СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Ситуационно-поисковая образовательная технология развития личности и универсальных учебных действий на уроках математики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Уроки – исследования и уроки-поиски, основанные на ситуационно-поисковой образовательной технологии развития личности и универсальных учебных действий, считаю составной частью в этом процессе.

Основой для разработки личностно ориентированной ситуационно-поисковой технологии стала деятельностная парадигма образования, провозгласившая целью образования развитие личности учащегося посредством изучения универсальных способов познания и освоения мира. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих основу компетенций учащихся, но и, главное как процесс развития личности. Концептуальной основой ситуационно-поисковой образовательной технологии является системно-деятельностный подход, разработанный на современных системных подходах к построению личностно и компетентностно ориентированных образовательных технологий.

Ситуационно-поисковая образовательная технология - это система проектирования и последовательного практического применения психологических и педагогических закономерностей, целей, содержания, методов, форм дидактических и личностно развивающих средств организации целостного процесса обучения и воспитания в соответствии с концепцией системно-деятельностного подхода, приводящая к развитию универсальных учебных действий. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Ситуационно-поисковая образовательная технология развития личности и универсальных учебных действий на уроках математики"»

Ситуационно-поисковая образовательная технология развития личности и универсальных учебных действий на уроках математики

Алабина Галина Юрьевна

МКОУ «Богучарская СОШ № 1»



Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Уроки – исследования и уроки-поиски, основанные на ситуационно-поисковой образовательной технологии развития личности и универсальных учебных действий, считаю составной частью в этом процессе.

Основой для разработки личностно ориентированной ситуационно-поисковой технологии стала деятельностная парадигма образования, провозгласившая целью образования развитие личности учащегося посредством изучения универсальных способов познания и освоения мира. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих основу компетенций учащихся, но и, главное как процесс развития личности. Концептуальной основой ситуационно-поисковой образовательной технологии является системно-деятельностный подход, разработанный на современных системных подходах к построению личностно и компетентностно ориентированных образовательных технологий.

Ситуационно-поисковая образовательная технология - это система проектирования и последовательного практического применения психологических и педагогических закономерностей, целей, содержания, методов, форм дидактических и личностно развивающих средств организации целостного процесса обучения и воспитания в соответствии с концепцией системно-деятельностного подхода, приводящая к развитию универсальных учебных действий.

В образовательном процессе благодаря ситуационно-поисковой технологии учитель создает ситуации становления личностного опыта ученика: личностно-смыслового определения (ценностно-смыслового), самостоятельно добывания знаний (регулятивного), познавательного опыта, опыта социализации (коммуникативного). Личностно-смысловой опыт приобретается учеником через личностные УУД, когда он открывает для себя новые смыслы и ценности познания мира. Реализуя природную потребность в самостоятельном познании и субъективном восприятии, индивидуальных способах учебной работы, ученик самостоятельно ставит цель и овладевает планированием, опытом самостоятельного добывания знаний, когнитивным опытом через познавательные, регулятивные УУД. Ситуационно-поисковая технология в образовательном процессе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Актуализация личностно развивающих ситуаций наиболее успешно происходит при использовании учебных занятий – уроков-поисков, уроков-исследований, где учитель не дает готовых знаний, не объясняет учебный материал, а организует процесс познания как «открытие» учащимися знаний об окружающем мире, добытых другими, для разрешения поставленной проблемы в результате самостоятельного поиска (объяснение присутствует, но не в традиционной форме).

Обучение осуществляется в подвижных и временных группах с применением методов диалогического общения, эвристических, исследовательских, игровых, проектных. Урок-поиск, урок-исследование является одной из основных форм занятий, на которых идет процесс познания и развития личности.

Ситуации развития личности и УУД создаются в образовательном процессе, если учитель следует принципам личностно ориентированного обучения

  • субъектная позиция ученика

  • приоритет смысла перед функциональным усвоением материала

  • связь смысла с реальностью собственной жизни ученика

  • личностная самоорганизация ученика

  • приоритетное внимание к самостоятельно добываемым выводам, собственному видению проблем ученика

  • творчество ученика по отношению к изучаемым объектам (открытия, достижения)

  • межличностное взаимодействие учащихся между собой и педагогом

  • востребованность личной позиции в отношении к познаваемому

  • поддержка учителем приоритетности образования в системе жизненных ценностей ученика.

