СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: « Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовет по теме:   "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельностиусловие повышения качества образовательных результатов» подготовила  преподаватель - организатор ОБЖ

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: « Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов»»



















Доклад по теме: « Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельностиусловие повышения качества образовательных результатов»























Подготовила: преподаватель - организатор ОБЖ

Быкова О.Е.



Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников. Существующие вариативные технологии интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. 
К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских, партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.  Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.  Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее. Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

 Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности — один из принципов, реализуемых в образовательной системе .В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность, так же как и урочная, направлена на достижение трех групп образовательных результатов, однако структурное соотношение между этими группами различное. Основная задача урока по определенному предмету — сформировать предметные знания и способы действия в данной предметной области. Метапредметные результаты урока зависят от того, какие именно универсальные действия востребованы предметным материалом урока, насколько универсальны избранные формы и методы

учебной работы, в какой мере изучаемые понятия могут быть использованы в других дисциплинах (являются межпредметными).

Личностные результаты урока связаны, прежде всего, с формированием ценностного отношения к знаниям, к процессу учения. Во внеурочной деятельности на первый план выходит достижение личностных результатов, поскольку она создает условия для активной самостоятельной деятельности школьников, формирующей определенные качества личности: избирательность, рефлективность, направленность на Другого, способность к поиску смысла, ответственность, самоорганизованность, креативность, самореализацию, внутреннюю свободу.

Метапредметные результаты зависят от степени реализации межпредметного взаимодействия в содержании программы и в организации внеурочной деятельности.

Предметные результаты зависят от того, насколько внеурочная деятельность опирается на учебный материал по разным дисциплинам и совершенствует подготовку школьников в конкретной предметной области. Целенаправленно выстроенная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет достичь гармоничного сочетания всех групп образовательных результатов. Условием реализации целенаправленной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности является выявление общего основания взаимосвязанных элементов, а показателем — достижение общей цели. Таким общим основанием взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности является содержание рабочих программ учебных предметов.

Особенностью урочной деятельности в условиях названной взаимосвязи является открытый финал урока, дающий возможность выхода в широкое культурное пространство, побуждающий к обстоятельной культуросообразной деятельности во внеурочное время в разнообразных формах внеурочных занятий.

Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что она мотивируется возникающими в ходе урока познавательными проблемами, учитывает и формирует индивидуальные образовательные запросы и интересы школьника; дает свободу в выборе времени и места проведения, позволяет варьировать содержание; дает возможность учителю использовать широкий спектр форм деятельности учащихся, а ученику позволяет осуществить осознанный выбор наиболее приемлемой формы для решения поставленной задачи. Участие в конкретных мероприятиях , акции, проекте не является обязательным, ученик оказывается в ситуации выбора участия или не участия в предложенных видах внеурочной деятельности, объема и формы выполнения конкретных заданий. Таким образом, внеурочная образовательная деятельность побуждает школьника к совершению поступка.

В результате проявленной учащимся активности реализуются потребности и мотивы, используются имеющиеся и приобретаются новые знания и умения, формируются интересы и ценностное отношение, приобретается опыт.


Организация проектной деятельности осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим содержание работы на примере проекта «Гостеприимство». Задание в учебнике литературного чтения для III класса дает возможность «запустить» проект после изучения мифов о Геракле. Проблема рождается на уроке благодаря организованному учителем открытому финалу урока.

Учебный материал урока должен стимулировать у учеников потребность в деятельности. В начальных классах такую потребность можно вызвать как постановкой проблемы, так и предложением необычной,интересной формы будущего «продукта», так как, по мнению психологов, игровые формы представления результатов проекта оказываются более эффективными. Проект «Закон гостеприимства» рождается из вопросов: «Только ли древние греки почитали закон гостеприимства и называли его священным?», «Как принято относиться к гостю у других народов?».Можно просто собрать информацию о традициях гостеприимства, но интереснее поиграть в «Гости» и обсудить в классе, как сделать игру интересной и содержательной. На этапе «запуска» проекта целесообразно предоставить школьникам максимальную самостоятельность в определении формы

конечного «продукта», формы работы (индивидуальной, парной, групповой, коллективной), отведенного времени. Следует обсудить возможные способы поиска нужной информации, выдвинуть версии творческих решений. Это дает ученику возможность осознать цель и планировать ход работы, определить свою роль в достижении цели. Процесс деятельности становится предметом осознания, и в этом значимость данного этапа. Учебник подсказывает, как организовать работу, но обращаться к этой подсказке лучше после того, как школьники поразмышляют самостоятельно. Правило организации проектной деятельности — отдай инициативу ученику. Учитель своими вопросами направляет размышления учащихся, дает им возможность получить опыт организации собственной деятельности. Вопросы и задания можно разделить на две группы: нацеленные на отбор содержания проектной деятельности и направленные на осмысление процесса организации деятельности.

К первой группе относятся задания, данные в учебнике:

1. Объединитесь в небольшие команды (семьи) и решите, кто будет принимать гостей, а кто пойдет в гости.

