СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования "Роль мастера производственного обучения в формировании личности обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер производственного обучения формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. теоретическую подготовку обучающимся обеспечивают преподаватели образовательного учреждения, а производственную - мастера.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования "Роль мастера производственного обучения в формировании личности обучающихся"»

Министерство образования Иркутской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«Усть-Кутский промышленный техникум»




Согласовано:

Зам по УМР ГБПОУ ИО УКПТ

_______________О.В.Васильева

«______» ______________2022г.







Доклад по теме самообразования:

Роль мастера производственного обучения

в  формировании личности обучающихся











Подготовил:

Мастер производственного обучения

Усань Н.И.







2022 г.

Мастер производственного обучения формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Теоретическую подготовку обучающимся обеспечивают преподаватели образовательного учреждения, а производственную – мастера. Производственное обучение ведется в два этапа: обучение в мастерских образовательного учреждения  и производственная практика на предприятии. Мастер организует практику, помогает каждому обучающемуся войти в рабочий коллектив, научиться работать самостоятельно, успешно справляться с производственным заданием.

          Работа мастера и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим мастер должен обладать определенными способностями.
Как педагогу ему необходимо призвание, а также наличие конструктивных, организаторских и коммуникативных способностей. Конструктивно-педагогические способности мастера – это те качества, которые позволяют ему отбирать, сохранять и обрабатывать информацию так, чтобы она становилась удобной для усвоения обучающимися, а также предвидеть результаты педагогических воздействий.

Хороший педагог в любой момент своего объяснения должен иметь представление о ходе мыслей слушателей. Очень важное качество мастера – умение понимать степень усвоения нового материала учащимися. Работа учащихся на практических занятиях может рассказать мастеру, что понято обучающимся, что упущено. Мастер должен помнить, что перед ним не только взрослые, но и совсем молодые люди, еще не знакомые с тем, чему он их учит, и, может быть, впервые в жизни выполняющие требуемые от них действия. К тому же у них иная психология, чем у взрослых людей, и к ним надо применять иные мерки.

Психические процессы и свойства в деятельности мастера занимают значительное место. К его памяти, вниманию, наблюдательности, мышлению, речи и некоторым свойствам характера (терпению, выдержке, снисходительности, сопереживанию) предъявляются высокие требования.  У мастера занимается группа в 25 человек, и он должен видеть всё, что происходит вокруг него, чем занят каждый обучающийся. Это трудная задача – умело управлять своим вниманием. В одних случаях необходимо концентрировать внимание на каком-либо отдельном предмете, в других – распределять между многими и порой разными предметами. Например, видно, что обучающийся делает что-то не так, испытывает какие-то затруднения,  поэтому у мастера есть необходимость понять, в чем причина его ошибки, дать необходимые пояснения, показать правильный прием работы. Но ведь для того, чтобы понять, почему ошибается данный обучающийся, следует сосредоточить свое внимание именно на нём. Но, беседуя с одним обучающимся, необходимо держать в поле зрения  и других, хотя бы краем глаза видеть, что делается и на их рабочих местах.                                                      

            Для того чтобы привить обучающимся любовь к профессии, чтобы вновь созданная учебная группа стала коллективом и этот коллектив в короткий срок стал работоспособным, требуется огромная организаторская и воспитательная работа мастера.

Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, кто любит заниматься с обучающимися и чувствует ответственность за их судьбы, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив, достаточно образован, знаком с педагогикой и психологией и постоянно повышает свой деловой и профессиональный уровень. Не последнюю роль играет способность мастера критически оценивать свои собственные успехи и неудачи в работе.
Личность мастера – гражданина, организатора, учителя, воспитателя, его культура и образованность, профессиональное мастерство непременно проявятся как в его работе, так и в поступках и в делах его обучающихся. Огромную радость и гордость испытывает он, когда узнает, что по окончании отбывания наказания его бывшие обучающиеся успешно работают на производстве или в учреждениях, активно проявляют свою новую жизненную позицию.
Труд мастера производственного обучения приносит глубокое удовлетворение тем, кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости, чем передавать свои знания и навыки молодежи». Каждый должен найти свое призвание.
К мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования. Он должен быть примером для обучающихся в поведении на работе и в быту, в соблюдении дисциплины, в отношении к делу и общественной собственности, проявлять педагогический такт в обращении с обучающимися, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности обучающегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества, принимать меры по сохранению контингента.

