СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Профилактика вредных привычек на базе МКОУ Мастюгинская ООШ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе содержится информация о статистике употребления детьми и подростками психоактивных веществ и способами профилактики вредных привычек.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Профилактика вредных привычек на базе МКОУ Мастюгинская ООШ»»

Доклад «Профилактика вредных привычек на базе МКОУ Мастюгинская ООШ»

Данные об учителе: Швадченко Алла Александровна, учитель биологии МКОУ Мастюгинская ООШ Острогожского района Воронежской области.


Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди детей и подростков является не просто чрезвычайно важной, а ключевой для всей нашей страны. Сегодня Россия в силу неблагоприятных факторов находится в глубоком демографическом кризисе, который характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе школьников.

Школьники - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений здоровья населения в последующие годы. Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ, представляет собой серьезную проблему современного общества. Ухудшение здоровья в связи с распространением курения, употреблением алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.

По информации Роскомстата, в последние десятилетия число курильщиков в стране возросло на 440 тысяч человек, а в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, причем в сутки они выкуривают в среднем около 12 и 7 сигарет в день соответственно. В абсолютных числах эти данные говорят о том, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

По данным статистического отдела Роснадзора среди детей школьного возраста в 2011 году больных алкоголизмом и наркоманией равнялось 20,7% на каждые 100 тысяч общей численности населения, и это только официальная статистика подростков, уже обращавшихся за помощью в наркодиспансеры.  

Так случилось, что в современном мире психика детей школьного возраста оказалась беззащитной к мощным потрясениям и вызовам сегодняшнего дня, со стрессовыми ситуациями, проникающими в мотивационную, эмоциональную, когнитивную сферу школьников, с соблазнами все новых средств химической и других видов зависимости. Эти соблазны, поддерживаются давлением наркорынка, скрытой рекламой алкоголя и табака в средствах массовой информации, потребительским стилем жизни, а самое главное - детским любопытством, и подростковой жаждой риска.

В связи с этим главными задачами профилактической работы является необходимость научить детей и подростков не избегать препятствия, а конструктивно, планомерно и самостоятельно выходить из стрессовой ситуации обдумывая и взвешивая все возможные варианты решения проблемы. При этом у подрастающего поколения развивают способность решения и такой важной проблемы, как поиск социальной поддержки (эмоционального комфорта и информации от других людей).

В такой ситуации социальные навыки взаимодействия оказались важной способностью к общению и умению вести себя с другими людьми, а значит и способностью справляться со многими стрессовыми ситуациями и снижать уязвимость к их негативным эффектам.

При прочих равных условиях, в стрессовых условиях больший риск развития зависимостей от психоактивных веществ наблюдается у тех школьников, у которых утрачены или не развиты когнитивные способности, например, ожидаемые негативные эффекты от психоактивных веществ; эмоциональные - способность к нехимической регуляции низкого уровня настроения; социальные - семейная поддержка как фактор защиты. Если подростки не имеют адекватных навыков разрешения конфликтных ситуаций и защиты от стресса, то они не смогут эффективно справляться с такими ситуациями.

Социальные навыки, т. е. социальное взаимодействие – одно из условий выхода из стрессовых ситуаций. К социальным навыкам относят: умение общаться и вести себя с другими людьми. Кроме того, эти навыки могут помочь подросткам в эффективном решении проблем в конфликтных ситуациях, и позволит им контролировать такие актуальные социальные взаимодействия, как заинтересованность других людей в сотрудничестве и поддержке. Адаптивное социальное поведение (альтруизм, объединение с группой и групповая работа), можно приравнять к эластичности к стрессу, то есть к снижению уязвимости к его негативным эффектам.

Эмоциональные навыки, т. е., умение разбираться в своих чувствах, высказывать их и понимать чувства других людей, передавая при этом их другим людям, свидетельствует об эмоциональной зрелости. Самоконтроль над такими эмоциональными механизмами как удовольствие (здоровый гедонизм), оптимизм, удовлетворенность, тревога (эффективные поведения, несмотря на страх) связан с устойчивостью к негативным эффектам стресса [27, 36].

Профилактика – это комплекс мер направленных на формирование:

1. Создание среды, свободной от средств зависимости, гарантирующей подросткам безопасные условия для развития физического, психического, социального и духовного здоровья;

2. Здоровой личности детей и подростков, направленной на выбор ценностей демократического общества и здорового образа жизни, имеющей активную жизненную позицию, ориентирующуюся в правовом пространстве, способную делать осознанный выбор в пользу безопасности и здоровья.

