СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: пути решения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад представлен на II Региональную научно-методическую конференцию по теме: "Проблемы и перспективы развития профессионального образования".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: пути решения"»


Министерство образования, культуры и науки РК

БПОУ РК «Политехнический техникум»




II Региональная научно – методическая конференция

Тема: «Проблемы и перспективы развития

профессионального образования»,


Доклад на тему:

«Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: пути решения»






Подготовила: Бораева В.Г.

соцпедагог БПОУ РК

«Политехнический техникум»







г.Лагань, 2014г.

«Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: пути решения»

Бораева В.Г.

БПОУ РК «Политехнический техникум»

Проблема социального сиротства является одной из наиболее сложных социальных проблем современного российского общества. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей–сирот к самостоятельной жизни.

По сути, в новейших условиях на систему начального и среднего профессионального образования возложена сложная миссия мобильной широкомасштабной подготовки специалистов нового формата для нужд реальной экономики и производства. Одновременно, именно система учреждений НПО – СПО будет воплощать профессионально-педагогическую миссию по отношению к детям – сиротам, обеспечивая в условиях очередного этапа реформирования образования преемственность в воспитании, образовании и профессиональном становлении этой категории подрастающего поколения созвучно реалиям и запросам завтрашнего дня.

В настоящее время ОУ НПО сталкивается с рядом проблем в процессе обучения и воспитания детей-сирот, а также с осуществлением мер в области их психологического социального сопровождения, целью которых является обеспечение защищенности учащихся. Именно в рамках получения профессионального образования у детей-сирот происходит процесс дальнейшего становления личности, на которое, в том числе, влияют педагогические условия, созданные образовательным учреждением.

Несовершенство закона в реально сложившейся ситуации по отношению к детям-сиротам уже видно на этапе профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация, которая проводится и в том числе в учреждениях интернатного типа должна дать ему возможность самому определиться в выборе своего профессионального пути. На самом же деле, правильно будет сказать, что происходит профессиональное определение детей-сирот, в том числе и выпускников интернатного учреждения и связано это напрямую с имеющейся жилищной ситуацией. Выпускник, имеющий свою жилую площадь, становится более свободным в выборе профессии. Выпускнику, не имеющему "своего угла" остается один выбор – сделать его в пользу образовательного учреждения, имеющего общежитие, которое обеспечит его проживание. Нарушается право в возможности свободного выбора своей будущей профессиональной деятельности.

Вторая проблемная ситуация, с которой сталкиваются педагогические работники системы НПО – это право выпускника на получение не одного, а двух начальных профессиональных образований. На первый взгляд ничего некомпетентного в этом нет, даже наоборот. Ребенок-сирота имеет в своей массе и так ограниченные возможности в выборе профессии в силу своих психических особенностей, а закон вроде бы дает им возможность расширить выбор в своей профессиональной деятельности (получил профессию повара, могу еще и получить профессию парикмахера и т.п.). Но с другой стороны, такое право никак не воспитывает мотивацию к трудовой деятельности, а наоборот, дает возможность некоторое время отсидеться в лицее, находясь на полном государственном обеспечении. Тем более, что выпускник, получивший первую профессию не по желанию, а по принуждению всегда найдет себе оправдание для того, чтобы не работать, а "учиться", "учиться". Тем самым, государство, как бы само, развивает у детей – сирот иждивенческие настроения.

Лишь в единичных случаях общими усилиями социальных служб и образовательных учреждений при помощи реализации программ, направленных на воспитание и развитие личности, способной и желающей приобщиться к нормам и ценностям общества, удается привить ребенку-сироте качества, необходимые в становлении самостоятельности и помогающие стремиться к достижению лучшего и большего. Воспитательная работа носила бы более эффективный характер, если бы педагогический коллектив лицея обладал всем необходимым комплексом методик и программ для работы с данной категорией обучающихся в области коррекционной педагогики и психологии. Методическое оснащение системы НПО в этой области научных знаний недостаточно разработано. Как показывает опыт, основные изыскания относятся, как правило, к возрасту от рождения до 12-14 лет. Старший подростковый возраст и период юношества, с которым работает педагогический коллектив системы НПО, ограничивается лишь исследованиями некоторых сторон личности посредством тестов и различных методик, не раскрывающих целостное представление о психике учащегося-сироты в подростковом и юношеском возрасте.

