СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД по теме «Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД

по теме «Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

(выступление на школьном педагогическом совете школы)

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД по теме «Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий»

ГУ сш №8













ДОКЛАД

по теме «Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

(выступление на школьном педагогическом совете школы)





Учитель: Космачев Алексей Юрьевич
















2015 г.

Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

Деятельность - единственный путь к знаниям

Бернард Шоу



Одна из целей образования: воспитание человека, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы. И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает особое место на уроках информатики. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляютбольшие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по предметам, формирует межпредметные связи и повышают эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

Задача учителя состоит в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить стремление к успеху, творчеству, уважать интересы каждого. Индивидуальные и групповые проекты развивают разнообразные способности ребят: исследовательские, творческие ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированные (информационные), практическо-ориентированные (прикладные), монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные. По продолжительности проекты могут быть: краткосрочные (разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца, это в рамках одной темы), долгосрочные (более месяца, это обобщение или межпредметные проекты)

Проектная работа предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

  1. Проектный урок целиком состоит из работы над проектом, он также предусматривает и внеурочную форму, но я предпочитаю первую форму, т.к. она избегает перегрузки учащихся. Предметные знания, при этом закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы.

  2. Использование частично самостоятельной работы, например при составлении планов и алгоритмов.

  3. Поэлементная проектная деятельность, это когда обобщаются знания по предмету и дополняются самостоятельной работой.

Проектные технологии предусматривают: изучение окружающей жизни (лабораторные, практические работы, познавательные передачи и научная литература), обязательное самообучение (умение работать с дополнительной литературой, ресурсами ИНТЕРНЕТ, прикладными программами на компьютере).

Источниками для работы над проектом могут быть:

  • ресурсы Интернет, ученики учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;

  • вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);

  • лекционный и практический материал уроков.

Метод проектов учитывает дифференцированный характер обучения, различные уровни усвоения и формирования компетенции:

-умение решения задач-ситуаций

-знания и умения в учебно-познавательной, информационно, социально-трудовой сферах

-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.

На уроках информатики при изучении различных приложений я использую метод проектов

Текстовый редактор: После изучения основных функций текстового редактора: форматирование, вставка рисунков, граница и заливка, диаграммы и таблицы готовятся итоговые работы по примерным темам.

  • Моё хобби. Самые яркие детские воспоминания.

  • Сказка на новый лад

  • Школьная газета

  • Альманах общешкольных мероприятий

  • Вредные привычки

  • Сороковые грозовые

Тема выбирается каждым школьником индивидуально. Составляется план работы и дизайн. Дома подбираются необходимы материалы, которые анализируются и художественно оформляются. Самостоятельно сканируются фотографии, составляются диаграммы, к ним подбирается текст. Далее производится сборка (вставка) ранее заготовленных материалов, распечатка и защита.

В электронных таблицах: Самым интересным и увлекательным проектом у меня является построение сметы расходов и доходов малого предприятия: «Торговая точка горячая булочка» (к сожалению она у нас всегда без прибыли). Также по теме моделирование мы создаем модели решения математических и физических задач с использованием дополнительных прикладных программ по математике и физике.



Базы данных . При изучение этой темы в курсе ИТ рассматриваются следующие темы:

  • Понятие базы данных.

  • База данных Access .

  • Обработка данных.

  • Создание отчетов.

  • Установка связей.

  • Создание реляционной базы данных.

Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе ИТ. В этом разделе изучаются следующие темы:

  • Программа демонстрационной графики.

  • Создание презентации.

  • Форматирование презентации.

  • Звук и видео в презентации.

  • Создание управляющих кнопок. Не линейные презентации.

  • Практическая работа.

Основы программирования . При изучении этой темы в курсе ИТ рассматриваются следующие темы:

  • Переменная и ее значение.

  • Выражения и функции.

  • Графические методы

  • Программирование ветвлений.

  • Программирование повторений.

  • Процедуры.

  • Массивы.

  • Решение задач.

  • Разработка математических и физических программ, создание тестов по предметам и различным социальным темам.



На уроках физики.

  • Оформление практических работ

  • Исследование физических процессов (Живая физика)

  • Физика в повседневной жизни

  • Ученые работающие в области физики



Одним из приоритетных направлений обучения является работа с одаренными детьми. Не секрет, что одни учащиеся больше склонны к решению сложных задач и участию в олимпиадах, другие к проектной деятельности. Для воспитания необходимых навыков программирования можно предоставить учащимся возможность свободного творческого развития. Для этого хорошо использовать систему долгосрочных проектов, исполняемых учащимися в течение года во внеурочное время.

Работа над проектом побуждает к активному, самостоятельному овладению искусством программирования и даёт толчок к развитию профессиональных навыков программиста. В этих проектах главный аспект это умение заинтересовать учащихся в какой-либо проблеме, т.к. проект рассчитан на большой промежуток времени и ребенок не должен потерять к нему интерес. Поэтому не стоит ставить перед ребенком несбыточных труднореализуемых целей и задач. Нужно оценить весь творческий потенциал и уровень подготовки, в крайнем случае, вы всегда можете дополнить и усложнить проект.

Для удовлетворения интересов всех учеников во внеурочную работу включено:

  • Демонстрация проектов на предметных неделях в школе

  • Показ проектов для родителей класса

  • участие в научно-практических конференциях разного уровня;

  • создание банка презентаций по темам «Компьютер и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Мир вокруг нас», «Наш город»

В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.


Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и для внеклассных мероприятий. При проведении школьных мероприятий школьники начали создавать небольшие фильмы: «Мы против наркотиков», «Спорт-это здоровье!». Правда фильмы большей частью демонстрационные, но я думаю, что чем старше ребята будут становиться, тем их проекты буду носить более исследовательский характер.

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.

Для учащегося.

1.Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

  • Умение работать в группе, в команде

  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры.

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.


Для учителя.

  1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

  2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

  3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

  4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, посколько оно:

  • Личностно ориентировано

  • Реализует деятельностный подход в обучении

  • Построено на принципах проблемного обучения

  • Использует множество дидактических подходов

  • Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения

  • Поддерживает педагогические цели на всех уровнях

  • Позволяет учиться на собственном опыте на конкретном деле

  • Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.

Я очень надеюсь на то, что погрузившись в проектную деятельность, оказавшись в ситуации неопределенности, ученик обязательно когда-нибудь воскликнет «ЭВРИКА!», сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность метода проектов.




"Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю".

(китайская мудрость)


Используемые источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/212416/

  2. Трофимова В. В. О межпредметных связях в курсе школьной информатики// Ученые записки ИИО РАО. –2006. –Выпуск 20. –С. 122–126.

  3. 3.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.: НИИ школьных технологий, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!