Предотвращение зависимости – одна из областей поддержания здоровья, современное определение понятия которого включает в себя его физические, психические и социальные аспекты и основывается не только на отсутствии болезни, но и на здоровом образе жизни.

Главное назначение профилактики зависимостей – препятствовать психологическим и поведенческим факторам, ведущим школьника к потреблению психоактивных веществ и способствовать развитию факторов, защищающих его от такого риска. Профилактика, адресованная широкому кругу здоровых детей, называется «первичной», «вторичная» профилактика адресуется группам риска - эпизодическим потребителям наркотиков без медицинского диагноза наркомании, и «третичная» профилактика адресована наркоманам в ремиссии имеет цель предотвратить возникновение у них срыва.

Первичная профилактика зависимостей в школе в последние годы получила приоритетное развитие, так как распространение в подростковой среде злоупотребления наркотиками, алкоголем и табаком является наиболее актуальной медицинской, социально-педагогической, экономической, криминальной проблемой и по степени опасности наркологические заболевания в подростковом возрасте необходимо ставить на первое место в общем ряду социальных болезней.

Меры первичной профилактики направлены на предупреждение употребления психоактивных веществ теми, кто их не употребляет и предупреждении употребления теми, кто не пристрастился этой пагубной привычке по-настоящему. От этого контингента в главной степени зависит возможность сокращения уровня потребления табака, алкоголя и наркотиков.

Ключевыми принципами первичной профилактики являются:

1. Комплексность.

Разнообразные формы профилактической деятельности в образовательных учреждениях с использованием уроков биологии, обществознания, ОБЖ и других предметов, а также тематических классных часов, тренингов, внеурочных мероприятий с привлечением родителей и др.

2. Многоаспектность.

Сочетание всех направлений профилактической работы: образовательной, социальной и психологической. Охватывая при этом все целевые аудитории в образовательном учреждении: учащихся, родителей и педагогов. Работа с факторами риска и факторами защиты на всех уровнях (личность, семейное окружение, сверстники, школьная среда).
3. Системность.

Планирование работы на организационном и исполнительском уровнях, анализ и своевременная коррекция деятельности. Долгосрочность и регулярность профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

4. Поэтапность и последовательность.

Поэтапная реализация профилактических программ

5. Легитимность.

Школьная политика в отношении к средствам зависимости регламентируется деятельностью органов администрации образовательного учреждения и исполняется педагогическим коллективом с привлечением родительского комитета, совета учащихся. При этом школьная политика должна отвечать требованиям здорового образа жизни и определяться интересами и целями событий школьной жизни.

6. Ценностная ориентация.

Основана на формировании у обучающихся мировоззренческих представлений общечеловеческих ценностей.

7. Содержательность.

Ориентация на позитивную направленность всей профилактической деятельности, ослабление факторов риска и усиление факторов, защищающих подростка

8. Мониторинг.

Осуществление мониторинга реализации профилактической работы в образовательном учреждении с помощью регулярного проводимого анкетирования.

9. Профессионализм.

Наиболее эффективной профилактикой предотвращения употребления и злоупотребления психическиактивных веществ, являются профилактические разносторонние мероприятия, направленные на разные аспекты жизни ребенка, с привлечением всего сообщества, родителей, педагогов и позитивных сверстников.

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования – формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здоровьесбережения и, следовательно, профилактики употребления психоактивных веществ.

Здоровьесбережение является важнейшей содержательной линией курса биологии. Она ведется, начиная с самых первых уроков биологии, и заканчивается на старшей ступени обучения. Самыми значимыми для данной темы концептуальными идеями курса биологии являются:
- идея взаимосвязи всех компонентов биологических систем (под биологическими системами подразумеваются клетки, организмы, биогеоценозы);

- необходимость постоянной работы человека, направленной на сохранение собственного здоровья (физического, психического, эмоционального, нравственного, интеллектуального), недопустимость небрежного отношения к здоровью.


