СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Преподавание географии в условиях обновления содержания образования"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное  информационное общество  требует  от  учителей подготовить  человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Преподавание географии в условиях обновления содержания образования"»

Доклад «Преподавание географии в условиях

обновления содержания образования»

Учитель географии Вагулинской СШ

Вяткина Е.С.


Современное информационное общество требует от учителей подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные качества.

География как интеграционная наука охватывает все новые и новые сферы познания. Работа учителя географии неразрывно теперь связана с информационными технологиями и геоинформационными системами. Традиционный механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками системы базовых понятий и слабо отвечает требованиям современной школы. Новая школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической. Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно- ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников.

Долгие годы перед школьным географическим образованием ставилась главная цель – овладение основами географической науки. Однако сейчас в рамках отводимых на географию учебных часов и большого количества отраслей географических знаний эта задача становится трудно выполнима. Поэтому основной целью учебной географии является формирование функциональной грамотности личности школьника. Именно география как мировоззренческий предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. В конечном итоге география призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а географическое мышление должно стать частью общественного сознания, которое во многом формируется в период обучения в школе.

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют мыслить пространственно, во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его мотивации, наблюдении процесса самореализации, предпочтения к видам деятельности.

При современном обучении меняется не только роль ученика и учителя, но существенно меняется и содержание традиционного школьного урока. Меняются цели и задачи урока.

Цели и задачи определяются на основе содержания изучаемой темы и планируемых результатов (предметных, межпредметных, личностных). Учащиеся подключаются к определению задач урока, последовательности и способов учебных действий, необходимых для решения поставленных задач.

При оценке результатов преобладают формы самоконтроля и взаимоконтроля. Учащиеся совместно с учителем определяют затруднения, встречающиеся несоответствия и намечают направления корректировки полученных результатов. Самооценка и взаимная оценка обязательно присутствуют в определении степени достижения поставленной цели и достижения планируемых результатов.

При планировании домашних заданий максимально учитывается индивидуальные возможности, интересы и уровень развития учащихся. Прием «Письмо другу». Проверка дом. задания: учащиеся составили письмо другу в другое государство о разнообразии рельефа Казахстана. Описали формы рельефа и их красоту.

Для формирования личности учащегося, его целостного представления видения мира, особое значение имеет мировоззренческий аспект содержания учебного материала. Наиболее важным, на что необходимо обратить внимание, - это формулировка вопросов и заданий, которые предполагают организацию деятельности учащихся, а вслед за этим демонстрацию учащимися тех или иных умений (аналитических, логических,...) при ответе на них. Кроме того, вопросы и задания должны предполагать, как мы с Вами знаем, умение учащимися выявлять логические взаимосвязи, применять знания в практической плоскости и способствуют формированию их личностных качеств - логики мышления, самостоятельности оценочных суждений, собственной точки зрения и умения высказывать их, формулировать и т.д. Например, Сравните карту полезных ископаемых с тектонической картой. Определите какие виды полезных ископаемых встречаются в горах, а какие на платформах? Сделайте вывод о залегании разных групп полезных ископаемых.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач, он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Например, в самом начале урока использую Прием «Беру –

не беру». Класс делю на группы, раздаю им карточки с заранее подготовленными картинками с фотографиями исследователей, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют новой теме, а я решаю «беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. Или использую прием «Ассоциации». Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

-О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация возникает у вас?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает их на доске.

Уже на первых этапах изучения географии учителю необходимо продумать систему работы, ориентированную на применение в учебном процессе современных методов и технологий обучения. Существенной в этом плане выступает оценочная деятельность учителя. Оценка учебных достижений по сравнению с традиционной системой оценивания должна быть более содержательной, дифференцированной, объективной. На завершающем этапе недостаточно «просто повторять» изученные темы или прорешивать многочисленные тесты. Необходимо продумывать приемы, повышающие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей между ними, применять приемы обучения, создающие благоприятные условия для применения знаний в известных (стандартных) и новых учебных ситуациях. В этой связи важно обратить внимание на обобщение и систематизацию основных знаний и умений, соответствующих требованиям нового образовательного стандарта.

Новым станет проверка умений использовать такие источники географической информации, как текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач, критического осмысления, анализа, обобщения и интерпретации географической информации.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!