2. Решите, обычаи, какого народа соблюдает каждая семья: и та, что идет в гости, и та, что принимает гостей. Узнайте как можно больше об обычаях этих народов.

3. Распределите роли в каждой «семье»: бабушка, дедушка, родители, дети.

4. Подумайте, как украсить дом к приему гостей? Что приготовить к столу? Какие подарки приготовить для хозяев? Как одеться хозяевам и как гостям?

5. Как принять гостей? Как поддержать беседу? Может быть, организовать танцы или спеть? Предложить игру для детей?

6. Помните, что говорит народная мудрость: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят», «Соблюдая свои обычаи, уважительно относитесь к обычаям других»

Вторая группа заданий рождается в процессе работы, когда ученики ответили на поставленные перед ними вопросы: «Что я хочу и что могу взять на себя?», «За что я берусь отвечать?». Ответ каждый записывается на стикере, а затем ученик помещает свой стикер в соответствующую ячейку таблицы.

Планируем работу

Этот прием позволяет увидеть, как распределена работа в группе, все ли учтено. Как правило, часть ячеек остается пустой. Становится очевидным, что команда не сможет играть, так как не собрана нужная информация. Обычно находятся ученики, которые берут на себя решение этих задач, или перераспределяется зона ответственности в команде. К важным организационным вопросам относится распределение времени. На календаре отмечается дата начала проекта и день презентации результатов. Обычно ученики считают, что времени у них очень много. Отсчет времени ведется от конечной точки, отмечается, к какому дню должен быть готов реквизит. Чтобы готовить реквизит, надо уже собрать информацию о национальных традициях, промыслах, обычаях. Сколько нужно времени, чтобы собрать эту информацию, проанализировать ее, отобрать то, что потребуется для игры? Обдумывание этих вопросов приводит учащихся к выводу, что начинать работу нужно уже сегодня, учит их планировать время не откладывать все на последний день. Этап самостоятельной работы — самый длительный и наиболее сложный в организации, поскольку приходится в основном на внеурочную деятельность. Задача учителя — поддерживать положительную мотивацию, вовремя направлять ученика к нужному ему консультанту или источнику информации, поддерживать интерес к проекту, помочь организовать промежуточные обсуждения собранных материалов в группах.

В этот этап входят и уроки по тем дисциплинам, учебный материал которых позволяет выйти на тему проекта. Учебники по всем предметам содержат рубрику «Задание к проекту». Урок может быть полностью посвящен изучению учебного материала, соотносимого с проектной деятельностью. В урок могут включаться индивидуальные задания по «следам» изученного ,связанные с исследовательской задачей.

Эти задания призваны стимулировать проектную деятельность, давать дополнительный материал. При этом в урочной деятельности преобладают индивидуальные и коллективные формы, а во внеурочной — групповые.

Игра проводится во внеурочное время. Очень важно, чтобы ученики получили удовлетворение от самой игры и от проделанной работы, увидели возможность практического применения полученных знаний, захотели и впредь заниматься проектной деятельностью.

Важным этапом любого проекта является рефлексия. Проектная деятельность предполагает не столько оценку учителя, сколько саморефлексию ученика. Необходимо выбрать подходящее время для рефлексии. Целесообразно выделить часть урока на следующий день после презентации результатов проекта, когда можно будет оценить не только результат работы, но и проделанный путь. Важно связать этот этап с этапом «запуска» проекта, проанализировать, что хотели сделать и что получилось, как планировали работу, все ли предусмотрели в плане, удалось ли полностью реализовать план, отметить успехи и осознать, чему еще предстоит научиться.

Специфическим для предлагаемой модели взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности является этап внедрения результатов проекта в образовательную деятельность. Это некое обратное движение, возврат к уроку, финал которого оставался открытым с целью осмысления учебного материала на новом уровне. Такой возвратный ход уместен на уроке обобщения. Этот этап предполагает и движение вперед, причем возможно и через значительный промежуток времени. Важно, чтобы добытые в ходе проектной деятельности знания, приобретенные умения были востребованы в образовательной деятельности ученика, а учитель обратил бы на это внимание всего класса.

Как видим, проект — эффективная форма реализации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся Реализация взаимосвязи урочной и внеурочной образовательной деятельности при использовании метода проектов требует соблюдения следующих методическихпринципов:

соотнесенность внеурочной деятельности с рабочей программой учебных дисциплин;

актуализация разнообразных, потенциально интересных для школьников связей учебного материала с пространством культуры;

добровольность участия учащегося в предлагаемой работе;

успешность, создаваемая положительной оценкой учителем и классным коллективом;

учет индивидуальных потребностей, интересов и мотивов;

направленность на развитие активности каждого ученика.

Очевидно, что взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности целесообразна и эффективна при понимании внеурочной деятельности как формы образовательного процесса, направленной на повышение качества образовательных результатов. Она базируется на таком учебном программном материале, специфика которого дает возможность установления разнообразных связей с пространством культуры и может быть реализована в разных формах, особенно эффективно — в проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, поскольку обязательными компонентами проекта являются формулирование проблемы, поиск путей ее реализации, осмысление процесса собственной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!