СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-презентация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО–КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе дано краткое описание методик, применяемых в коррекционной работе с детьми с РАС по развитию у них социально-коммуникативной сферы. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад-презентация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО–КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА "»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО–КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Происходит нарушение формирования эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей.

В последние годы возрастает число детей с отклонениями в развитии. При этом отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у дошкольников. Нередко в состав сложного дефекта входит симптом аутизма. По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречаются в 4-26 случаях из 10 000, что составляет 0,04-0,26% от общей детской популяции. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с аутизмом.

Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков при детском аутизме является проблемой педагогического характера. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В основу подхода о развитии аффективных механизмов взаимодействия ребенка и окружающего мира, предложенного В.В. Лебединским, О.С. Никольской, Е.Р. Либлинг, В.И. Лубовским положено представление о том, что исходная биологическая дефицитарность аутичного ребенка определяет прежде всего нарушение развития его аффективной сферы, что влечет за собой не только нарушение развития коммуникации, социального взаимодействия, но и искажение развития психических функций: сенсомоторной, речевой, когнитивной. [2].

В качестве основных трудностей социальной адаптации, исследователи выделяют следующие:

  1. трудности в общении и социализации;

  2. неспособность установления эмоциональных связей;

  3. нарушение речевого развития.

Однако следует отметить, что для РАС характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи [5].

На сегодняшний день практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка, особенно в преддошкольный и дошкольный периоды, с другой стороны – отсутствием объективных психологических критериев его адаптационных возможностей.

Обучение, которое ориентируется на актуальный уровень развития детей с РАС и возможности «зоны ближайшего развития». В этой связи возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям дошкольного учреждения компенсирующего типа и внедрение в практику работы. Использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствует повышению активности, самостоятельности, социальной адаптации и мобильности ребенка, развитию его познавательных способностей.

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №168 компенсирующего типа города Макеевки» функционирует 3 группы для детей с расстройствами аутистического спектра (29 воспитанников).

В коррекционной работе учителя-дефектологи МДОУ №168 используют эффективные инновационные методики.

Одной из таких методик является Программа структурированного обучения (TEACCH).

TEACCH – сокращение от американского названия «Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children» (терапия и обучение аутичных и имеющих схожие коммуникативные нарушения детей). Это комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями [3]. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПР.

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по девяти функциональным сферам (общая моторика, мелкая моторика, координация руки и глаза, имитация, восприятие, познавательная деятельность, речь, самообслуживание, социальные отношения) и коррекции аномального поведения.

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии трём уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Как утверждает Э.Шоплер [6;15] диагностика проводится по «Профилю психологического развития».

Для обучения ребенка с аутизмом безопасности и личному пространству используется метод социальных кругов. Данный метод создавался вместе с Программой кругов, описание которой было издано в Stanford University Press. Дети с аутизмом не осознают опасностей социальных отношений. Они подвергаются повышенного риску жестокого обращения и эксплуатации. Социальные круги – это графический способ показать ребенку разные уровни физической близости, которые у него будут с людьми, которых он знает и не знает. Данные круги – это хорошая визуальная подсказка.

Одной из инновационных методик, направленной на обучение социальным навыкам детей с особыми образовательными потребностями, является метод «Социальные истории».

Социальные истории – это ненавязчивый способ объяснить детям социальные понятия и правила в форме короткой истории. Он был разработан Кэрол Грэй (Gray) [1] с целью содействия социально одобряемому поведению людей с аутистическими нарушениями. Социальные истории составляются индивидуально для каждого пользователя и обычно в них входит 5 предложений, пошагово раскрывающих альтернативу проблемному поведению.

Наиболее эффективной технологией обучения взаимодействию детей с РАС является игровое занятие «КРУГ». Это ритмически организованное, не длительное по времени коррекционное занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции [4]. Это занятие позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. КРУГ сразу организует пришедших на занятия детей как группу и помогает им настроиться на последующие занятия и игры. Основные составляющие КРУГа: приветствие, сенсорные игры, ритмические игры, игры по правилам, окончание КРУГа.

Сочетание данных методик и технологий, применение их на практике, позволяет обеспечить наиболее эффективное формирование социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, но и значительно улучшает развитие психической и личностной сфер в целом.

Эффективность описанных методов возможна только при систематическом использовании в условиях коррекционной работы, при терпеливом и внимательном отношении к ребенку с аутизмом. Мероприятия инновационных технологий и методик в коррекционной работе с детьми с РАС приносят пользу не только семьям, но и обществу в целом.


Литература

  1. Барри К. Моррис Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй. Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам. Методические рекомендации [Электронный ресурс] – Электрон. дан. // Сайт «Лекции.Орг.». – Режим доступа: https://lektsii.org/12-1212.html

  2. Волосовец Т. В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] – Электрон. дан. // Сайт «Сообщества родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)  Ярославской области  «Участие». – Режим доступа: http://аутизм.su/index.php/korrektsiya-i-obuchenie/logopediya/346-prakticheskie-rekomendatsii-po-formirovaniyu-kommunikativnykh-navykov-u-detej-s-autizmom

  3. Гайдукевич С. Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учеб.-метод.пособие [Электронный ресурс] – Электрон. дан. // Файловый архив студентов «STUDFILES». – Режим доступа: https://studfiles.net/

  4. Зарубина Ю. Г., Константинова И. С.. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. Методическая разработка [Электронный ресурс] – Электрон. дан. // социальная сеть работников nsportal.ru образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/02/26/adaptatsiya-rebyonka-v-gruppe-i-razvitie

  5. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1996. –N2. С.18-24.

  6. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватнрс. – Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», – 1997, – 192 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!