Применение проектной методики на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС
Учитель английского языка
МОУ лицей «Многоуровневый образовательный комплекс №2
Н. Б. Блашко
П Р О Е К Т :
- в переводе с латинского – брошенный вперед;
- деятельность с определенными целями, часто включающими требованиями ко времени, стоимости и качеству результатов;
- совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
ПРОЕКТ – это “пять П”:
Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация.
Шестое “П” проекта – его ПОРТФОЛИО , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки;
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке; - культуру общения; - умение формулировать собственные мысли; - умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению; - умение добывать и обрабатывать информацию и ориентироваться в информационном пространстве; - умения и навыки использования современных компьютерных технологий; - умения применять накопленные знания по предмету; - критическое и творческое общение.
Преимуществами проектной методики являются следующие:
- возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта; - повышение активности учащегося; - возможность обращения к дополнительным источникам информации; - обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации; - возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков; - возможность практического применения языковых знаний; - возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию; - возможность реализации активной устной практики для каждого ученика; - возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы; - возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:
Направленность на достижение конкретных целей
Координированное выполнение взаимосвязанных действий
Ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом
В определённой степени неповторимость и уникальность
Классификация проектов:
Исследовательский
Информационный
МЕТОД ,
ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальный
Творческий
Ролевые-игровые
Практико-ориентированный
Исследовательские проекты
- представляют собой мини-исследование, проводимое в любом направлении, и требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
Информационные проекты
- направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Требуют хорошо продуманной структуры. Результатом является статья, реферат, доклад, буклет, листовка, изучение региона какой-либо страны, путеводитель по стране изучаемого языка и т. д.
Материальные проекты
- направлены на создание материальных изделий (инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий).
Творческие проекты
- не требуют хорошо проработанной структуры. Результатами могут быть видеофильм, сценарий, сочинение, драматизация, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.
Ролево-игровые проекты
- это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия. (разыгрывание фрагментов урока, ситуаций, драматизация пьесы и т. д.)
Практико-ориентированные проекты
- проекты, в которых определена доминирующая деятельность - прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики. Требуют хорошо продуманной структуры. Ориентированы на социальные интересы учащихся. Результатами могут быть сообщения по разделам профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный материал и т.д.
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
МОНОПРОЕКТЫ - осуществляются в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
Основные принципы проектной технологии:
- Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы) – конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
- Когнитивный принцип , предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.
- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.
- Личностный фактор , учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.
- Адаптация заданий , предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.
В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика , которую необходимо направлять и регулировать . Согласно ФГОС « должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого».
В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование УУД, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС , т.к. она развивает: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивацию к изучению иностранного языка, саморегуляцию и самоорганизацию учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.
Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся УУД: личностных, познавательных, коммуникативных.
При использовании проектной деятельности:
1. У учащихся обогащается социальный и духовный опыт, развиваются творческие и умственные способности.
2. Проектная работа мотивирует учащихся на изучение английского языка и формирует желание иноязычного общения.
3. Она способствует совершенствованию устно-речевых и лексические навыков, умений и навыков письменной речи и позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !