СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Создание проблемной ситуации на уроке в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медодическаяразработка поможет учителю в организации проблемно-поискового метода работы на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Создание проблемной ситуации на уроке в начальной школе"»



МБОУ Романенкинская НОШ













Создание проблемной ситуации на уроке















Учитель 1 категории

Михалева Л.М.















2017 г.





Слайд 1. Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе


От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса личностных универсальных учебных действий, предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать комплекс УУД у младших школьников? Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Одной из технологий по развитию УУД и творческой инициативы является: технология проблемного обучения в начальной школе.


Проблемное обучение в начальной школе: технология применения


Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: создание проблемной ситуации на уроке, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. В данной статье я остановлюсь на первом этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы.


Этап постановки проблемы


Проблемное обучение в начальной школе базируется на научном творчестве, которое проявляется в связи с возникновением противоречивой ситуации. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у школьников желания усвоить это новое знание. Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо создание проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Проблемное обучение в начальной школе реализуется, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент: когда создание проблемной ситуации на уроке вызывает столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все учебные проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением". Перечень приемов для создания проблемной ситуации на уроке представлен в таблице.


Слайд 2 Приемы создания проблемных ситуаций


  1. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением” между двумя (или более) положениями


Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или

точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения школьников с помощью вопроса или

практического упражнения. Между житейским

представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью

вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности


  1. Проблемные ситуации, возникшие с «с затруднением». Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя


Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое упражнение, не сходное с предыдущими.

Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с

предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


 Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое упражнение "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения часто обсуждаются позиции ученых (критиков) и разные мнения школьников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3. Необходимо принять к сведению следующее: проблемное обучение в начальной школе по ФГОС существует в двух основных формах:

- в форме темы урока;

- в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание.

Следовательно, создание проблемной ситуации на уроке — оказание помощи ученикам в формулировании либо темы урока, либо не сходного с темой вопроса для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний



Я представлю примеры приемов создания проблемной ситуации на уроке в процессе преподавания разных учебных предметов. Не секрет, что торжественно объявленное создание проблемной ситуации на уроке не интересно учащимся, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой занятия, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание школьников, но обязательно связанный с темой урока помогает в полной мере реализовать проблемное обучение в начальной школе.


Описанные в статье приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы занятия. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично, или которой умело заинтриговал педагог.


Примеры использования приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов

I. Создание проблемной ситуации на уроке"с удивлением"



Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.


1. Русский язык, 3 класс.

По заданию учителя школьники читают вслух слова:

весть, известие, вестник, известный, известно.


Тем самым он одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема занятия сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)


Слайд 3.

2. Окружающий мир, 3 класс*. Что такое грибы?

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

3. Математика, 2 класс. Педагог делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17

2 + 5 х 3 = 21.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Слайд 4

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.


Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал в рамках проблемного обучения в начальной школе по ФГОС. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.


Русский язык, 3 класс.

Педагог: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(

Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Педагог: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока? Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-


или

Поставьте ударение и запишите в два столбика

замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, проруби.

Вывод

Ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный



Математика, 3 класс. Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один учащийся у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм).


Примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174.

Далее следует практическое упражнение на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученики: Да, решили. Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные.  Учитель: Почему? Ученики: Мы еще не решали такие примеры. Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Учащиеся: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать? Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.


Слайд 5

Прием 3. Создание проблемной ситуации на уроке выполняется в два шага.

Сначала педагог выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.


Окружающий мир .


В Средние века отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, называли рыцарями. И в наше время человека могут назвать рыцарем. Кто он, рыцарь наших дней?


или

Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)


Русский язык, 3 класс. Слад 6

Учитель: На доске два столбика слов.

1-й столбик: редкий, мягкий, легкий;

2-й столбик: редко, мягко, легко.

Что вы можете о них сказать? Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Педагог: Разберите по составу слова каждого столбика.

(Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.) Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Неизменяемая часть речи. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть?

(Шаг 2.) Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)


Окружающий мир, 2 класс.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: Очень мало, почти нет.

(Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле –

(Шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.) Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

II. Создание проблемной ситуации на уроке "с затруднением"


Прием 4. Педагог предлагает задание, не выполнимое вообще. Создание проблемной ситуации на уроке вызывает у школьников явное затруднение.


Математика, 2 класс.

Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.


Русский язык, 3 класс. Слай 7

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.) Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение? Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-. Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)

Слайд 8

Прием 5. Педагог дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.


Создание проблемной ситуации на уроке происходит за счет необходимости решения задания, не похожего на предыдущие. 


Математика, 3 класс.

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.


Слайд 9

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага.



  1. Сначала (шаг 1) педагог дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) педагогу требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого создание проблемной ситуации на уроке неминуемо. 


Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.


Русский язык, 4 класс.

Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов. Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.

Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.

Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? Учащиеся: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого. Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Глаголы-исключения.


Математика, 3 класс.

Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.

Ученики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.) Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать? Учащиеся: Сравнить углы. Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.) Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Сравнение углов.


Слайд 10

Создание проблемной ситуации на уроке с использованием приема "яркое пятно"


Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса". Педагог: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в кукольном театре в начальной школе, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя возвращалась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль. - Папа, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя. - Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. - А что значит "как пьеса"? Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.


Русский язык, 1 класс.

Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']". Педагог: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?


Лохматый лев увидел сон:

Летит с горы на лыжах он.

Луна и снег - быстрей, быстрей.

Вот это лев - краса зверей.

Учащиеся: Чаще слышатся звуки [л], [л']. Учитель:

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата. –

Можно мне? - спросила мышка. –

Что ты, ты еще малышка!

Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока? Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Педагог фиксирует тему на доске.)


Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Австралия".

Педагог: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь? Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где-то *... Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Учащиеся: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды. Педагог: Какой возникает вопрос? Учащиеся: Что это за материк, где все наоборот? Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать? Учащиеся: Австралию. (Педагог фиксирует тему на доске.)


Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок". Педагог: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

Слайд 11.

Рефлексия.

«Плюсы» проблемного урока

  • Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно «учение с увлечением».

  • Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.

  • Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».

  • Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю.Курганова).



А закончить свой доклад я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто человек не заставят их напиться, если они не хотят этого».

Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.


Слайд 12

Хоть выйди ты не в белый свет               

А в поле за околицей,-               

Пока идёшь за кем- то в след,                

Дорога не запомнится.               

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,               

Дорога та, что сам искал,              

  Вовек не позабудется.


Слайд 13


«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!