СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические и развивающие игры помогают развивать интеллектуальное развитие детей, делать урок интересным и познавательными

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста"»

МБОУ Романенкинская НОШ















Доклад


«Интеллектуальное развитие

младшего школьника»





Учитель 1 кв. категории:

Михалева Л.М.












март 2016г.


Интеллектуальное развитие младшего школьника

  1. Слад

Для успешного овладения школьной программы большую роль играет интеллектуальное развитие ребенка.

Интеллект – это способность справляться с соответствующими заданиями.

Этому способствует развитие психических процессов: логического мышления, внимания, памяти. А развитию этих качеств у ребенка способствует применение развивающих и дидактических игр на уроке.


2 слайд.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие.


3 слайд.

Для успешного развития интеллекта у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:


  • высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;

  • высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.

  • высокий уровень организованности и целенаправленности во время работы


4 слайд.

Задачи исследования



  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.


  • Раскрыть психолого-педагогические особенности использования игры с детьми младшего школьно возраста.


  • Опытно-экспериментальным путем исследовать педагогические условия эффективности использования игры и игровых моментов в учебном процессе для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.


  • Обобщить конкретный практический опыт учителей начальных классов по применению игрового и занимательного материала.


  • Разработать методические рекомендации по эффективному подбору и использованию игрового материала. Апробировать этот материал с детьми на уроках.



5 слайд. Средства активизации познавательной

деятельности на уроках математики


Учитывая возраст ребенка в начальной школе, учитель подбирает те средства для активизации познавательного интереса, которые подходят для этого возраста. игры Именно в игре впервые появляются элементы обучения.



  • Дидактические Уроки - путешествия

  • Веселые задачи в стихах

  • Математические загадки

  • Сказочные задачи

  • Математические сказки.

  • Задачи занимательного характера

  • Головоломки

  • Кроссворды

  • Логические задачи


6 слайд.


Условия применения и использования развивающих игр на уроке


Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов


  • место занимательности на уроке;

  • целесообразность ее использования;

  • функции занимательности

  • методика проведения;

  • систематизация игр, которые требуют разрешения


7 слайд.


  • Учет возрастных особенностей.

  • Использование материала различной степени

трудности.

  • Использование разнообразных физминуток.

  • Построение нетрадиционных уроков.

  • Использование сюжетных игр.

  • Использование простой и емкой наглядности.

  • Применение игр-соревнований.

  • Использование нестандартных занятий.

  • Применение задач в стихах.


8 слайд.

  • Применение наглядности на уроке и в игре является немаловажной особенностью на уроке

Это в особенной мере активизирует внимание учащихся, а это самая главная причина для успешного развития интеллекта ребенка.


9 слайд.

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Усвоить учебный материал и развивать УУД можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.


10 слайд.

Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника, развитие которых, способствует общему интеллектуальному развитию младшего школьного возраста


- Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем


- возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление

(запоминание, воспроизведение, припоминание)


- умения оперировать наглядными образами (воображение)


11 слайд. Задачи учителя


  • создавать условия для повышения общей познавательной активности учащихся в начальных классах, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.



  • использовать как можно больше методов и приемов для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке


Рассмотрим некоторые моменты на уроке, которые учитель может применить в работе для общего интеллектуального развития школьника и формирования УУД .



12 слайд. 1. Дидактические игры


Требования к организации игр.


1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.


4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.


13 слайд. 2. Уроки путешествия


  • В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!

  • играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания


14 слайд.

3. Математические уроки сказки



  • Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес

  • Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми

  • способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного


15 слайд.

4. Веселые задачи в стихах



  • Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.


  • Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках


16 слайд.

5. Математические загадки


  • расширяют кругозор детей

  • развивают любознательность и пытливость

  • тренируют внимание, память, мышление.


Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям.

Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты

Загадки.

  • знакомят детей с окружающим миром

  • развивают логическое мышление


17 слайд.


Сказочные задачи-

задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами


  • Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать литературное произведение


  • Сказки можно включать в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях


18 слайд.

Задачи занимательного характера


  • вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей

  • способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний

  • осознанию силы и практической значимости математики

  • развитию у детей логического мышления


19 слайд.

Головоломки



  • они закладывают основы доказательного мышления.


  • Близки к головоломкам и задачи на сообразительность


20 слайд.

Кроссворд Мегаграммы



  • Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов".

  • В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.

  • С "Д" - давно я мерой стала,

  • С "Т" - уже нет выше балла.

  • (Пядь – пять


21 слайд.

Логические задачи – показывают насколько развито у ребенка мышление и интеллект.


  • Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя - зеленые домики. У кого какой домик?


22 слайд. Стихи


Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам его представить рад.

Как зовут его?

(квадрат)


23 слайд. Ребусы, пословицы, поговорки


  • Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала


  • развивают познавательный интерес и активность учащихся


  • снижают усталость, позволяют удерживать внимание


24 слайд.

Вывод


Применение в работе учителя таких игр и упражнений приводит у большинства учеников к позитивным сдвигам в развитии интеллектуальных способностей, в развитии познавательных процессов, мотивации обучения. Учителям необходимо систематически использовать в учебно - воспитательном процессе интересные задачи, головоломки, ребусы, анаграммы, игровые психотренинги. Нужно включать в работу больше заданий на развитие памяти, внимания, логического мышления. В основе развития интеллектуальных способностей младших школьников лежит высокий уровень мыслительных операций. Они, как известно, являются условием успешного, легкого, быстрого овладения учебной деятельностью.

Таким образом, использование вышеприведенных методов и приемов способствует всестороннему развитию личности ребенка, его интеллекта. Проведенное исследование показало большие возможности для формирования у младших школьников такого важного процесса познания мира, как интеллектуальные способности.


Решающая роль в развитии интеллектуально - развитого ребенка, успешно справляющегося со школьной программой принадлежит, конечно, учителю


25 слайд.

Урок только тогда приносит радость ребенку, когда он чувствует , что чему-то научился, что-то узнал новое

Желаю всем успехов в работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!