Доклад по теме самообразования: «Профилактика дисграфии у младших школьников»
Ф.И.О. педагога: Кузнецова Оксана Викторовна
Образование: высшее
Должность: учитель-логопед
Тема самообразования: «Профилактика дисграфии у младших школьников».
Цель: осуществлять своевременную отработку технологии речи и коррекции нарушений письменной речи.
Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению нарушений письменной речи;
- проведения логопедического обследования у учащихся начальных классов;
- преодоления нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи;
- развития фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Основные этапы работы:
1 этап. Поиск и составление списка литературы по теме самообразования:
2 этап. Изучение выбранной проблемы с позиции теории и передовой практики:
3 этап. Оптимальность и эффективность средств:
4 этап. Результативность.
5 этап. Пропаганда логопедических знаний:
В современном мире для успешного обучения в школе, в условиях модернизации начального образования и его перехода на новые федеральные государственные стандарты, главным направлением является формирование полноценной личности младшего школьника, где ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью. Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но к сожалению, в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. В этом году в 1-х классах 23 учащихся из 32 имеют различные нарушения устной речи.
Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.
Для успешного овладения письмом (его техникой) у ребёнка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).
Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр
Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошколного возраста.
Тема была выбрана еще в конце 2021-2022 учебного года. Так как, этот учебный год показал необходимость новых и современных профилактических методов в работе с учащимися 1-2 классов Так как ,логопедическое заключение Дисграфия обычно ставится во 2-м классе.
Под дисграфией (графо — пишу, дис — расстройство) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Формированный навык письма частично нарушается в связи с органическим поражением определённых отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и пр.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери .
По этому в начале занятии с ребенком собирается анамнез ребенка (с согласия родителя или законного представителя ребенка)
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Например, ребёнок пишет ЗУК вместо ЖУК, ЯШИК вместо ЯЩИК, БОМ вместо ДОМ и т. п. Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ называют эти ошибки «странными» Вот наиболее часто встречающиеся из таких ошибок:
замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА, КУСЬ вместо ГУСЬ);
пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК, СТЛ вместо СТОЛ);
вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА, МАРТКА вместо МАРКА);
перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ);
недописывание слов (КРАСН вместо КРАСНЫЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА);
слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ);
разделение одного слова на части (У ТЮГ вместо УТЮГ, О КНО вместо ОКНО).
Изучив литературу по данной теме , для оказания коррекционной помощи учащимся были выделены основные направления логопедической работы:
1. Работа над звукопроизношением. Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Учу детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. При нарушениях звукопроизношения больше внимание уделяю развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Работая над звукопроизношением, свои занятия, всегда начинаю:
1. С развития мелкой моторики пальцев рук
- массаж пальцев рук (применяя Су - Джок терапия для общего укрепления организма)
- пальчиковая гимнастика, сопровождаемая чтением народных стихов, потешек, скороговорок;
- самомассаж кистей и пальцев рук с природным и подручным материалом;
- трафареты, шаблоны, лепка из пластилина, рисование на песке, шнуровка, штриховка (при закреплении букв);
2. Массаж лица
Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
3. Мимические упражнения:
Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
Затем провожу артикуляционную гимнастику.
В своей работе, использую артикуляционные профили, модели артикуляции звуков. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. При работе с моделями у ребенка создается правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука.
Все отработанные звуки автоматизируются: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, в текстах, в самостоятельной речи. При этом используя дидактические игры: мозаика, пазлы, конструктор и распечатанные дидактические игры 2. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха.
Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Детям даётся задание определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Например: Есть ли звук «Р» в слове рак или покажи все картинки, в названии которых есть звук «Л».В подгрупповых и индивидуальных занятиях использую игровые приёмы.
Например: Игра «Поймай звук» а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м». Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м». Материал: ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, Положи столько палочек, сколько раз я произнесу заданный звук.
Игра «Кто внимательный?» Выделение звуков в звуковом ряду. Называю звуки. Ребята должны поднять соответствующие символы. Например: называю звук С – поднимают синий кружок, называю звук Сь- поднимают зелёный кружок.
Игра «Угадай-ка» Угадать, какие слова получатся из первых звуков названий картинок. Рыба, арбуз, мак, апельсин- рама;
Игра «Третий лишний» Дети должны убрать картинку без звука «П» (подушка, овощи пуговица; пальто, дом, пальма; санки, помидор, поезд).
Игра «Найди общий звук» лампа, лук, бал; река, ремень, фонарь.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. По данному направлению на занятиях проводится следующая работа: - Связь звука с буквой: дети рисуют букву в воздухе, выкладывают из палочек или шнурков заданную букву. Отыскивание в разрезной азбуке, записывают в тетрадях. - Автоматизацию звука в словах, слогах, предложениях, текстах. Делим слова на слоги, выделяем ударный звук. Составляем слова из заданного количества звуков. Определяем наличие звука в начале, в середине и в конце слова. Например: Найди звук
– Посмотрите на картинки. Назовите слова и скажите, где вы услышите звук [с] в начале, середине или в конце слова. Покажите на наглядном пособии «Рыбка», где находится заданный звук (слова: стул, кусты, автобус, синица, лисята, гусь).
