СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Формирование и развитие любви к родному краю на основе компетентностного подхода в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад был представлен на районных педагогических чтениях

Просмотр содержимого документа
«доклад по теме "Формирование и развитие любви к родному краю на основе компетентностного подхода в начальной школе»

Министерство образования и науки РФ










«Формирование и развитие любви к родному краю

на основе компетентностного подхода

в обучении в начальной школе»




















подготовила учитель

начальных классов

МБОУ Балаганская СОШ №2

Распутина Светлана Валерьевна





Районные педагогические чтения

2014 год.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности.

Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение учащимися, причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций.

На сегодняшний день выделена следующая классификация базовых компетенций:

Информационная – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формирующаяся на основе двух предыдущих;

Проблемная – готовность к решению проблем, формирующаяся на основе трёх предыдущих;

Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.

В своей работе я стараюсь, обеспечить становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. «Умение учиться» для моих детей выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащихся предметных знаний, умений и формирования компетенций

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (Китайская мудрость)

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за её пределами.

Существует немало определений понятия «компетенции». В международных стандартах под этим термином понимаются умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни. В переводе с латинского «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Очевидно, что это понятие определяет личность, обладающую познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизни. Следовательно, компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.

Компетентностная основа предмета «Окружающий мир» - формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Отличительная особенность данного курса - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. В методике работы учителей преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть в мир».

Я не ставлю своей задачей детально проанализировать содержание всех предметных курсов начальной школы с точки зрения реализации компетентностного подхода. Мне бы хотелось ещё раз остановиться на тех формах работы с младшим школьником, которые используют педагоги начального звена в своей деятельности.

В своей работе учителя начальных классов учитываю важное положение компетентностного подхода: при обучении младших школьников нужно постоянно опираться на психологические особенности развития детей, их способности и по­знавательные интересы в этом возрасте.

В основе учебного процесса находится поисковая, исследовательская деятельность детей, связанная с постановкой гипотез обсуждением спорных проблем, поиском доказательств. В такой ситуации ошибка становится исходной точкой для дискуссии, диалога ученика с учителем, с другими учениками, с собой.

Учителя начальных классов на своих уроках развивают воображение учащихся при выполнении специальных творческих заданий, которые предусмотрены по всех учебниках. Их объединяет общая дидактическая цель - развитие умения детей предвидеть, представлять, реконструировать извест­ные образы, придумывать новые. Кроме того, они включают в работу упражнения, принципиально меняющие роль ученика.. Он не просто «'Зритель», а «Исследователь», что позволяет направить процесс обучения на развитие поисковых и творческих задач.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

При этом важно использовать проектную технологию. В повседневной жизни и в производственных процессах это обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных

действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным

началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

– экспериментально – производственная,

– информационно-аналитическая,

– диагностическая,

– научная,

– методическая,

– образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.

В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках.

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:

1) целями внеурочной деятельности;

2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное

внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям,

зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме

необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

В 1 классе мы работали над внеурочной проектной деятельностью « Мы и окружающий мир» по УМК « Перспективная начальная школа». Целью проектной деятельности было – овладение учеником основами практико- ориентированных знаний, освоение норм и способов сотрудничества со сверстниками и родителями, формирование ценностно - смысловых ориентиров по охране окружающей среды изучение природы родного края. Данная деятельность имеет краеведческую направленность. Эта деятельность способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений ставить опыты, проводить наблюдения в природе, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, на экскурсиях, из рассказов взрослых, в Интернете. Учащиеся работали в аудиторных занятиях (в учебном кабинете) и в внеаудиторных занятиях (экскурсии, пришкольный участок и т.д). Какова же была подготовка к внеурочным занятиям?

Заранее определяется место экскурсии (парк, лес пришкольный участок), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения.

Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников, выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников. Более эффективно преобладала в аудиторных занятиях групповая и индивидуальная формы работы. В группе дети сначала:

1.Классифицировали листья деревьев (березы, тополя, сосны и др.) по основанию « форме листа.

2. Сопоставляли листья с их иллюстрациями, фотографиями, рисунками.

3. Зарисовывали листья ( по контуру выкройки) и раскрашивали по природным образцам.

4. Организовывали выставки рисунков.

Таким образом дети познакомились с кустарниками региона, культурными растениями (садовыми деревьями и кустарниками), деревьями, кустарниками, травянистыми растениями родного края, занесенными в Красную книгу России.

В конце года учащиеся в сотрудничестве с родителями подготовили свои творческие отчеты.


В результате изучения учащиеся на ступени начального общего образования:

получили возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир; познакомились с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научились видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

Система занятий была сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.












Литература

1.Материалы Серебренниковой Т. Н., МБОУ СОШ № 11, учитель, ЯНАО, г. Новый Уренгой

2. Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Л.П. Шишкина. – Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов. – Режим доступа: http://education.simcat.ru/school72/info/6, свободный.

3.Программа по учебным предметам УМК « Перспективная начальная школа» 2 часть. Окружающий мир. Программа внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края. М.-2011.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!