В технологии уроков-поисков центральное место занимают ситуации, стимулирующие учащихся к индивидуально-коллективному поиску оптимального количества вариантов решений. Одна из целей таких занятий – создать ситуацию, находясь в которой ученик сам бы ответил на вопросы, в том числе возникающие у него самого.

Методы, используемые на занятиях такого типа, основываются на партнёрских отношениях учителя с детьми, диалоговом общении учащихся, самостоятельном «строительстве» ими знаний, критическом отношении к информации, научных данных, плюрализме мнений и уважительном отношении к мнению других. Педагог находится в постоянном поиске вместе с детьми, открывает вместе с ними открытое, вдохновляет, заинтересовывает, увлекает. Учитель создает условия для самовыражения, творчества. Главное в технологии урока-поиска – не сообщить информацию, а освоить, передать способы работы, возбудить творческую мысль учащихся.

Технология обучения на уроках-поисках подчиняется следующему алгоритму:

  1. Мотивирующее начало: создание мотивационно-смысловой ситуации, содержащей познавательную и жизненно-практическую проблему.

Пример 1.

  1. На уроках решения задач на «Движение по течению реки» можно вспомнить жизненную ситуацию «ветра», прием достаточно прост для понимания, после введения которого учащиеся хорошо усваивают этот материал.


  1. При изучении темы «Проценты» можно взять такую задачу: «Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?»



  1. Формулирование проблемы урока: постановка целей и задач урока,

создание проблемной ситуации.

Пример 2.

1)Внеурочное занятие в 5 классе по теме «Танграм» (приложение 1)

Учитель

-Существует одна интересная игра, которая называется «Одним словом». Кто знает правила этой игры?

( Найти закономерности на нескольких картинках, что-то общее и назвать одним словом)

-Назовите одним словом, что общего между этими двумя картинками?

Ответ :Танграм.

- Что означает это слово? Кто и когда впервые его применил?

(Ученики, как правило, затрудняются в ответе. Возникает проблемная ситуация)

-Где можно найти информацию, которая нам неизвестна или недостаточно известна?

Как вы думаете, какая тема нашего занятия, чем мы будем заниматься? (Танграм)

2)Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

5 класс Тема «Периметр прямоугольника»

Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

3) Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

5 класс Тема «Площадь квадрата»

- К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это? Молодцы. Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.)

Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)

  1. Индивидуальная работа: выполнение заданий, направленных на актуализацию знаний и выявления дефицита знаний для решения проблемной ситуации.

Пример3. Актуализация знаний при изучении свойств вписанного угла.

    1. Начертите окружность с центром в точке О.

    2. Проведите диаметр АВ.

    3. Отметьте на окружности точку С.

    4. Соедините точки О и С.

      1. Как называется отрезок ОС?

      2. Как называются углы АОС и ВОС?

    5. Соедините точки А и С.

      1. Как называется отрезок АС?

    6. Измерьте углы АОС:

      1. Запишите АОС: А = … , С = …, О = …

      2. Почему А = С ?

    7. Соедините точки В и С.

      1. Сколько треугольников получили?

    8. Измерьте углы АВС:

      1. Запишите АВС: А = … , В = …, АСВ = …

      2. Какую гипотезу можно высказать? (АСВ = 90о)

    9. Докажите гипотезу.

Дано: Окр (О; ОС), АВ – диаметр.

Доказать: АСВ = 90о

Доказательство:

АОС – равнобедренный с основанием АС, значит А = АСО = х;

ВОС – равнобедренный с основанием ВС, значит В = ВСО = у;

Сумма углов АВС = 180о;

х + х + у + у = 180о, значит х + у = 90о

  1. Самостоятельный поиск информации, исследование: самостоятельная работа с учебниками, справочниками, информацией в сети Интернет, проведение опытов.

Пример 4.

Урок геометрии. Тема: «Свойства прямоугольного треугольника»

Детям предлагается видеоролик «Уголковый отражатель» (Приложение2) После просмотра учитель предлагает наиболее подготовленным учащимся провести исследование свойств уголкового отражателя и доказать предложенную задачу.

Провести исследование

Плоское зеркало в обойме установить вдоль одного из диаметров дискового экрана. Перед шторкой прямоугольного экрана установить осветитель и получить только центральный пучок света, который должен падать на плоское зеркало и отражаться в другом направлении.