Игра « Играем в школу» - даю учащимся карточки, они читают предложения, находят ошибки или вставьте пропущенные буквы.
Игра «Собери слова» - раздаю слоги, дети составляют слова
Составляем из слов предложения. Работаем над деформированной фразой. Проводим анализ предложений и записываем графические схемы.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи. Основными задачами этого направления являются работа над пониманием и употреблением предлогов: например: даётся задание – положи книгу на стол, под книгу тетрадь и т.д. Раздаю карточки с сюжетными картинками, дети называют предлоги. Составление предложений по картинкам, сериям картинок. Так же по развитию лексико-грамматической стороны речи на занятиях провожу работу над: - изменением существительных по числам, по падежам (Называю один предмет, а дети должны назвать много предметов и наоборот. Нет кого? Коров, говорю о ком? О крове; - образованием прилагательных от существительных (Игра «Магазин соков» -сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив и т. д. – образованием существительных с помощью суффиксов (нос –носище, кот –котище, дом –домик и т.д.) - согласованием существительных с числительными (один шарф, два шарфа и т. д.) - употребление глаголов - Игра «Подбери действие» (Солнце что делает? и т. д.) - подбором слов – антонимов (У лисы длинный хвост, а у зайца - короткий и т. д.)
- подбором родственных слов ( сад, садовник, садовый рассада и т. д.) - назови одним словом (яблоки, груши, сливы – фрукты; помидор, огурец, капуста – овощи); - назови «У кого кто» - у кошки – котёнок, у овцы – ягнёнок и т. д.)
5. Развитие связной речи.
Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. Результативность 1 года работы по этой теме 1 по 15 сентября 2022 года, была проведена речевая диагностика детей первых и 2-4 классов.
После обследования детей, проводилась работа по комплектованию групп согласно уровню общего и речевого развития.
Зачислены в списочный состав 29 человек. Из них 10 обучающихся имеют статус ОВЗ у которых выявлены разные формы дисграфии у некоторых учащихся и нарушена устная речь ; 19 обучающихся с нарушениями устной речи. Ведется коррекционная работа с обучающимися с 5 – 8 классов, имеющими статус ОВЗ.
За первую четверть было проведено 54 обследований. Из них 25 учащихся ожидают зачисления на логопедические занятия.
После обследования 1-х классов мною осуществлялось консультирование классных руководителей(Павловой Е.А и Овинниковой Т.Е) по результатам логопедического обследования(первичной диагностики) ,проведенного в начале учебного года. Далее Проводились консультационные звонки с законными представителями обучающихся 1-х классов о результатах логопедического обследования и так же для уточнения данных.(17 телефонных консультаций по телефону)
С 29 сентября по 18 марта 2022-2023 учебного год проводилась систематическая, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с обучающимися.
После завершения логопедических занятий в I полугодие 2022-2023 уч. г. были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции нарушений и коммуникативных навыков в целом. Положительная динамика наблюдается у 24 обучающихся. У 5 обучающихся (Храмшина Романа, Ломакина Ильи, Волковой Анастасии, Лучкина Александра, Титковой Софии) положительных сдвигов не наблюдается, из-за частых пропусках логопедических занятий и отсутствие контроля со стороны родителей при закрепления материала рекомендуемого мною.
В результате систематической работы добилась положительных продвижений в устной и письменной речи у учащихся младших школьников. Сгладила симптоматику писчего(неврологическое нарушение виде тремора рук) спазма, выработала хороший нажим на письме и обогатила словарный запас. Далее повышаю компетентность по данной теме
В I полугодие 2022-2023 учебного года прошла курсы повышения в ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» по программе «Современные практики логопедической помощи детям с ОВЗ в условиях ОО» Прослушивала вебинары в рамках «Он-лайн школы логопедов» г. Рязани. Публицировалась на сайтах инфоурок и мультиурок (14 публикаций)большинство тем были связанны с теме по самообразования: 26.09.2022г. «Инфоурок» Советы родителям будущих первоклассников «Легче предупредить, чем исправить» 20.01.2023г. «Инфоурок» «Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте» 21.01.2023г. «Инфоурок» «Точность и лаконичность – важные коммуникативные качества речи младших школьников» 24.01.2023г. «Мультиурок» «Работа по развитии речи в период подготовки к школе » 30.01.2023г. «Мультиурок» «Как помочь первокласснику овладеть навыком письма» 2.02.2023 г.«Инфоурок» «Формирование навыков правильного произношения» 4.02.2023г. «Мультиурок» «Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте» На что имеется соответствующие сертификаты. На второе полугодие 2022-2023 учебного года, мною стоит следующая цель: «Продолжать коррекционно-логопедическую работу по коррекции письменных и речевых нарушений у младших школьников добавляя в свою работу новые и более эффективные методы работы ». И надеюсь достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов при совместной работе учителей начальных классов и родителе или законных представителей ребенка.