СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Права ребенка"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему "Права ребенка" для учащихся 7-8 классов 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Права ребенка"»

Права Ребенка

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование начинает включать соответствующую проблематику (отдельные темы или дисциплины) в учеб­ные программы школ. Проблеме прав человека посвящено сегодня огромное количество научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах - это необходимые ус­ловия гармоничного существования как современного человека, так и общества.

Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении от­ражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного про­цесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администра­цией.

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?» - обра­тимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государ­ство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Выделим права, с соблюдением которых ребенок непосредст­венно сталкивается в процессе получения им образования:

  1. Право на образование.

  2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

  3. Право на отдых и досуг.

  4. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

  5. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого
    рода.

  6. Право на свободу мысли, совести и религии.

  7. Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

  8. Право на личную жизнь.

  9. Право пользования благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

Возможность получить образование начинает рассматриваться как право личности, которое гарантируется государством. Идеи гуманизации и демократизации системы образования становятся идеологической основой ее реформирования.

В соответствии с Конвенцией образование охватывает не толь­ко познавательные потребности детей, но и их физическое, соци­альное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точ­ка зрения на образование опирается на интересы ребенка и учиты­вает уникальные способности и потребности каждого ребенка. Понятие «качества образования» в духе Конвенции распространя­ется на вопросы равенства между полами, здоровья, питания и так далее. Кроме того, Конвенция предусматривает, что школы долж­ны стать зонами творчества, безопасности, с нормальным водо­снабжением и санитарией, с квалифицированными учителями и грамотно составленными учебными планами. Школа должна стать местом, где детей уважают и учат уважать других. При таком под­ходе к обучению учителям и школьниками необходимо взаимодей­ствовать таким образом, чтобы опыт, приобретаемый в классе, ста­новился подготовкой к жизни. Согласно Конвенции о правах ре­бенка, преподавание должно быть процессом наставления и содействия, во время которого детей поощряют думать самостоя­тельно и учиться тому, как учиться.

С позиции Конвенции право на образование включает следую­щие аспекты:

  • возможность посещать школу;

  • условия образовательной деятельности;

содержание образования, его соответствие потребностям подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе;

  • влияние образования на познавательное, физическое, соци­альное, эмоциональное, этическое и духовное развитие детей;

  • отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимном уважении.

В связи с тем, что дети большую часть своего времени прово­дят в школе, очень важен вопрос: в каких условиях проходит обу­чение, достаточно ли хорошие эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развивать свои способности и склонности, не имея при этом проблем с физи­ческим и психическим здоровьем.

В процессе постепенного перехода к новому качеству образо­вания изменяется и управленческая деятельность, которая, во-первых, должна обеспечить программно-целевую базу функциони­рования образовательного учреждения; во-вторых, формировать в школе педагогический коллектив - носитель компетентностной личностно-развивающей педагогической деятельности.

Понятие «качество жизни» - социально-психологическая кате­гория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения ма­териальных и духовных потребностей людей, качество школьной жизни обучающихся определяется субъективной оценкой школь­никами степени удовлетворения их физиологических потребно­стей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижениях и уважении, в реализации возможностей личности. Деятельность образовательного учреждения по защите прав детей находит свое отражение в планировании, контроле, подведении итогов работы коллектива на деловых совещаниях.

Пересматривая отношение к ученику как объекту обучения и воспитания, педагогам школы необходимо выявить причины от­клонений в семейных отношениях. Основной задачей социально-психологической службы становится социально-педагогическая защита, которая позволяет найти оптимальные пути интеллекту­ального и личностного развития учащихся, соединить звенья со­вместной работы учителя и родителя.

Для этого в школе разработана и осуществляется система взаимосвязанных мероприятий подготовки учителей и родителей по защите прав детей.

Особое место в работе психолога занимает работа с родителя­ми, которая строится в рамках индивидуального и группового кон­сультирования. На родительских собраниях родителей знакомят с возрастными особенностями, обучают навыкам ассертивного пове­дения в процессе взаимодействия с собственными детьми.

Но главное, о чем должны говорить учителя с родителями, - это о любви, о добром отношении к своим детям. От всех этих вопросов и зависит психологическая и физическая защищенность ребенка.

Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во вне­урочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня перед школой стоит задача - нау­чить ребенка уважать в себе личность, видеть личность в другом и принимать ее такой, какая она есть.

Уже с ранних школьных лет в школе у учащихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.

Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, - низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного про­цесса, многие из которых убеждены в том, что все права детей со­блюдаются в полной мере даже тогда, когда эти права нарушаются.

Причины нарушения прав детей связаны, прежде всего, с суще­ствующими условиями деятельности образовательных учреждений, и со стереотипами в области содержания образования и его органи­зации. И очень важно, как реализуются инновационные проекты, способствующие формированию школы, основанной на уважении прав личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!