1.Сравнить, чему равен угол между падающим лучом и зеркалом и отраженным лучом и зеркалом.

Заносить данные в таблицу


Угол между падающим лучом и зеркалом

Угол между отраженным лучом и зеркалом

1 эксперимент



2 эксперимент



3 эксперимент



ВЫВОД



2. Поставить два зеркала перпендикулярно друг другу, направить луч света в одно из зеркал. Проследить отображение лучей от зеркал.

Используя полученные данные, решить задачу.

Угол между зеркалами ОА и ОВ равен 900. Луч света, падающий на зеркало ОА под углом α, отражается от него, а затем отражается от зеркала ОВ. Доказать, что падающий и отраженный лучи параллельны.







  1. Работа в малых группах (парах): учащиеся обмениваются найденными решениями, обсуждают способы решения, сопоставляют сверяют оценивают и корректируют, самореализовываются, соотносят свою деятельность с деятельностью других, создается ситуация рефлексии, осмысления изучаемого, понимания и принятия позиции другого.



Пример 5

Работа в малых группах по теме «Внешний угол треугольника»

1.Продлите сторону АВ за вершину В.

2.Закрасьте синим цветом СВЕ.

3.Запишите СВЕ – ВНЕШНИЙ УГОЛ АВС.

4.Дайте определение внешнего угла треугольника.

Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника

5.Сколько внешних углов при каждой вершине можно провести?



      1. Назовите углы АВС, не смежные с СВЕ. (закрасьте зеленым)

      2. Найдите сумму углов, не смежных с СВЕ.

      3. А + АСВ = …

Заметьте, что СВЕ – ВНЕШНИЙ УГОЛ ОВС;

6.Продлите сторону ВС за вершину С.

      1. Назовите углы АВС, не смежные с КСА. (закрасьте зеленым)

      2. Найдите сумму углов, не смежных КСА.

      3. А + СВА = …



      1. Какую гипотезу можно высказать?

7.Сформулируйте СВОЙСТВО ВНЕШНЕГО УГЛА ТРЕУГОЛЬНИКА:

Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.

8.Докажите это свойства для произвольного треугольника


Дано: АВС, DBC - внешний

Доказать: DBC = А + С

Доказательство:

по теореме о сумме углов треугольника А + АBC + С = 180о

DBC + АBC = 180о (смежные)

Значит DBC = А + С.

6. Межгрупповая дискуссия: группы предъявляют результаты своего поиска на всеобщее обсуждение, в процессе создается ситуация формирования коммуникативной культуры, превращения индивидуализированных знаний в объективные знания.(Приложение 3)

7. Индивидуальная работа с практических преобразованием учебных знаний: на этом этапе возникает ситуация рефлексии собственного продвижения по пути становления образовательной компетентности. Учащиеся выдают индивидуальный творческий продукт. (Приложение 1)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Мотивирующее начало

Создает ценностно-смысловую ситуацию: вопрос (или задание) жизненно-практической направленности, связанный с темой урока

Осознают смысл предстоящей учебной работы, в том числе для собственной жизни, ведущий к возникновению мотива.

Реализуется личностная функция смыслообразования

Формулирование проблемы

Создает проблемную ситуацию: выявляет вместе с детьми невозможность ответа на вопрос с помощью известных им способов действия, знаний; побуждает к возникновению проблемы в сознании учащихся и необходимости научного объяснения; конкретизирует формулировку проблемы, выдвинутой учащимися.

Высказывают предположения о решении проблемы.

Реализуется личностная функция субъективного отношения к миру и избирательности при выдвижении версий решения проблемы.

Индивидуальная работа

Учитель создает ситуацию актуализации знаний и дефицита знаний : дает задания с вопросами на пройденный материал и проблемные, затронутые на первом этапе урока.


Учащиеся осуществляют действия, связанные с осознанием проблемы, цели и темы урока, выполняют задания на пройденные материал, но не могут ответить на вопросы, содержащие новые знания, проблемный вопрос. Возникают психологическое состояние «кризис компетентности» и информационный запрос.

Реализуется личностная функция целеполагания.

Формируются: регулятивные действия: постановка цели, коррекция, самоконтроль;

познавательные действия: рефлексия, поиск способов деятельности; анализ, обобщение и др

Самостоятельный поиск информации, исследование.

