СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме «Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»»

(Слайд 1)

Одним из важнейших качеств современного школьника является умение учиться, быть активным субъектом учебной деятельности. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника можно считать компетенцию «учебная самостоятельность», которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности младших школьников и опирается на общеучебные умения и навыки.

(слайд 2)  Технология проблемного обучения в начальной школе занимает лидирующее положение и является достаточно эффективным средством повышения познавательной активности учащихся, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

(слайд 3) Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия: во-первых, учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, а во-вторых, дети общительны, а речь развита плохо.

2.4.Теоретические основы проблемного обучения: основные понятия и методы

(слайд 4)  Работая учителем, постоянно задаю себе вопросы:

- Как изучение нового материала сделать интересным и захватывающим для детей? Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

(Слайд 5)

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

(слайд 6) Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. В самом определении “проблемно-диалогическое обучение” первая часть понятия означает, что на уроке изучения нового материала прослеживаются два звена — это постановка учебной проблемы и поиск её решения, а слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенных диалогов.

(слайд 7) Существуют три основных метода постановки учебной проблемы (по Мельниковой Е.Л): 

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов.

(слайд 8) Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя.

Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»

- Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное).

- Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар).

- Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )

(слайд 9)  Подводящий к теме диалог

Все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Урок математики по теме: «Литр».

У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём

- Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.

(слайд 10) Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием “яркое пятно” заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием “актуальность” состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Вот приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках при изучении нового материала.

(слайд 11) Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики по теме: “Умножение на двузначное число” (4 класс).

Работа в группах. На доске записаны примеры

  • 46* 5 =,

  • 4* 38 =,

  • 37*29 =

Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить?

Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)

Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

  • 30*20+7*9=663 - ошибочная

  • 37*20+37*9= 1.073 – решающая

Как проверить, какой из двух способов верный?

Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

(слайд 12) Приём 2Одновременное предъявление двух противоречивых фактов (3 класс).

Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение.

  • 18: 2 +4 - 3 =

  • Что вы замечаете? Почему получились разные ответы? (0, 6, 10)

  • Какие гипотезы вы можете предложить?

  • Рассмотрим ваши предложения на истинность.

  • Какое действие выполняли первым? А вторым?

  • Какие контраргументы вы можете назвать?

Определите тему урока – “Порядок действий в выражениях”.

(слайд 13) Приём 3. Подводящий к теме диалог.

Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)

лисья

разъезд

воробьи

объявление

семья

съезд

досье

въехал

  • Что вы заметили? (1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)

  • Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?

  • Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?

Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

(слайд 14) Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом “Яркое пятно” Окружающий мир 4 класс.

Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?

Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы.
С чистой кристальной водой.
Раскинулся светлый (Байкал!)

  • Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)

  • Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)

  • Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? (Это Байкал)

(слайд 15) Приём 5. Проблемная ситуация “с затруднением”

1. Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек.

4+4+4+4+4=20

А сейчас решите эту задачу “На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?” - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

(Слайд 16) Уроки открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.

(Слайд 17) Я убедилась: то что “открыто” самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Слайд 18 Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Слайд 19 Спасибо за внимание!













Использованная литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!