СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Проблемы и перспективы в работе учителей химии и биологии по новым образовательным программам ФГОС основного общего образования"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на районной секции "Проблемы и перспективы в работе учителей химиии биологии по новым образовательным программам ФГОС основного общего образования".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проблемы и перспективы в работе учителей химии и биологии по новым образовательным программам ФГОС основного общего образования"»

МБОУ Мирнинская средняя общеобразовательная школа

Гордеевского района Брянской области









ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Проблемы и перспективы в работе учителей химии и биологии

по новым образовательным программам ФГОС

основного общего образования»



Подготовила доклад: учитель биологии и химии 1 категории Юркова Т.П.




























2016 год

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

Вчитываясь в Стандарт нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Говоря о первых результатах работы, хотелось бы обозначить и ряд проблем, с которыми столкнулись в ходе реализации ФГОС.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

ФГОС потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам. Учитель, прежде всего, сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Теперь в школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.

В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:

1. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

2 . Не все кабинеты оснащены современной техникой и выходом в интернет, что позволяло бы более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий.

3. Требуется совершенствование кадрового потенциала.

4. Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС, может вызвать и контрольно-оценочной деятельность:

- объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что ТРУДНО;

- контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога;

- отсутствие надёжных диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.

Перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в 5

классе:

1. Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным. Соответственно пришлось работать по линии учебников автора Самкова В.А.

2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец –

то учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось,

что он не совсем соответствует ожиданиям.

Кроме того, методические рекомендации и электронное приложение к учебнику вышли в широкий доступ не к началу учебного года.

3. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?

4. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?

Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем: например, курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогает разобраться в теории ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения.

Преподавание биологии в школе в настоящее время ориентировано на усвоение огромного количества научной информации, что в современных условиях сокращения количества часов, отводимых в школе на изучение предмета, неизбежно ведет к формализации знаний обучающихся. Все это влечет за собой снижение интереса к изучению предмета. А это, в свою очередь, ставит перед каждым учителем биологии вопрос об активизации познавательного интереса.

Анализируя свою деятельность, как учителя биологии я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Очень важная проблема (и не только у биологов)- низкая мотивация учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Возможно, сказываются многочисленные и незаконченные эксперименты в системе образования, необоснованно сложная программа при том, что все больше в классах появляется детей с проблемами усвоения и просто педагогически запущенных. Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы решать эту проблему учителю нужно:

-знать психологические особенности ученика;

-знать его потребности и интересы;

-осуществлять личностный подход в обучении (что в реальности совсем не просто);

-самому постоянно учиться, использовать различные технологии в образовательном процессе, отдавая предпочтение деятельностным методам (в биологии это и лабораторные и практические работы, постановка домашнего опыта, проектная деятельность);

-использовать игровые, коллективные способы обучения – при этом снижается уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

-использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее более современными способами-интернет, электронные пособия, видеофильмы и т.д.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённой суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к самообучению и самовоспитанию.

За последнее время для учащихся и преподавателей биологии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, и экзаменаторы.

Мой опыт педагогической деятельности показывает, что ученик может знать суть вопроса, но поделиться своими знаниями с окружающими не в состоянии, т.е. его коммуникативная компетенция не сформирована. С одной стороны, хорошо известно, что глубокое понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь о сложном рассказать доступным собеседнику языком. С другой – условия задачи заданы неопределенно: при решении учащемуся приходится опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественнонаучного цикла, высказывать предположения и принимать или отвергать их.

Особенностью химического образования является сочетание теоретических выкладок с системой практических занятий. Для проведения химического эксперимента должна быть хорошо оборудована лаборатория и кабинет, должен иметься полный набор химических реактивов. Но многие опыты невозможно продемонстрировать в школьном кабинете. Подобная проблема решается посредством применения информационных технологий. Таким образом, в моей практике выполнение отдельных работ сопровождается показом опытов виртуальных лабораторий.

Надо отметить, что при разработке уроков химии. Мы уже ориентируемся на стандарты второго поколения, хотя продолжаем работать по учебникам старой линии.

Занятия по химии обеспечивают возможность формировать и развивать учебные компетентности, учебная деятельность на практических работах дает возможность формировать и развивать исследовательские умения: учащиеся, проводя реальные учебные исследования, активно работают с различными источниками информации (учебник, книга, инструктивная карта), представляют, обсуждают и систематизируют разнообразные информационные материалы.

Следует отметить, что учащиеся и сами с большим удовольствием конструируют тематические презентации, используя их во время ответа. Причем тематика их работ зачастую имеет прикладной характер: «Химия и косметика», «Здоровое питание», «Химия в быту», «Химия и жизнь».