Учитель создает ситуации «открытия» новых знаний учащимися; выступает в роли консультанта, сотрудника и партнера в совместной деятельности с учащимися..

Учащиеся, осуществляют самостоятельные целенаправленные действия по открытию новых знаний в разных источниках информации, планируют исследование и выбирают инструментарий, анализируют, приобретают исследовательские навыки.

Формируются регулятивные и познавательные действия Реализуются личностные функции самоорганизации и самостоятельности.

Работа в малых группах

Создает ситуации рефлексии, понимания изучаемого и принятия позиции другого: организует работу в малых группах, регулирует равновесие психологических качеств детей.

Учащиеся, обсуждают способы решения, оценивают и корректируют

Приобретают коммуникативные умения: строить диалог, слушать и слышать товарищей, умение работать в команде, уважительное отношение к мнению товарищей. Реализуются личностные функции самореализации, самооценки, умение отстаивать свою позицию.

Межгрупповая дискуссия

Учитель создает ситуации обсуждения решения проблемы, поставленной в начале урока, формирования коммуникативной культуры: предъявляет (после учеников) результаты своего решения задачи на всеобщее обсуждение, уточняет выводы учащихся. при представлении решения своей группы.

Учащиеся планируют свое выступление, открывают для себя новый смысл и ценность обсуждаемой проблемы в интерпретации товарищей, пересматривают и корректируют свои взгляды и решения или аргументировано отстаивают правильность своей позиции, уважая мнения товарищей Приходят к убеждению в правильности собственных выводов, гражданской позиции

Реализуются личностные функции самоутверждения, ответственности

Продолжается формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний

Учитель создает ситуации рефлексии изученного, становления образовательной компетентности: дает задания на анализ и практическое преобразование новых знаний, не оценивая в баллах работу учащихся (или оценивает выборочно).

Учащиеся, анализируя познанное, выдают индивидуальный творческий продукт: таблица, схема, рисунок, эссе и др.

Реализуются личностные функции самоопределения, саморазвития творческих способностей. Формируются регулятивные и познавательные действия: «внутренний план действий», обобщение, систематизация, классификация, умение применить предметные знания в жизненной практике



Принципы, лежащие в основе занятий –поисков:

  • равенство всех участников совместной деятельности;

  • создание внутренней мотивации;

  • самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

  • чередование индивидуальной и коллективной работы;

  • социализация;

  • метод «проб и ошибок»;

  • выбор вида деятельности;

  • нравственная ответственность;

  • речевое развитие;

  • волевые усилия;

  • переживание и проживание исследуемого предмета.

В ситуационно-поисковой образовательной технологии развития личности и универсальных учебных действий конструируется и осуществляется такой образовательный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. Цели достигаются благодаря строгой ориентации всего хода обучения на эти цели, оперативной обратной связи, коррекции текущих результатов обучения, заключительной оценке результатов.

Применение ситуационно-поисковой технологии задает направление развитию личности учащегося к самостоятельности, рефлексивности, креативности, самообразованию, построению индивидуальной образовательной траектории – формированию личностных, метапредметных, предметных результатов.

Уроки – поиски и уроки - исследования стимулируют учащихся к дальнейшей поисковой работе, которая перерастает в научно-исследовательские работы. Многие работы моих учеников были призерами районной научно – практической конференции «Истина в науке». С 2011 года мои ученики становятся призерами конференции НОУ ВГУ:

2011- 2012 уч. год : «Свойства золотого сечения пирамид» (авторы: Малежина Ирина Игоревна , Лемешаева Екатерина Сергеевна) – II место

2012 - 2013 уч. год:

1) «Именованные геометрии» (авторы: Малежина И., Лемешаева Ек) – III место

2)«Математическое меню» (Пономарева В., Мануйленко В) – III место

2013 – 2014 уч. год:

«Как прожить на проценты» (Пономарева В., Мануйленко В) – III место

В этом учебном году на XXX конференции НОУ ВГУ моими учениками были представлены 6 научно – исследовательских работ по математике.

Автор научно-исследовательской работы «Именованные геометрии» Малежина Ирина стала участницей молодежного образовательного форума "Лига Успеха" Её работа опубликована в сборнике «Материалы научно-исследовательских и творческих работ молодежи».

Данные факты подтверждают эффективность применения ситуационно-поисковой образовательной технологии развития личности и универсальных учебных действий на уроках математики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!