Усвоение обучающимися знаний, формирование у них умений, навыков, привычек, волевых качеств в решающей мере зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения образовательного учреждения. Они являются силой, одухотворяющей учебно-воспитательный процесс. «Только личность, – писал  К.Д.Ушинский, – может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
    Влияние на обучающегося личного примера мастера рассматривается в

педагогике как метод воспитания. Воспитатель воздействует на обучающихся всем своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Влияние мастера на формирование личности обучающихся основано на стремлении последних подражать старшим, более опытным и знающим товарищам. Мастер, пользующийся авторитетом  у обучающихся, становится примером для них.

К сожалению, подражают не только хорошим, но и дурным примерам. Помня это, мы, мастера, всем своим поведением должны раскрыть лучшие идейно-нравственные, трудовые, профессиональные черты человека.
Высокие личные качества мастера, его педагогическое искусство способствуют успеху обучения и воспитания молодых рабочих. Чем выше личные качества мастера, тем, как правило, лучше результаты учебно-воспитательной работы. Мастер как бы воспроизводит свои качества в обучающихся. Он может гордиться, если обучающиеся впоследствии превзойдут его.
Однако как бы ни было велико и благотворно влияние мастера на обучающихся, он в одиночку, без слаженной работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения не в состоянии решить все задачи по  воспитанию рабочей смены. В воспитании важны преемственность и единство действий всех воспитателей.

При слаженной творческой работе педагогического коллектива влияние положительных качеств мастера, классного руководителя и преподавателей усиливается и оказывает неизменно большее воздействие на обучающихся.
Мастер в своей работе опирается на помощь коллектива, решает многочисленные вопросы с классным руководителем, старшим мастером, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и другими представителями администрации.
Когда на первых же занятиях мастер ясно и точно раскроет содержание профессии, расскажет о её привлекательных сторонах и трудностях овладения, подчеркнет свою удовлетворенность ею, он сделает важное дело: заронит в сознание обучающихся зерна классового самосознания, положит начало развитию чувства гордости своей профессией.
Профессиональные качества мастера оказывают сильное влияние на обучающихся, умеющих ценить профессиональное мастерство. Чтобы быть в курсе всего нового в профессии и не утратить свои профессиональные навыки и умения, мастера периодически стажируются на предприятиях, изучают литературу по профессии.

Некоторые мастера допускают нередко ошибки при установлении взаимоотношений с обучающимися, что отрицательно сказывается на их авторитете.
Первая ошибка – панибратство. В этом случае становится невозможным предъявление требований  к обучающимся, неизбежно попустительство, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Вторая ошибка – высокомерие, когда некоторые мастера держатся с обучающимися подчеркнуто официально; всем своим поведением показывают, что между ними огромная разница.

Третья ошибка – стремление завоевать любовь обучающихся всеми способами, в том числе различного рода поблажками, укрывательством от администрации нарушений порядка. Это портит обучающихся, вырабатывает у них безответственное отношение к своим поступкам.

Четвертая ошибка – игнорирование индивидуальных особенностей обучающихся. Некоторые мастера считают всех обучающихся очень сходными между собою. Не желающие видеть в каждом обучающемся индивидуальность, учитывать особенности своих обучающихся приводит часто к педагогическим промахам, резко снижающим авторитет мастера, его личное влияние.
В деятельности опытных мастеров производственного обучения отчетливо проявляется принцип, сформулированный А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему.
Уважение и требовательность в обществе органически связаны между собою. Мы проявляем высокую требовательность к людям, чтобы они стали нравственно лучше, воспитаннее, образованнее.

Мы, мастера, призваны убедительно, в доходчивой форме, объяснить обучающимся, зачем нужны знания, и на деле показать их значение для овладения избранной профессией. Полезно вовлекать  обучающихся, особенно «трудных», в различные кружки и мероприятия. Главное, дать им понять, что они могут хорошо работать, сделать все возможное для того, чтобы они поверили в свои силы. Хорошо организованная мастером трудовая деятельность обучающихся помогает им стать людьми профессионально подготовленными, имеющими правильный взгляд на труд, полезными гражданами своей Родины.           

  

В становлении молодых специалистов, ликвидации перекосов в воспитании «трудных» подростков мастер наряду с классным руководителем является ведущей фигурой. Ведь на него внимательно смотрят десятки пар глаз, учащиеся оценивают его отношение к ним, его поведение на занятии и вне его, делают выводы, которые выражаются в отношении к мастеру, в их поведении, в мере подражания. Всё подвергается ими оценке: от костюма и манеры держаться до нравственных качеств. Вот некоторые примеры отрицательного влияния: курение мастера при обучающихся в неположенном месте, сквернословие, использование сотовых телефонов на уроках, небрежность мастера в одежде, во внешнем облике.
Проявление личного отношения мастера к обучающимся зависит в значительной мере от его характера. Отношение может быть объективным и субъективным.
Объективное отношение характеризуется отсутствием у мастера «любимчиков» и «изгоев». Ко всем он предъявляет равные требования, всем помогает в той мере, в какой это необходимо для успешного развития навыков и умений, отличается справедливостью при разборе разного рода конфликтов, положения дел в группе, при подведении итогов работы, определении претендентов на поощрения и награды, при наказании. Мастер принимает во внимание суждение актива и группы в целом, отстаивает своё мнение разумными доводами, а не на основании права старшего.
Субъективный тип отношений проявляется в личных симпатиях и антипатиях. У мастера могут быть и бывают обучающиеся «любимые» и «отверженные», отсюда и разное отношение к тем и другим. Это приводит, как правило, к частым конфликтам в группе, к неприязни и презрению «любимчиков» мастера, через которые выражается отношение части группы к самому мастеру.

Это характерно для отрицательного типа отношений.
Отношения между мастером и отдельными обучающимися могут, как способствовать сплочению коллектива, так и препятствовать этому.
Похвала, одобрение, благодарность мастера, его сочувствие, помощь, поддержка словом и делом, шутка, совет, разумная требовательность способствуют укреплению правильных взаимных отношений в группе, вызывают доброе отношение обучающихся к мастеру, что усиливает воспитательное влияние его личности. Напротив, его необоснованные упреки, обвинения, насмешки и порицания, возмущение, злорадство, угроза,         .                                                         -8-                                 .              . заискивание перед обучающимися, высокомерие, безразличие возбуждают у них отрицательные чувства и разъединяют членов ученического коллектива. Эти отношения вызывают аналогичную реакцию обучающихся по отношению к мастеру.
С учетом сказанного можно считать, что одна из задач мастера сводится к тому, чтобы найти те действия, которые служат объединению обучающихся и усилению его личного влияния.

Слово в сочетании с хорошей организацией обучения и самоанализом работы непременно приведет к хорошим учебным и воспитательным результатам. Эти результаты могут иметь различное выражение: энтузиазм обучающихся, их сплочение, согласие, укрепление доверия и взаимопонимания, развитие уважения друг к другу и к мастеру, гордости своими успехами в учении и в труде, соревнование, организованность, дисциплинированность обучающихся. Конечно, все эти качества сразу не проявятся. Но даже частичное проявление несет в себе успех в сегодняшней и завтрашней работе мастера с группой.
Очень важно воспитать людей честными и принципиальными, научить их открыто высказывать свое мнение. Мы, мастера, должны нетерпимо относиться к сплетням, наушничеству, ведь именно они разрушают коллектив, являются источником склок, недоверия и подозрительности.
Стремление наушничать можно пресекать требованием, чтобы своё мнение обучающийся высказал на собрании открыто.

В целях сплочения коллектива я, как мастер, всячески стараюсь развивать чувства взаимной ответственности и взаимной требовательности у своих обучающихся. Первое развивается посредством поручений и контроля, второе – через высокую разумную требовательность, особенно по отношению к активу группы.

Выделяю ряд условий развития требовательности: требования должны быть всегда обоснованны, выполнимы, посильны для  обучающихся и непротиворечивы, должны сочетаться с уважением к обучающимся, их выполнение должно контролироваться мною и активом группы. Также я как мастер, прежде всего, предъявляю к самому себе бескомпромиссные требования и неукоснительно выполняю их, подавая достойный пример обучающимся.

           Высокий  моральный  облик  мастера  решающим  образом  влияет  на создание  в  группе  духа  товарищества,  взаимопомощи  и  честного соревнования  в  труде,  в  борьбе  за  культуру  быта.

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!