СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Применение интерактивных технологий на уроке немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом докладе информация об использовании интерактивных технологий на уроках немецкого языка

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Применение интерактивных технологий на уроке немецкого языка"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Избербашская средняя общеобразовательная школа №3»





Доклад на тему:


Применение интерактивных технологий на уроке немецкого языка.




Выполнила: Гончарова Т.Н.,

учитель немецкого языка

МКОУ «СОШ №3»













2018г.


Применение интерактивных технологий на уроках немецкого языка

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление не призвано доказывать актуальность интерактивного обучения на основе теоретического материала, а носит сугубо практический характер, мне хочется поделиться накопившимся опытом с вами, в надежде, что кому-то сегодня он окажется полезен.


Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.


Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

Итак, позвольте предложить вашему вниманию несколько форм интерактивного обучения, применяемые мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в пятом и в одиннадцатом классе.


Например, 1. форма работы в парах или тройках, как постоянных, так и ротационных (сменных). Ни для кого не секрет, что такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку.


2. Групповая работа тоже не нова и хорошо всем известна. Зачастую, на своих уроках я использую ротационные малые группы. Например, в рамках темы шестого класса «Экскурсия по Германии», уже не первый год я практикую работу по следующей схеме:

1 этап – опережающее задание, сбор информации по определенному плану об одном из городов Германии. (идеально работать с кратным четырем количеством обучающихся, у меня было 12). Выбор города происходит путем жеребьевки.

2 этап – работа в малых группах: Берлин, Франкфурт-на-Майне, Бремен, Гамбург. Ребята делятся найденной информацией, систематизируют ее.

3 этап – работа в малых группах Германии. Каждый учащийся доносит до всего коллектива группы информацию о своем городе.

4 этап – дополняем материал, обмениваемся мнениями, готовим мини рассказы о Германии.

3.Иногда использую и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. А именно:

Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»).

Обоснование своей мысли («Так как…»)

Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («Например, …»).

Обобщение, выводы («Итак…»)

Как логичное продолжение, можно использовать групповую работу.


4.Следующая форма « Броуновское движение». Данную форму я использую в качестве фонетической зарядки. « Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Использую в рамках тем « Das Hobby, die Famile, die Kleidung, das Haus- хобби, семья, одежда, дом» параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: узнай, Сколько человек в твоем классе любят мороженое? Или сколько человек в твоем классе любят играть в футбол? Или Кто сегодня одет в красную футболку? У кого дома письменный стол стоит у окна? Помогаю формулировать вопросы и ответы, слежу, чтобы взаимодействие велось на немецком языке.


7.При использовании формы «Дерево решений», класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя или исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать и обсуждая плюсы (одна группа) минусы (втора группа) какого-то вопроса.

6.Не нуждающаяся в представлении и очень любимая мной форма «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на уроках. Он прекрасно стимулирует творческую активность. Мозговой штурм — методика творческого мышления, помогающая нахождению новых решений путем высвобождения индивидуальных мыслительных способностей.

Напомню, участникам обсуждения предлагаю высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1 – 5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбираем наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов следующие темы ( die Gesundheit, der Sport, die Jugendlieche, das Studium - здоровье, спорт, молодежь, учёба).

7 Форма «Незаконченное предложение». Обучающемуся предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы. (Например: Kinder-Eltern-Kontakte, Beruf, Okologie – отношения детей и родителей, профессия, экология и др.)

Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности, это и дискуссии, семинары, и, конечно, игры.

К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала. Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой игры.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.


Остановимся ненадолго на ее функциях:

Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию.


Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.


В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.


Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.


Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.


Структура ролевой игры соответствует представленной выше модели, объединяющей все интерактивные технологии, но в ее структуре выделяются три компонента: роли, исходная ситуация, ролевые действия.


Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.


Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.


Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия органически связаны с ролью и включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).


Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения ее и подведения итогов. Это особенно характерно для периода подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 минут) различают «малую игру» и «большую игру». Малая ролевая игры реализуется на одном занятии по иностранному языку и зачастую является основой для проведения большой ролевой игры.


Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках немецкого языка: презентации, интервью, заочные путешествия, круглые столы, экскурсии, сказки, репортажи и т.д.


Очень нравятся детям ролевые игры «Знакомство», «На улице», «В магазине». Игры развивают диалогическую речь, формируют речевой этикет, принятый в Германии.

А, например, изучение темы « Bildende Kunst» - изобразительное искусство ( 11 класс) плавно перетекает в заочную экскурсию по одному из знаменитых музеев нашей страны.

Изучение темы «Die Reise»- путешествие переросло в презентации туристических компаний, рекламирующий свой вид отдыха. Группа учащихся, представляла независимых экспертов, решающих в ходе обсуждения, какой рекламный проект представлен наиболее ярко, выигрышно и правильно.

И еще немного хотелось бы остановиться на методах интерактивного обучения . Итак: 1) Универсальный , 2) Кейс- метод, 3) Метод- тренинг, 4) Дискуссия, 5)Метод- проектов

Я хочу вкратце рассказать о методе проектов. Метод проектов используется в рамках перехода на ФГОС. Я использую этот метод проектов с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты:

все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала;

повышается их уровень культуры;

устанавливаются межпредметные связи;

растет самооценка личности;

учащиеся учатся добывать знания;

получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования.

Основные принципы проектной работы:

- вариативность

- решение проблем

- учение с увлечением

- когнитивный подход к грамматике

- личностный фактор

- адаптация заданий


Необходимо отметить, что мои ученики работают над проектами с большим удовольствием.  Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.

В ходе работы над той или иной темой учащиеся выполняют творческую работу в виде коллажа, проекта. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быть, как коллективный проект (например, « Летние каникулы», 7 класс), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (например, презентации «Города Германии» - 7 класс, «Моя семья», - 3 класс, «Что я люблю» - 3 класс, «Мое расписание уроков » - 4 класс, а также творческие работы « Что такое Родина для каждого из нас ?»- 7 класс , ученики 6 класса – пишут иллюстрированное сочинения на тему «Осень». К рождеству ежегодно проводим конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет. Вашему вниманию предоставлена выставка творческих проектов на тему « Весенние праздники Великобритании и Германии» , это – Пасха, Масленица, 8 Марта.

И еще об одном из направлений интерактивных методов обучения – это использование возможностей, предоставляемых компьютерными технологиями и Интернет 
Информационно-компьютерные технологии основаны на диалоге «ученик – машина» с помощью различного вида обучающихся программ (информационных, контролирующих, тренинговых); 
 
Ещё раз хочется отметить преимущества использования ИКТ при обучении иностранному языку.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля  и так далее. Т. е. компьютерные технологии – это передовые технологии, технологии будущего.

Что такое хорошее интерактивное обучение? 
• Это НЕ учебник на экране 
• Это возможность ОнЛайн общения. 
• Это возможность связываться в любое время и из любого места ( электронная почта, социальные сети) 
• Это индивидуальное расписание 
• Это возможность обучения для каждого желающего 
Интернет обучение реализует наглядность, комфорт, мобильность, простой доступ и возможность выбора дополнительных источников информации и знаний Кроме того, онлайн обучение предоставит Вам огромные возможности для творчества, самостоятельной работы, коммуникаций и сотрудничества.

Заключение

Надеюсь, вас заинтересовали интерактивные технологии, и они станут неотъемлемой частью ваших уроков.

Список использованных источников


1. Воронкова Л.В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно–ролевые игры. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

2. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 2004. -382 с.

3. Инновационные процессы в школе: организация и управление. - Владимир, 1995. - 69 с.

4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. – 192 с.

5. Кулапов М.Н. Практикум: ролевые и деловые игры. – М.: Экзамен, 2003.–126 с.

6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагенство, 1996. - 268 с.

7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. 268C

8. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!