На уроках, посвященных здоровьесбережению и профилактике вредных привычек, решаются следующие задачи:
- формируются знания о роли здоровья в жизни человека;

- акцентируется внимание на необходимости сохранения и укрепления здоровья;

- формируется убеждение в культивировании знаний, умений и навыков здорового образа жизни;

- формируюття навыки, необходимые для сохранения здоровья;

- раскрывается вредное влияние алкоголя, никотина и других психоактивных веществ;

- разъясняется учащимся необходимость отказа от психоактивных веществ;

- показывается необходимость здорового образа жизни, занятий спортом, полезных привычек для поддержания хорошего настроения, тонуса, повышения работоспособности, достижения планируемых результатов; 

- воспитывается позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в природе.

При изучении раздела «Растения» внимание уделяется изучению полезных растений (лекарственных, ароматных, содержащих витамины, приносящих эстетическое удовольствие), охране здоровья при выполнении сельскохозяйственных работ, изучается материал и об опасных для здоровья растениях.

При изучении бактерий и вирусов важны знания об условиях заражения вирусными и бактериальными болезнями и о мерах профилактики заболеваний.

При изучении строения клетки формируются знания о том, что одним из важных клеточных процессов является сложный процесс деления. А под воздействием вредных веществ происходят его нарушения, что в мейозе влечет за собой как летальные последствия, так и появление различных уродств. Обращается внимание учащихся на взаимосвязь процессов, происходящих внутри клетки. Это подразумевает, что любое вещество, попадающее в клетку, прямо или косвенно влияет практически на все ее органеллы и их функции. 

На уроках, материал которых направлен на изучение гигиены и профилактику заболеваний различных систем и органов человека, большое значение имеют сведения о непосредственном вреде, который наносят психоактивные вещества здоровью человека. Эта констатация фактов требует определенного психологического подкрепления с помощью бесед о причинах появления вредных привычек и профилактике их появления. 

При изучении пищеварительной системы, помимо знаний об общем строении и функциях, большое внимание уделяется правильному, рациональному питанию. Кроме того раскрывается влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения. Формируются знания о том, что алкоголь часто является причиной самого страшного заболевания печени– цирроза печени и его последствиях. Кроме того предоставляется информация о таком опаснейшем заболевании человека, как гепатит его симптомах болезни, способах передачи, последствиях и особенно профилактике.

Формируются знания об отрицательном влиянии табака и психоактивных веществ на органы пищеварения. Отдельное внимание уделяется вопросам оказания первой помощи при отравлении.

При изучении костно-мышечной системы особое внимание уделяется пользе спортивных упражнений, а также влиянию вредных привычек на снижение результатов у спортсменов-курильщиков.

На уроке, посвященном органам выделения и профилактике почечных заболеваний, формируются знания о влиянии алкоголя и никотина на надпочечники и их функции.


На уроках, посвященных нервной системе, учащиеся знакомятся с понятием «наркотики». Формируются знания об их специфическом влиянии на центральную нервную систему, и последствиях их потребления. Учащиеся узнают об особенностях такого заболевания, как наркомания, ее симптомах, последствиях и способах лечения, а самое главное – профилактике.

Также формируются знания о воздействии алкоголя на структуры нервной системы, его разрушающем действии на механизм восприятия и проведения импульсов нервными клетками и рецепторные структуры.

При изучении анализаторов формируются знания о резком снижении восприятие запахов у курильщика за счет атрофии обонятельных и сосудистых клеток носа.

Кроме того особое внимание уделяется формированию знаний о том, что растущий организм намного чувствительнее к никотину, чем взрослый и последствия применения психоактивных веществ в детском и подростковом возрасте чаще всего приводит к необратимым последствиям и даже летальному исходу.

Кроме уроков биологии в нашей школе для профилактики вредных привычек и воспитания здоровой молодежи, не употребляющей психоактивные вещества, привлекается семья, работники Дома культуры и Сельской библиотеки, которые общими силами способствуют здоровому развитию подростка. Такой подход возможен в связи с тем, что МКОУ Мастюгинская ООШ - это небольшая малокомплектная школа в сельской местности, и она же является и единственным островком культуры, и учителя, работники культуры, библиотекари и родители детей тесно взаимодействуют, оказывая друг другу непосредственную помощь в воспитании подрастающего поколения.

Свободный доступ к семье школьника позволяет педагогам анализировать и контролировать ситуацию в ее развитии и в профилактическую работу вовлекаются не только дети, но и их родители, а также другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка.

