СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Проектная деятельность на уроках производственного обучения в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках производственного обучения в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Доклад Проектная деятельность на уроках производственного обучения в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Проектная деятельность на уроках производственного обучения в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья


Учитель Плавская Е.Ю.


Перед учителем, работающим в сфере производственного обучения в школе для детей с ОВЗ, стоит ряд важных задач, которые в течение трех лет он должен решать. Принимая во внимание сниженный познавательный интерес, эмоциональную неустойчивость, нарушения речи, затруднение в социальном развитии у обучающихся с нарушением интеллекта, необходимо разработать и внедрить программу, которая бы позволила обучающимся не только овладеть профессией, но и социализироваться, стать полноценным членом работающего общества. Для формирования профессиональных навыков важно развить интерес к природе, к работе с землей, к выращиванию различного вида растений (декоративных кустарников, комнатных и садовых цветов), к изучению предметов «Основы почвоведения и земледелия», «Основы дендрологии и зеленого хозяйства», «Цветоводство», «Защита декоративных растений от болезней и вредителей», которые входят в программу профессионально – трудового обучения.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанная на активной  деятельности обучающихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

  • формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

  • сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

  • созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;

  • дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;

  • использованию методов, активизирующих учебный процесс;

  • использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;

  • неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной)  школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

  • между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);

  • между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

  • между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;

  • между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких “проблемных” детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо всегда использовать индивидуальный подход и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет – метод проектов.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу “от простого к сложному”, “от конкретного к абстрактному”, обязательно достигается желаемый результат;

  • достаточно высокой эффективностью уроков;

  • развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;

  • развитием и поддержанием интереса к предмету;

  • практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;

  • развитием коммуникативных навыков учащихся;

  • созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

  • Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

В ходе внедрения проектов в процесс обучения и воспитания лиц с ОВЗ, у обучающихся появляются возможности:

  • приобретать знания самостоятельно,

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач,

  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,

  • планировать свою деятельность,

  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли,

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Задачи проектной деятельности в школе для детей с ОВЗ:

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.

  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).

  • Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.).

  • Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети. Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами – включение детей в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет обучающимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Основные требования и условия проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность обучающихся к данному виду деятельности;

  • интерес школьников к проблеме;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • практическая осуществимость проекта;

Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

  • соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям обучающихся;

  • наличие необходимых материально-технических средств;

  • соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

  • обеспечение безопасных условий труда;

  • использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;

  • применение природных материалов и отходов производства;

  • рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно - популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит “копилку проектов”, состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. “Копилка” должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации).

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких). Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта – итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Заключение

Основная задача школы для детей с ИН социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Введение в процесс образования на уроках производственного обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в нашей школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.

Положительные стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ);

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить.

Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями.

Список литературы

  1. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1996. – № 6.

  2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.

  3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.

  4. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова: В 2 т.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: 2008.

  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  7. Федеральная программа развития образования.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!