СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Развитие познавательных интересов у учащихся через вовлечение во внеурочную деятельность, проведение конкурсов, предметных олимпиад".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на районном методическом объединении по развитию познавательных интересов у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Развитие познавательных интересов у учащихся через вовлечение во внеурочную деятельность, проведение конкурсов, предметных олимпиад".»

МБОУ Мирнинская средняя общеобразовательная школа

Гордеевского района Брянской области





ДОКЛАД



«Развитие познавательных интересов у учащихся через вовлечение во внеурочную деятельность, проведение конкурсов и различных олимпиад по предмету (химия и биология)»






Доклад подготовила:

учитель биологии и химии

МБОУ Мирнинской СОШ

Юркова Т.П.














2017 г.


Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством её оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления её практикой обучения доказана педагогической наукой. Современная теория обучения и воспитания всё больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Мой опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов у учащихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочная работа по предмету. Внеурочные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Развитие творческих способностей учащихся продолжается во внеурочное время.  Главная задача её – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеурочная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует кружковая работа; система летних заданий и предметные недели.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная деятельность занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность по биологии - это и проекты, подготовленные учащимися, и кружковая работа с заинтересованными детьми, и традиционная неделя биологии, и, конечно, проведение предметной олимпиады по биологии и химии.

В рамках реализации ФГОС второго поколения наибольшее значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов. 
Проектной деятельностью учащиеся современной школы начинают заниматься с начальных классов. Моя задача - научить ребят и нацелить их на грамотное составление проекта, начиная с самого себя, своей семьи и заканчивая охраной окружающей среды.

В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

В своей практике с учащимися я использую несколько видов проектов:  

- информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам;

исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению;
-  продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации;
практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.
В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться самостоятельно, мыслить, работая в группе, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.
Не могу не сказать еще об одной из форм внеурочной деятельности учащихся - о кружковой работе.

В каждом классе есть ребята, у которых возникает множество вопросов, требующих ответа. Именно они и составляют основную массу, заинтересованных в этих занятиях. Кружковая работа не регламентируется рамками урока, объединяет заинтересованных ребят, может дать простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Успех работы кружка в немалой степени зависит от умело организованного в нём самоуправления.

Каждый год на базе Мирнинской школы работали кружки по биологии, которые с большим интересом посещали учащиеся.

Так, например, четыре года назад в Мирнинской школе работал кружок для учащихся 9-х классов “Человек и его здоровье”. Работа данного кружка становилась особенно актуальной в условиях роста числа различных заболеваний у школьников. В ходе работы большая часть времени отводится на практические работы по самонаблюдению, изучению состояния здоровья учащихся. Работа кружка направлена на повышение внимания школьников к своему здоровью и здоровью своих близких, на формирование потребности в сохранении собственного здоровья, и, в то же время, стимулируют процесс познания.

В настоящее время в нашей школе кружковая деятельность не ведётся в связи с отсутствием лицензирования на ведение данного вида деятельности.

Олимпиады среди всех форм и методов внеурочной деятельности занимают особое место. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых детей. Для успешного выступления на олимпиаде нужна отдельная от урочной деятельности подготовка, потому что предлагаемые задания выходят далеко за рамки даже профильного обучения. Безусловно, работа по подготовке к олимпиаде, не сводиться лишь к работе учителя. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой и если ребёнок проявляет познавательную активность, то он добивается определенных результатов.

В 2015/16 и 2016/17 учебном году учащийся Мирнинской школы Колесников Иван становился призёром олимпиады по биологии.

Также Колесников Иван в 2015/16 учебном году стал победителем заочного тура олимпиады по биологии, проходившей на базе Брянского Государственного Университета им. И.Г. Петровского.

При подготовке к олимпиадам считаю важным моментом работы – это индивидуальный подход, при котором учитывается уровень знаний каждого ученика, особенности личности.

Необходимо также отметить, что помимо выше указанного, участие детей в различного рода конкурсах, влияет на формирование познавательного интереса, т. к. привлекает своей не традиционностью, занимательностью, расширяет кругозор, повышают активность детей, заставляет творчески проявить себя.

В прошлом учебном году учащиеся Мирнинской школы принимали участие в различных конкурсах и имеют следующие успехи: Семенищева Алина стала победителем районного конкурса средств наглядной агитации и пропаганды по защите Брянского леса в номинации детский социальный рисунок «Лес боится огня!»; Зуева Алина стала победителем, а Жогов Евгений призёром в районном конкурсе «Марш парков Брянщины – 2017» в номинации «Заповедный мотив».

То, насколько будет плодотворной работа в школе, зависит от правильно выстроенного взаимодействия учеников и учителей.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!