Права Ребенка
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование начинает включать соответствующую проблематику (отдельные темы или дисциплины) в учебные программы школ. Проблеме прав человека посвящено сегодня огромное количество научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах - это необходимые условия гармоничного существования как современного человека, так и общества.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрацией.
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?» - обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
Выделим права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования:
Право на образование.
Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого
рода.
Право на свободу мысли, совести и религии.
Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Право на личную жизнь.
Право пользования благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
Возможность получить образование начинает рассматриваться как право личности, которое гарантируется государством. Идеи гуманизации и демократизации системы образования становятся идеологической основой ее реформирования.
В соответствии с Конвенцией образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точка зрения на образование опирается на интересы ребенка и учитывает уникальные способности и потребности каждого ребенка. Понятие «качества образования» в духе Конвенции распространяется на вопросы равенства между полами, здоровья, питания и так далее. Кроме того, Конвенция предусматривает, что школы должны стать зонами творчества, безопасности, с нормальным водоснабжением и санитарией, с квалифицированными учителями и грамотно составленными учебными планами. Школа должна стать местом, где детей уважают и учат уважать других. При таком подходе к обучению учителям и школьниками необходимо взаимодействовать таким образом, чтобы опыт, приобретаемый в классе, становился подготовкой к жизни. Согласно Конвенции о правах ребенка, преподавание должно быть процессом наставления и содействия, во время которого детей поощряют думать самостоятельно и учиться тому, как учиться.
С позиции Конвенции право на образование включает следующие аспекты:
содержание образования, его соответствие потребностям подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе;
влияние образования на познавательное, физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие детей;
отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимном уважении.
В связи с тем, что дети большую часть своего времени проводят в школе, очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хорошие эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развивать свои способности и склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем.
В процессе постепенного перехода к новому качеству образования изменяется и управленческая деятельность, которая, во-первых, должна обеспечить программно-целевую базу функционирования образовательного учреждения; во-вторых, формировать в школе педагогический коллектив - носитель компетентностной личностно-развивающей педагогической деятельности.
Понятие «качество жизни» - социально-психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, качество школьной жизни обучающихся определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижениях и уважении, в реализации возможностей личности. Деятельность образовательного учреждения по защите прав детей находит свое отражение в планировании, контроле, подведении итогов работы коллектива на деловых совещаниях.
Пересматривая отношение к ученику как объекту обучения и воспитания, педагогам школы необходимо выявить причины отклонений в семейных отношениях. Основной задачей социально-психологической службы становится социально-педагогическая защита, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя.
Для этого в школе разработана и осуществляется система взаимосвязанных мероприятий подготовки учителей и родителей по защите прав детей.
Особое место в работе психолога занимает работа с родителями, которая строится в рамках индивидуального и группового консультирования. На родительских собраниях родителей знакомят с возрастными особенностями, обучают навыкам ассертивного поведения в процессе взаимодействия с собственными детьми.
Но главное, о чем должны говорить учителя с родителями, - это о любви, о добром отношении к своим детям. От всех этих вопросов и зависит психологическая и физическая защищенность ребенка.
Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во внеурочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня перед школой стоит задача - научить ребенка уважать в себе личность, видеть личность в другом и принимать ее такой, какая она есть.
Уже с ранних школьных лет в школе у учащихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.
Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, - низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что все права детей соблюдаются в полной мере даже тогда, когда эти права нарушаются.
Причины нарушения прав детей связаны, прежде всего, с существующими условиями деятельности образовательных учреждений, и со стереотипами в области содержания образования и его организации. И очень важно, как реализуются инновационные проекты, способствующие формированию школы, основанной на уважении прав личности.