Следовательно, вышеизложенные подходы не только вызывают мотивацию в изучении предмета учащимся, но и формируют у него ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Что важно для выпускника школы в период адаптации к новому витку жизни. 

Итак, для выполнения нового стандарта, базирующегося на системно-деятельностном подходе, необходимо будет кардинально изменить методику обучения биологии. Учителю придется работать не только с классом, но и индивидуально с каждым учеником, проводить работу не только в коллективе, но и научиться организовывать коллективную познавательную деятельность. Самостоятельная работа должна стать ведущим видом деятельности учащихся в учебном процессе. В связи с этим особое внимание необходимо будет уделять формированию универсальных учебных действий (регулятивным, познавательным, коммуникативным), без которых самостоятельная познавательная деятельность учащихся будет мало эффективной. В то же время учитывая, что использование методов обучения всегда ситуативно, то учителю в каждом конкретном случае придется решать проблему оптимального сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся.

В преподавании биологии все большее место будут занимать проектно-исследовательская деятельность и информационно коммуникационные технологии.

Все это потребует новых подходов и в подготовке будущих учителей в педвузах, и в переподготовке действующих учителей.

Важно, чтобы вопросы материально-технического, учебно- методического и информационного обеспечения были решены, как этого требует стандарт. В этом направлении активно работают издательства, перерабатывая школьные учебники и создавая различные пособия под новый стандарт.

 5-7 классах у учащихся формируются первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, их разнообразии, процессах, явлениях, закономерностях. В классе, на базе полученных знаний, у учащихся формируются представления об особенностях строения и процессах жизнедеятельности организма человека, о здоровом образе жизни.

Учитывая развитие современных подростков и деградацию морально этических ценностей в современном обществе, откладывать изучение подростками своего организма, его развития, научного обоснования важности соблюдения гигиенических, морально-этических норм поведения на более поздний срок недопустимо.

В 9 классе учащиеся уже в достаточной степени будут обладать личностными, метапредметными и предметными результатами образовательной деятельности, необходимыми для осознанного усвоения таких важных общебиологических вопросов как наследственность, изменчивость, клеточная теория, эволюция органического мира, экосистемная организация жизни, роль и место человека в биосфере и др. В соответствии с требованиями стандарта учащиеся девятого класса должны овладеть компетенциями, необходимыми для организации активной самостоятельной познавательной деятельности в учебном процессе, что является необходимым условием формирования не только осознанных знаний, но и перевода их в убеждения без которых само понятие «целостное научное мировоззрение о живой природе» будет формальным.

Утверждение, что учащимся 9 класса трудно усвоить общебиологические понятия не соответствует действительности.

Анализ опыта работы по действующим в настоящее время программам биологии в 9 классе показывает, что трудности возникают не из-за сложности изучаемого материала, а или из-за серьезного превышения объема формируемых понятий, или, что наблюдается, к сожалению, достаточно часто, из-за неправильной организации учебного процесса.

Это объясняется как недостаточной методической подготовкой учителей, их перегрузкой, так и отсутствием материально-технического обеспечения учебного процесса.

Предложения, высказываемые некоторыми учителями и методистами, о переносе изучения раздела «Человек» в 9 класс и формирование общебиологических понятий разрозненно в различных разделах биологии считаю крайне не продуктивными. В этом случае формируемые понятия останутся разрозненными и сформировать у учащихся целостное научное мировоззрение о живой природе будет действительно сложно. Следовательно, не будут выполнены требования государственного стандарта.

Обсуждать вопрос о переходе на линейное построение программы биологии можно лишь в том случае, если в 10-11 классах биология будет обязательным предметом для всех школьников. Но даже в этом случае, прежде чем принимать окончательное решение целесообразно провести сравнительный анализ результатов обучения при различных построениях программы биологии.

Необходимо так же учитывать, что значительная часть выпускников 9 классов продолжает свое обучение в системе НПО и СПО, где, мы это прекрасно знаем, биология изучается формально.

В настоящее время готовится стандарт для средней школы. Во всех предложенных вариантах стандарта доминирует идея индивидуализации и возможность выбора собственной траектории обучения учащимися. Нет никакого сомнения, что если ученик в классе не выберет естественно-научный профиль, то, в лучшем случае, он будет изучать биологию в составе интегрированного курса или вообще ее не будет изучать в средней школе. В таком случае обобщающий курс биологии в девятом классе становится не только желательным, а просто необходимым.

Вывод: Новый стандарт поддерживает традиции существующего образования, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты. Условия введения федеральных государственных образовательных стандартов как инновации потребовали от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, овладения навыками проектирования образовательного процесса.          

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!