СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Подготовка к ГИА в сельской школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Подготовка к ГИА в сельской школе" был представлен на заседании школьного методического объединения и на  Республиканской конференции  учителей русского языка и литературы "Актуальные вопросы школьного филологического образования: опыт ведущих практик" в 2017 г 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Подготовка к ГИА в сельской школе"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования АМО «Заиграевский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старобрянская средняя общеобразовательная школа»





Доклад

«Подготовки к ГИА

по русскому языку

в сельской школе»









Подготовила

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Старобрянская СОШ»

Тютрина Татьяна Александровна


С. Старая Брянь

2019 год



Единый государственный экзамен и Основной государственный экзамен по русскому языку – итоговая аттестация не только для учащихся, но и для учителя. Каждый год, в течение пятнадцати лет, я сдаю экзамен вместе со своими воспитанниками. Это надежды, переживания, взлёты и падения, радость и огорчения… С замиранием сердца ждём изменений, будут или нет? Хочется уже какого-то установленного порядка в экзаменах.

Я не против итоговой аттестации. Экзамены позволяют объективно оценить знания учащихся, по результатам поступить в любые вузы России независимо от места жительства. Наконец, русский — наш государственный язык, и владеть им на высоком уровне необходимо. Поэтому требования к выпускникам предъявляются весьма строгие. На нас, учителях русского языка и литературы, лежит ответственность за подготовку учащихся к ГИА.

ЕГЭ и ОГЭ по русскому охватывает все разделы языка, и для успешной сдачи экзаменов ученик должен свободно ориентироваться в фонетике, орфоэпии, стилистике и грамматике, культуре речи… Это масштабная задача, и потому успешная подготовка к аттестации зависит от многих составляющих.

Учитель должен чувствовать ответственность за подготовку детей к ГИА, а это значит быть образованным, компетентным, быть в курсе всех образовательных событий, изменений, повышать квалификацию по своему предмету.

Я начинаю подготовку к ЕГЭ и ОГЭ с пятого класса. Учащиеся уже знают, что данный изучаемый материал проверяется на экзаменах и делают пометку в консультационных тетрадях. Им нравится решать задания из КИМов и чувствовать, что задолго до аттестации они справляются с ними. Шаг за шагом мы накапливаем опыт, при этом постоянно повторяя пройденный материал.

Одним из эффективных приёмов считаю практическую работу с предложениями, упражнениями, где применимы анализ и сравнение. Это позволяет отрабатывать не только орфографические навыки, пунктуационные, лексические, морфологические, но и развивает логическое мышление.

На уроках русского языка и литературы уделяю внимание работе с текстом, что формирует у учащихся навык определения темы и проблемы текста.

Основная же работа проводится в 9 -11 классах. В это время важно психологически настроить детей, вселить уверенность в свои силы, ориентировать на самоорганизацию учебной деятельности, на успешную сдачу экзаменов. Учитель должен создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей.

В это время применяю различные технологии: составляем алгоритмы решения заданий, рисуем схемы, читаем и слушаем лекции кандидата филологических наук Н.Г. Нарушевича, работаем над прекрасными, доступными рекомендациями ведущего специалиста издательства «Экзамен» Егораевой Г.Т. и т.д. Очень много работаем с открытым банком заданий на ФИПИ.

Так как дети уже довольно самостоятельные, даю задание работать с Интернет-ресурсами: решение пробных вариантов в режиме on-line, тестов, работа с сайтами «Русский на 5», «Капканы ЕГЭ» и «Решу ОГЭ и ЕГЭ». Постоянно используем тренажёр «ОРФО-9» на Веб-Грамотее. Выполняем тесты и проверочные работы на сайтах «Учи.ру» и «ЯКласс» В системе проходит обязательный анализ своих ошибок.

Ещё каждый урок начинается с орфоэпической, синтаксической, лексической разминки.

Зачастую мы воспринимаем всё новое в «штыки». Так было и с итоговым сочинением и итоговым собеседованием. Нужно находить в новом выгодное, полезное для себя. В середине года получить допуск к экзаменам – это значит опробовать свои силы, узнать, насколько ты творчески подготовлен. Это большое подспорье в написании сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Мне нравится заниматься с учащимися 9,11 классов, когда мы работаем с творческими заданиями. Пишем много сочинений, изложений на различные темы. Читаем их в классе, и каждый становится экспертом, разбирая сочинение другого по критериям. Иногда беседы при определении темы, выявлении проблемы, подборе литературных текстов превращаются в жаркий спор, даже в откровения. Удивительно наблюдать, как перед тобой раскрываются детские души. Ты видишь в ученике уже не ребёнка, а довольно взрослого человека. Анализ показывает, что за последние пять лет выпускники нашей школы гораздо лучше выполняют эти задания, чем другие.

Самым эффективным способом выявления примерного уровня знаний каждого ученика являются пробные экзамены и их подробный анализ.

Подготовка к экзамену тогда будет результативной, если соблюдать системно-деятельностный подход.

Всё выше перечисленное выполняет каждый учитель русского языка и литературы, не важно, большой школы или маленькой.

Порой я слышу нарекания в адрес малокомплектных школ. Что не работать с четырьмя – восьмью учащимися? Поверьте, я работала с классами с численностью в 40 человек и с двумя учениками. Интереснее, плодотворнее проходит урок в большом классе. Как говорится, есть из кого выбрать. В маленьком классе нет духа соревновательности, иногда один летит в небеса, а другой падает на землю. И нет разницы, готовишь ты урок для сорока или для пяти. При подготовке к ГИА мне, как и всем другим русоведам, не хватает урочного времени. Вот и приходится заниматься дополнительно ещё часа 3-4 в неделю.

Каждый учитель осознаёт ответственность за подготовку выпускников к экзаменам. Ведь это результат и его работы. Хочется пожелать всем терпения, вдохновения и энтузиазма.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!