СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновленного стандарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: "Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновленного стандарта"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновленного стандарта"»

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.

«Мастерство учителя – 

Это специальность,

Которой надо учиться»

А. С. Макаренко

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьника метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Основной формой организации обучения является современный урок. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающегося стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимся? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО.

Основной идеей проектируемого урока с учетом требований ФГОС являются основные положения реализации системно – деятельностного подхода в обучении: преобразующей деятельности самого обучающегося. То есть обучающийся должен занять более активную позицию на уроке: участвовать в процессе целеобразования, высказывать свои мысли при изучении учебного материала, выполнять задания по планированию, изготовлению изделий, подведению итогов своей работы и т.д. Степень самостоятельности обучающегося при решении различных учебных задач должна повышаться постепенно.

Обучение должно быть нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения. Важно, чтобы обучающийся в дальнейшем сам смог решать те задачи, которые ставит перед ним жизнь. Особое значение здесь приобретают исследовательская, проектная деятельность обучающегося, когда он овладевает методами научного познания: получение информации из различных источников, анализ ситуации, выявление противоречия, выдвижение гипотез, моделирование будущего проекта и т.д.

Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?

Первое

- четко определить и сформулировать для себя тему урока;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающегося целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно - деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

4. Составить три набора заданий:

- задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;

- задания, способствующие закреплению материала обучающимся.

Четвертое.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать обучающемуся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Пятое.

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающегося - одним словом, то, что он будет помнить, когда все забудет.

Шестое.

Разработать структуру урока.

Седьмое.

Спланировать контроль за деятельностью обучающегося на уроке, для чего продумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

Задание обучающегося по рефлексии его деятельности должны помогать ему найти ответы на ряд вопросов: «Что ты сегодня делал? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимся образовательных продуктов, объективирующих его личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающемуся по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т. д.

Проектируя урок, направленный на формирование у обучающегося универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Если раньше учитель - это носитель информации, хранитель норм и традиций, а обучающийся - объект деятельности учителя, то с введением стандартов функции учителя - организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика - активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Педагогическое проектирование – это особый вид деятельности учителя, требующий специальных навыков и умений. Обозначим ключевые компетенции, которыми должен обладать педагог - проектировщик. Проектирование целей обучения: создание ориентированной на результаты высокотехнологичной среды, способствующей целеполаганию обучающегося, его отслеживанию и оцениванию своего прогресса в учении.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока.

Для того чтобы спроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов.

Система дидактических принципов

1. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.Принцип целостности предполагает формирование обучающимся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности предполагает формирование обучающимся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Для того чтобы знания обучающегося были результатом его собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать его познавательную деятельность.

Как известно, самый распространённый тип урока – это комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного:

Основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного


Традиционный подход

Системно-деятельностный подход

Методы, применяемые на уроке

Репродуктивные

(делай как я)

Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)

Способы усвоения материала

Заучивание, запоминание

Самостоятельное добывание знаний

Позиция педагога

Главная позиция

Консультант, тьютер

Позиция ученика

Послушный исполнитель

Активный деятель

Сообщение целей и задач


Учитель формулирует и сообщает обучающемуся, чему должен научиться

Формулирует сам обучающийся, определив границы знания и незнания

Проектирование


Учитель сообщает обучающемуся, какую работу он должны выполнить, чтобы достичь цели

Проектирование обучающимся способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая

Под руководством учителя

Обучающийся осуществляет учебную деятельность, выполняет ряд практических задач, действий по намеченному плану, учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимся практической работы

Обучающийся осуществляет контроль (применяя форму самоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции


Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Обучающийся формулирует затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно, Учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание обучающегося


Учитель осуществляет оценивание работы обучающегося на уроке

Обучающийся даёт оценку деятельности по её результатам, учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у обучающегося, что он запомнил

Проводится рефлексия


Домашнее

задание

Учитель объявляет и комментирует

Обучающийся может выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающегося на уроке. Обучающийся, из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного подхода к проектированию урока теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающегося.

Закончить свое выступление хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.







Областное государственное автономное образовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»










Доклад

на тему: «Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований

обновлённого стандарта»














Подготовила: И.А. Новикова

учитель начальных классов














Биробиджан, 2024

Список использованных источников:

1. Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).

3. Бородкина, Э.Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2013. - № 3. - С. 50-57

4.Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. - 2013. - № 4. - С. 3-7

5. Сейтмухаметова, М.В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов, обучающихся // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 1. - С. 88-91

6. Краснова, В.В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В.В.Краснова. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2016. - № 6.1 (9.1). - С. 31-33.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!