СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования «Использование ИКТ на уроках музыки и изобразительного искусства как эффективного средства активации учебной и творческой деятельности обучающихся»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение  современного  школьника  к  вопросам  искусства  в  XXI  веке  происходит  в  условиях  чрезвычайно  насыщенного  информационного  поля.  В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования «Использование ИКТ на уроках музыки и изобразительного искусства как эффективного средства активации учебной и творческой деятельности обучающихся»»

Доклад по теме самообразования

«Использование ИКТ на уроках музыки и изобразительного искусства как эффективного средства активации учебной и творческой деятельности обучающихся»

Учителя музыки и изобразительного искусства

МОУ-ООШ с.Караман Рыбалко С.И.


Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией  работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки (ИЗО) в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Поиск   путей разрешения обозначенного выше   привел  к определению гипотезы: если использовать информационно-коммуникационные технологии на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности  и качество образования. 

Итак, объект анализа - процесс использования ИКТ на уроках музыки и изобразительного искусства.

Цель: Изучить, какую роль играет применение ИКТ на уроках музыки и изобразительного искусства в школе. Оценить эффективность применения, трудности и проблемы, вызванные использованием ИКТ на уроках Предметной области «искусство». Применяя ИКТ на уроках музыки и ИЗО, способствовать развитию творческих способностей детей и интереса к искусству.

Задачи:
  1. Познакомиться с теоретическими аспектами по выбранной теме. Изучить труды других педагогов и ученых в данной области, как в литературных источниках, так и в интернете.

  2. Подготовить дидактические материалы для проведения уроков музыки и изобразительного искусства с использованием информационно-коммуникативных технологий.

  3. Апробировать полученные данные и подготовленные дидактические материалы на практике, провести открытые уроки с применением ИКТ.

  4. Выполнить анализ практической работы, в которой применялись информационно - коммуникативные технологии на уроках предметной области «искусство». Проанализировать эффективность применения на уроках музыки и изобразительного искусства ИКТ, выявить основные проблемы и трудности.

  5. Подготовить доклад на ШМО, анализ своей работы по выбранной теме.


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка и Изобразительное искусство.  Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря  использованию ИКТ,  ученики стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать свое мнение,  размышлять, рассуждать).   

При проведении уроков музыки и ИЗО в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и художников, виртуальные экскурсии по музеям мира;

Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты художников, композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев, документальные фотографии, видовые художественные фотографии.

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса.

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

6. Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке или картине; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального и живописного произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания художников, композиторов, исполнителей, слушателей.

7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной и художественной культуры школьников.

После того, как школы были укомплектованы компьютерами и электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

Для каждого урока музыки и изобразительного искусства (1-8 классы) у меня в компьютере есть отдельная папка. Содержание каждой папки – иллюстративный материал для уроков: аудиозаписи и музыкально-театральные видеозаписи, портреты, сценические декорации, эскизы костюмов, репродукции картин, презентации PowerPoint, тестовые задания Excel и Word. Весь необходимый материал можно взять с интернета, например с сайта http://megabook.ru/rubric/ (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).



В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки. Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках музыки и ИЗО, начиная с 1 класса.

В своей работе я использую:
  • Фонохрестоматия для 1-4 класса (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина) 1 CD (mp 3), М., Просвещение;

  • Фонохрестоматия для 5-7 класса (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева) 1 CD (mp 3), М., Просвещение;

  • Электронное приложение к учебнику 8 класс на www.drofa.ru Т.И. Науменко, В.В.Алеев.

  • Электронное приложение к учебнику "Изобразительное искусство" 5 класс (Н.А.Горяева, О.В.Островская)

  • Электронное приложение к учебнику "Изобразительное искусство" 6 класс (Л.А. Неменская)

  • Электронное приложение к учебнику "Изобразительное искусство" 7 класс (А.С. Питерских, Г.Е. Гуров)

  • Электронное приложение к учебнику "Изобразительное искусство" 8 класс (А.С. Питерских)


  1. Обучающие энциклопедии такие как Энциклопедия-игра «Тим и Тишка спасают шедевры эрмитажа», «Энциклопедия классической музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» Интерактивный мир, Художественная энциклопедия «Эрмитаж – искусство Западной Европы».

  2. Развивающие игровые программы такие как «Щелкунчик», Энциклопедия-игра «Тим и Тишка спасают шедевры эрмитажа» – сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию и сказочные приключения.

  3. Для того чтобы показать или прослушать какой-нибудь фрагмент записи аудио, видео, фото я использую программы для редактирования Nero, Киностудия Windows Live, фотошоп.

  4. Программа Power Point дает возможность использования на уроке картин известных художников, изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов и художников. Презентация используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

  5. Так как современные школьники живут в эпоху технического прогресса, то в своей работе я использую программы караоке (van Basco´s Karaoke Player), прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Очень важно научить ребенка слышать мелодию в музыке и данная программа в этом хорошо помогает. Учащимся гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, чем под звуки одного простого инструмента (особенно подросткам). Использование данной программы позволяет провести такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Битва хоров» или просто провести конкурс на лучшее исполнение песни. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности.

  6. Текстовый редактор Word для создания текстов песен, тестов, групповых заданий и пр.


Положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки и ИЗО:
  • Наглядный материал к музыкальным и живописным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

  • Музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить.

  • Интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь;

  • Чтобы презентация была не только наглядностью, я даю детям возможность записать необходимый материал в тетрадь (понятия, ФИО автора и название произведения);

  • Интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или еще раз, с целью закрепления, прослушать музыку;

  • Всем известно, что информации по музыке и изобразительном искусстве в наших библиотеках не так много, соответственно ребята с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска и обработки информации.



Отрицательные стороны данной технологии:
  • Составление презентаций отнимает много времени, поэтому к каждому уроку ее не приготовишь, но без наглядности урок кажется «серым» не только детям, но и мне;

  • Сокращается время живого музыкального исполнения, дети все больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.



Вывод: В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. ИКТ позволяют значительно повысить эффективность образования. Они способствует развитию творческой личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов.


Таким образом, считаю, что использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
  1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.

  2. Смолина Е. А., Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.

  3. Затямина Т.А., Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Издательство «Глобус», 2010г.

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/

  5. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  6. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

  7. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/

  8. http://festival.1september.ru/

  9. http://www.uchportal.ru/

http://pedlib.ru/Books/
































































П риложение 1












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!