К сожалению, до сих пор, по данным литературы, нет четких представлений о содержании и основных подходах в социально-педагогическом консультировании детей-сирот, хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многими исследователями и практиками – социальными педагогами.

Современному поколению детей с каждым годом сложнее справляться со своими проблемами, в особенности детям-сиротам. Консультирование детей-сирот один из важных этапов их социализации и адаптации в обществе. Консультирование помогает понять глубину внутренних проблем ребенка, и найти верный путь решения этих проблем. В современной литературе нет разработок, программ, методов консультирования детей-сирот.

Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе в подростковом и юношеском возрасте следует вести активную воспитательную работу по основным направлениям: необходимо всемерно стимулировать процесс рефлексии, самопознания. Для этого полезно проводить групповые и индивидуальные беседы, сочинения на тему: « Что я знаю о себе?», «Что я люблю и ненавижу?», «Что я умею?». Следует поощрять у подростков стремление к ведению личных дневников, обучать их этому. Дневник способствует развитию внутреннего мира подростка. Полезно использование простейших психологических тестов самопроверки с последующим обсуждением результатов. Следует обращать особое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих. Таким образом, проблема социальной изоляции ребенка – сироты может быть решена путем разработки системы комплексного педагогического сопровождения, направленной на повышение уровня социальной и психологической защищенности.

Еще одной немаловажной проблемой, связанной с воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их подготовка к будущей семейной жизни. Материальная помощь не решает психологических проблем сирот, семью не создает. Сегодня воспитательной работой с родителями, лишенными родительских прав или частично ограниченными в них, органы местного самоуправления и общественные организации республики, можно сказать, не занимаются. Доля детей, переданных на попечение при живых родителях другим родственникам очень велика. К примеру, по данным статистики, в 2012 году к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике Калмыкия отнесено 1071 детей. Под опекой и попечением граждан находятся 980 детей и 91 ребенок – в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поэтому, в работе с данной категорией детей желательно, чтобы педагоги обращали внимание на то, что в глазах своих воспитанников, они не только педагоги, но и мужчины и женщины. Кроме того, важно иметь в виду, что характерное для любого подростка обостренное отношение к своей внешности, к оценке собственной привлекательности с точки зрения представителей противоположного пола у детей, растущих вне семьи, оказывается еще более акцентированным. Для подготовки детей – сирот к будущей семейной жизни их следует учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, чему уделяется, как правило, определенное внимание, но и со старшими и с младшими детьми. Поэтому именно в групповых занятиях наиболее эффективно формируются все стороны личности подростка.

Подводя итог можно сказать, что и сиротские учреждения, а в дальнейшем и образовательные учреждения НПО – СПО выполняют задачи не только физического "взращивания" ребенка, но и воспитательную, образовательную и иные, способствующие подготовке детей – сирот к самостоятельной жизни в обществе. Работа с данной категорией детей требует очень высокого профессионального мастерства, огромного опыта и любви к детям.

Умение социального педагога и психолога работать в реальной жизненной ситуации, использовать любое событие в жизни воспитанников для их развития, изменения стереотипных установок, выступает одним из наиболее эффективных способов работы с трудными детьми, каковыми являются дети – сироты. А психолог должен работать не только с детьми, но и со всеми участниками образовательного процесса в тесном единстве: с педагогами, руководителями групп, социальным педагогом и социальными работниками, руководителями кружков и секций и т.д.


Список литературы

1. Федеральный закон №159-ФЗ от 22.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2. Мардахаев, Л.В. Основы социально-педагогических технологий Мардахаев, Л.В. – Рязань, 1999.

3. Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей – фактор стабилизации общества / Л.Е. Никитина // Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 36-41.

4. Рыбинский, Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? / Е.М. Рыбинский. – М., 1997.

5. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми // Результаты исслед. проекта /В.В. Елизаров, Э. Билсон и др.; Ред. совет: М.В. Гордеева и др. Министерство труда и соц. развития, Департамент по делам детей, женщин и семьи. – М., 2003.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!