СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования «Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир”.

А. Дистервег

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования «Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка»»

Доклад по теме самообразования

«Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка»

Тема самообразования, по которой я работаю год, «Формирование нравственных и культурологических ценностей на уроках английского языка». Она была взята мною неслучайно, потому как сегодня такие проявления высокой нравственности как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе стали отходить на второй план. Особенно от этих процессов пострадала молодежь, которая, с одной стороны, утратила традиционные ценности, с другой, на нее нахлынул поток меркантильных норм и отношений. Изменение менталитета общества и личности, проявление форм асоциального поведения актуализируют проблему - воспитание нравственных ценностей у молодого поколения.

Цель работы по данной теме – выявить содержательный потенциал страноведческого материала, направленный на развитие нравственных и культурологических ценностей у подростков на уроках английского языка.

Несколько лет назад система образования подразумевала обучения нравственным ценностям не на уроках в школе, а дома за счет родителей. Запад навязал нам ложные понятия морали. В итоге мы получили безнравственное поколение или как его ещё называют поколение «Pepsi». Теперь это поколение привело в школы своих детей и подчас педагогу приходится воспитывать не только детей, но и уделять большое внимание нравственному воспитанию родителей.

Иностранный язык по праву считается ключевым предметом, формирующим нравственный облик ученика. При изучении иностранного языка у обучающихся формируется мировоззрение, нравственный облик, отношение и поведение к той или иной жизненной ситуации.

Еще одним необходимым принципом современного процесса обучения и воспитания является принцип культуросообразности. Благодаря этому у ученика появляется возможность, познакомится с культурой страны изучаемого языка и сравнить ее с культурой своей страны. Таким образом, традиции, обычаи, культура, нравы страны изучаемого языка воспитывают обучающихся в контексте диалога культур.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке английского языка, могут быть отнесены групповые и парные виды деятельности. В группах и парах проходит обсуждение проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приёмов работы. Причём работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несёт индивидуальную ответственность за принятое решение.

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур, проводится работа с картинками, с географическими картами, работа со знаками и символами культуры, круглые столы, викторины по теме, уроки экскурсии, ролевые игры. Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют погружению в иноязычную культуру, содействуют их вовлечению в диалог культур, их творческие и познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом, а самое главное способствуют нравственному воспитанию школьников через призму других культур.

Для достижения данной цели я использовала различные методы и виды деятельности на уроках английского языка. На уроках использовались учебники английского языка 5 - 7 классов Enjoy English под редакцией М.З. Биболетовой, 8-11 классов под редакцией В.П. Кузовлева. В учебниках присутствует страноведческий материал, как страны изучаемого языка, так и нашей страны.

Изучая тему «Семья», на основе текстов ученики совместно с учителем создают проект «Идеальная семья, семья моей мечты». В проекте ученики рассказывают о ценностях в их семьях и отвечают на следующие вопросы: Как поступят члены идеальной семьи, если кто-то из них оказался в нелепой ситуации? Если в семье кто-то плачет, что вы сделаете? Если кто-то в семье расстроился, что проиграл в игру? И т д.

Изучая тему животные, обучающиеся готовят рассказ о животных в их семье. Каким образом они за ними ухаживают и чему они у них могут научиться? Почему диким животным лучше жить на воле?

Изучая тему «Школа» обучающимся предлагается работа в группе. Необходимо нарисовать и прокомментировать идеальную школьную форму, какой она должна быть.

Тема «Праздники» «Celebrations». Ученики знакомятся с праздниками в США и Великобритании, а так же с традиционными блюдами на праздники. После прохождения материала обучающимся предлагается ролевая игра. Класс делится на три группы. Первая группа празднует традиционный английский праздник, а вторая традиционный российский. Участники третьей группы в качестве гостей посещают праздники, расспрашивая о главных блюдах, традициях празднования. На уроке следует обратить особое внимание на лексику, связанную с хорошими манерами.

Изучая тему «Великобритания», идёт выявление нравственных качеств многонациональных стран. На уроках обучающиеся знакомятся со странами входящими в состав Великобритании, народами, проживающими на ее территории, флагами и эмблемами государств. Учитель интересуется, какие народы проживают в нашей стране. В России и Великобритании проживает большое количество народов с разными обычаями традициями, языками и культурами. В конце уроков дети отвечают на вопрос. Благодаря каким нравственным качествам они уживаются друг с другом? Предполагаемый ответ:

- они стараются понять друг друга, даже если они не правы;

- умеют прощать отрицательные поступки и черты характера;

- ведут себя вежливо по отношению к другим народам;

- вежливое и доброе отношение друг к другу.

Происходит знакомство обучающихся с правилами поведения дома и в общественных местах. Каждому ученику дается задание, используя учебник написать, что можно, а что нельзя делать в общественных местах и дома: в музее, магазине, на стадионе, в школе и библиотеке. После ответа учитель задает вопрос: а почему нельзя себя вести, так или иначе?

В 9 классе рассказывается о великих писателях Великобритании и их персонажах. Обучающимся предлагается сделать проект о своем любимом российском писателе и любимом персонаже, а так же написать его нравственные качества. Какие из этих качеств ты бы хотел развивать в себе? Может ли ваш герой нагрубить неприятному человеку? Позволит ли он себе выругаться на несправедливое замечание в его адрес? Как он поступит, если увидит, что кто-то плачет. Какое желание он бы посчитал более важным: иметь то, что у других никогда не будет или уметь сочувствовать и помогать другим людям? Здоровье родителей или возможность иметь много слуг?

В теме «Британские подростки» раскрывается образ британского подростка. В результате изучения темы ученики выискивают положительные и отрицательные качества подростка. На основе составленного портрета обучающиеся делают вывод, какими нравственными качествами должен обладать подросток.

В теме «Изобретения» ученики знакомятся с влиянием современных технологий на подростка. Затем класс делится на две команды те кто «за» новые технологии и те кто «против». Обучающиеся готовят материал пользы технологий и вред от них. Урок проходит в виде дискуссии, учитель записывает варианты в две колонки, а затем обсуждает их вместе с классом.

При изучении темы «Sport» учащиеся знакомятся с разными видами спорта и знаменитыми спортсменам. На уроке ученикам предлагается описать любимого спортсмена и написать качества, которыми он обладает. Затем обучающимся задаю вопрос «Какие из этих качеств ты бы хотел развивать в себе?»

В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение культурологических знаний и формируется способность понимать ментальность носителей другого языка.

В заключении можно сделать вывод о том, что при правильном подборе методик, форм и методов проведения занятий на уроках английского языка можно повысить уровень нравственного воспитания обучающихся. Страноведческий материал обладает большим потенциалом в воспитании нравственности у подростков, через культуру и быт народов изучаемого языка в сравнении с реалиями связанными с нашей страной можно существенно повысить нравственные и культурологические ценности обучающихся.








4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!