СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ» подготовила преподаватель-организатор ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ»»


МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»









Доклад по теме:



«Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ.»




















Подготовила: преподаватель-организатор ОБЖ


Быкова О.Е.



Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Универсальные учебные действия
- это навыки, которые должны закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в начальной школе, на всех её уроках.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:

  1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

  2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

  3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

  4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Предмет ОБЖ не является основным в программе школьного образования, однако, знания, полученные на уроках, становятся жизненно важными за пределами школьных стен на всю жизнь.

На уроках ОБЖ возможно формировать все виды УУД, останавливаемся на личностных.

Почему именно личностные? Любой из нас может легко вспомнить ситуацию из жизни, когда от правильности и быстроты ваших действий завесила жизнь и здоровье ваше или окружающих людей. И в большинстве случаев мы бездействовали. Почему? Когда тот же вопрос задают учащимся, они дают вполне предсказуемые ответы: «Я испугался», «Я не знал что делать», «Я боялся, что сделаю не правильно и будет только хуже». Причем последний вариант звучит гораздо чаще. Выходит, многие не знают, как нужно действовать в экстремальной ситуации, не могут оценить обстановку и принять решение, а если и принимают решение, то боятся взять личную ответственность за его реализацию. Формирование личностных УУД помогает в этом.



Личностные УУД разделим на 3 блока.





Первый блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. На первом уроке ОБЖ в 5-ом классе задается вопрос: «Для чего нужен предмет ОБЖ?» и получаю самые разные ответы. Чтобы убедить учащихся в нужности данного предмета, предлагается вместе разобраться в самом названии.

О - основа, фундамент (правила, законы)

Б – безопасность (когда нам ничего не угрожает)

Ж – жизнедеятельность (любая наша деятельность) межпредметные связи (биология, физика, химия, математика, география)

После этого дети сами делают вывод.

Далее можно использовать элемент технологии «проблемный диалог»

Используется модель Земли – это наш большой дом и в доме безопасно 100 % .Так ли это?

- нет - есть природные явления, которые дают процент опасности 25%

- мы живем в государстве , оно самое безопасное? – нет, оно забирает еще 25%

- сужаем круг еще до города – и еще 20% вычитаем

- остается школа – еще 5%

- от общего количества осталось 25 % , которые зависят только от нас.

Но можем ли мы повысить процент безопасности? Возвращаемся на начальный этап и еще раз смотрим. Получатся, что мы можем повысить свой процент безопасности в городе и в школе доведя до 40-45%, Для этого нам нужно знать и соблюдать правила безопасного поведения, а их мы узнаем на уроках ОБЖ.

Мотивация нужна не только на начальном этапе освоения предмета, но и в более старших классах.

Постепенно приходит осознанность учения и ответственность за свои поступки. Учащиеся учатся предвидеть опасные ситуации, а если избежать опасной ситуации не удается, то адекватно реагировать на трудности связанные с ней.

Также на данном этапе можно использовать элементы технологии продуктивного чтения т.к анализ текста порождает оценочные суждения. Для этого используются статьи и публикации газет, факты происшествий, художественную литературу «Робинзон Крузо».

Конечно, же на ряду с личностными УУД идет формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.

Второй блок – нравственное развитие личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность.

УУД обеспечивают развитие таких качеств личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;

На данном этапе особенно аффективны такие элементы технологий, как проектная деятельность и ситуационное обучение.

Ситуационное обучение хорошо для работы в группах. Учащимся приходится прислушиваться к мнению других, отстаивать свою позицию, учиться адекватно реагировать на действия членов группы. Важно, чтобы дети не только научились работать в группах, но и поняли, что выживаемость в группе гораздо выше, нежели по одиночке, но лишь при условии, что она не разрознена.



Третий блок (личностное определение) - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно. Формирование идентичности личности - это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности.

Профессиональное – это ориентация, на какую – либо профессию и дальнейшее обучение.

Жизненное – ориентация на здоровый образ жизни.

Формированию этого способствуют соревнования различной направленности. На ряду с этим используют все раннее перечисленные элементы технологий.



Диагностировать личностные УУД практически не возможно, так как их формирование происходит длительный период и проявляется при определенных условиях. Частично ситуацию диагностику можно провести за счет ситуационных задач. Но полной комплексной диагностики не существует. Но есть выход во внеурочной деятельности.

Общешкольные мероприятия: «День здоровья», «День защиты детей», «Походы»,«Экскурсии»

Конечно, внеурочная деятельность не может охватить всех учащихся и дать желаемые результаты в полном объеме.

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность;

Предоставляются какие – либо факт, дети их анализируют. Часто учащимся приходится использовать метапредметные связи, чтобы ответить на некоторые вопросы.

Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций (написать памятку по профилактике гриппа, составить распорядок дня, составить меню на несколько дней).

В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия. Этот метод хорош для работы в группах.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Для этого должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

Для формирования таких УУД можно использовать следующие педагогические игры:

1.  Решение кроссвордов.

Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее разгадает свой кроссворд.

I вариант

- Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)

- Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. (Солнце)

- Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. (Костёр)

- Сумка туриста. (Рюкзак)

Разгадав эти слова, участники узнают главное слово кроссворда - палатка.

(Вид временного укрытия)

II вариант

- Средство для ловли рыбы. (Удочка)

- Его используют для преодоления болота. (Шест)

- С его помощью можно преодолеть водную преграду. (Плот)

- Место, где река берёт своё начало. (Исток)

Главное слово кроссворда - котелок. (Ёмкость для приготовления пищи в походе)


2. Игра «Да. Нет»

Вопрос

Да

Нет

1 . Верно ли, что в любой чрезвычайной ситуации нужно сохранять спокойствие?



2. Верно ли, что при попадании в район снежных заносов лучше всего закопаться в снег?



3. Верно ли, что, находясь вблизи действующего вулкана, нужно смотреть на него через тёмные очки?



Участникам игры раздаются карточки с вопросами, на которые нужно дать один конкретный ответ. Побеждает тот, кто даст большее количество правильных ответов

3. Игра «Крестики-нолики»

Учащимся предлагается отметить крестиком красного цвета причины опасности в квартире, в окружающей среде.

Объект

Причина




Люди

Техника

Другое

Утюг




Печь




Телевизор




Елочная гирлянда




Лес




Газ




Густой дым




4. «Брейн-ринг».

Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всём протяжении ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание и память. Она приносит прямую пользу не только участникам команд, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры, простой или сложный, способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Всё это, вместе взятое, может помочь участнику определить свои способности. Правила игры:

Команды садятся за разные столы. Ведущий задаёт вопрос. Для ответа командам даётся 30 секунд. Если ответ не верен, то право ответа переходит другой команде. Команды, не ответившие 3 раза подряд, удаляются с ринга, и вызывается следующая команда. Победителем будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, т.е. одержала несколько побед подряд.

5. Ребусы

Недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.

 



Чувство острого неудержимого страха. 

Организованный вывод и вывоз населения из опасных районов в безопасную зону.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).



Необходимость развития в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих педагогических технологий. В современных условиях педагог должен организовать такой урок, в результате которого УУД сформируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это даст возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!