

Река замерзла льдом. (Река покрылась льдом. Река замерзла. Лед сковал реку.)

Меня пробудил мой папа. (Меня разбудил папа. Меня разбудил Сережин папа.)

Упражнение 2. «Что на что похоже?»

Настольная лампа похожа на …

Арбуз…

Тыква….

Утюг…

2. «Составление загадок»

Последовательность этапов сочинения загадки:

· Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.

· Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.

· Исключить объекты, обладающие такими же признаками.

· Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Предлагаю составить загадку про ромашку. (Средь травы стоит краса, белые реснички, желтые глаза.)

(Слайд № 19)

Проводится работа с учащимися младших классов проводится с помощью специальных упражнений и дидактических игр. Для примера приведем распространенные игры и занятия на развитие грамматического строя речи.

Примерные задания для 1 класса

    1. Задание «Дайте ласковые имена»

Вася — Васечка

Даша — Дашенька

Ира — Ирочка и т.д.

    1. Задание «Подбери как можно больше определений к каждому предмету»

Лимон (какой?) — кислый, желтый, сочный;

Вишня (какая?) — сладкая, красная, маленькая;

Апельсин (какой?) — сочный, оранжевый, сладкий;

3. Игра «Построй дом»

Пилить …(пилой).

Стучать ...(молотком).

Рубить …(топором).

Примерные задания для 2 класса

    1. Игра «Собери словосочетание»

Следующее задание используется для согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Кроме того, дети учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дети слушают предложения и отвечают на вопросы:

  1. Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)

  2. На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)

  3. Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)

    1. Игра на словообразование «Назови профессию человека»

Машину водит — водитель.

Часы чинит — часовщик.

Песни поет — певец.

3. Игра «Магазин»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Детям раздаются «деньги», с изображением цифр. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)

Примерные задания для 3-4 класса

1. Мнемотехника. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Игра «Я начну, а вы продолжите…»

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

Целый день сегодня шью

Я одела всю семью.

Погоди немножко, кошка,

Будет и тебе одежка.


2. «Весёлые рифмовки»

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты!

Как у нашей Марфы

Есть в полоску шАрфы!

3. «Зарифмованные цифры»

пять – стать, кровать, подать, копать, стоять, знать, слыхать, врать, спать, видать, дать, понять, гулять, сказать, мять

восемь – переносим, просим, носим, косим, осень, сосен, попросим, спросим

Практические задания на различные лексические темы, целью которых является упражнение детей в словоизменении и словообразовании.

Тема № 1. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Цели. Употребление существительных в творительном падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Ответить на вопрос: чем? одним словом, затем цолным предложением.

Ученики пишут — чем? — ... (ручкой).

В школе рисуют — чем? — ... (карандашом, красками).

На доске пишут — чем? — ... (мелом).

С доски стирают — чем? — ... (тряпкой).

2) Назвать ласково школьные принадлежности.

Портфель — ... (портфельчик)

Карандаш — ... (карандашик)

Мел — ... (мелок)

Тема № 2. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цели. Согласование существительных с собирательными и порядковыми  числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных.

1) Прослушать рассказ.

В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми заходили во двор коровы, вторыми — козы, третьими — овцы.

Ответить на вопросы: Сколько в деревне пастухов? Кто из пастухов пас скотину? Кто помогал пастухам загонять скотину во двор? В каком порядке заходили животные во двор?

Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: «два», «оба»,  «пятеро»,  «первые», «вторые»,  «третьи».

2) Назвать детенышей домашних животных по образцу.

У коровы — теленок — теленочек — телятки

У козы ... (козленок) — ... (козленочек) — ... (козлятки)

(Слайд № 20)

9. Работа с родителями

          Тесный контакт учителя с родителями обеспечивает наибольший успех в работе по формированию и развитию речи у детей младшего школьного возраста. Поэтому предлагаемый материал может быть использован учителем в качестве домашних заданий, как фрагменты занятий и в индивидуальной работе, а так же родителями — как словесные игры с детьми.

           Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы;

1. Игры и упражнения на словоизменение;

2. Игры и упражнения на словообразование;

3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Задания на развитие речи:

- стихи (учим, декламируем);

- скороговорки;

- игры на словообразование.

Задания для развития мелкой моторики рук:

- упражнения для пальцев;

- действия с предметами;

- «рисовальные» упражнения.

Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.

(Слайд № 21)

        10. Подведение итогов

 Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей младшего школьного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми младшего школьного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.

Необходимо четко разграничивать задачи формирования у детей фонематического и фонетического слуха. Следует так же уделить значительное внимание методике развития интонационной стороны детской речи. Эта задача очень важная, так как её решение тесно связано с эстетическим воспитанием речевой деятельности. И «секрет» успеха состоит не в новаторстве, а в систематическом и планомерном воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических принципов и правил, как новых, так и традиционных.

(Слайд № 22)

11. Используемая литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.

3. Зикеев А. Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии. //Дефектология. №6, 2004. – с. 3 – 10.

4. Полезные мелочи. Методические находки. – М.: Чистые пруды, 2005.32 с.

5. Фомичева Г. А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников. //Начальная школа. №1, 2001. – с. 15 – 29.

6. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.

7. 55 карточек на развитие грамматического строя устной и письменной речи. Можно применять в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. https://www.twirpx.com/file/687001/

8. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции 0.doc

9. Пособие предназначено для учителей начальной школы, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей детей с общим недоразвитием речи, учащихся младших классов.
https://www.twirpx.com/file/2376997/

10. Формирование словообразования по Лалаевой, Серебряковой.docx


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!