Профилактические мероприятия с привлечением семьи и родителей снижают риск злоупотребления веществами у детей и подростков. Работа с родителями ведется по следующим направлениям: мотивация их на включение в профилактическую деятельность, анализ внутрисемейных отношений, проведение профилактических тренингов и индивидуальных консультаций. Для этих целей с родителями проводятся: анкетирования (Я - родитель, Типовое семейное состояние, Выявление эмоциональной атмосферы в семье, День рождения и выходные в моей семье, Мера заботы о ребенке и его самостоятельность, Поощрение и наказание в семье), с анализом семейной обстановки, а при необходимости и индивидуальных консультаций по коррекции отношений между ребенком и родителем; родительские собрания (Подростковая среда и алкоголь, Подростковая среда и наркотики, Подростковая среда и табакокурение) [41].

Непосредственная работа с детьми по профилактике вредных привычек ведется на протяжении всего периода обучения ребенка, начиная с начальных классов и продолжаясь до окончания школы. В ходе этой работы учащимся предоставляется точная и достаточная информация о психоактивных веществах и их влиянии на психическое, психологическое здоровье, а также на социальное и экономическое благополучие человека. Предоставляемая информация подбирается с учетом психологических особенностей пола, возраста и убеждений учащихся. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, формированию активной жизненной позиции, уверенности в себе и умению противостоять желанию попробовать психоактивные вещества в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.

В ходе профилактической работы в нашей школе один раз в четверть в каждом классе проводятся тематические классные часы, такие как:

5 класс: Вредные привычки, Курить – здоровью вредить, Привычки – хорошие и плохие, Курение – коварная ловушка.

6 класс: Удержись от вредной привычки, Как становятся курильщиками, Оружием знания против наркомании, Эпидемия безумия.

7 класс: Как победить дракона, или удержись от вредной привычки, Что имеем – не храним, потерявши – плачем, Школа жизненных навыков «Научись говорить – «НЕТ!», Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение? Влияние курения и алкоголя на здоровье человека.

8 класс: Курильщик – сам себе могильщик, Детки в пивной клетке, Наркотики – оружие самоистребления, Здоровье – это здоровый образ жизни.

9 класс: Безвредного табака не бывает, Алкогольная трясина, Живи без пива! Письма из ниоткуда.

Также проводятся конкурсы на лучшие рисунки и плакаты на тему здорового образа жизни и профилактику вредных привычек. Кроме того, для выявления предрасположенности к началу употребления или возникновению зависимости от психоактивных веществ, регулярно проводятся анкетирования школьников, по результатам которых, по мере необходимости принимаются превентивные меры, по мере необходимости организуются индивидуальные профилактические беседы с детьми из зоны риска, а также их родителями.

Одним из главнейших способов профилактики вредных привычек в нашей школе является организация досуга детей, ведь если ребенок занят интересным делом и живет полной и активной жизнью, то у него просто не будет времени и желания заниматься чем-то другим. Для этих целей в школе работают кружки: «Юный стрелок», в котором, с удовольствием занимаются начальной военной подготовкой не только мальчики, но и девочки, и «Краеведческий», где ребята изучают историю родного края, участвуют в раскопках (например, в июне – июле 2015 года на территории села Сторожевое) пополняя экспонатами школьные музеи, создают проектные работы, с которыми ребята занимают призовые места не только в районных и областных конкурсах, но и побеждают на всероссийском уровне. Кроме того, учащиеся нашей школы с удовольствием готовятся и принимают активное участие в районных и общешкольных мероприятиях, таких как: в рамках патриотического месячника «Гвоздика», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «А, ну-ка, парни!» и др.; в рамках экологического месячника сбор макулатуры, очистка родников, создание «Красной книги Родного края», изготовление поделок из природного материала, плакатов и рисунков на экологическую тематику и т. п.; праздники «День учителя», «Осенний бал», «День села», «День матери», «Новогодней елки», «День освобождения села от немецко – фашистских захватчиков», «23 февраля», «Масленица», «8 марта» и многое - многое другое. Еще, учащимися нашей школы, созданы «Тимуровские» отряды оказывающие помощь одиноким пожилым жителям нашего села, бывшим узникам времен Великой отечественной войны.

В летний период учащиеся первого – седьмых классов посещают пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Лучик», а ребята, достигшие 14-летнего возраста, и получившие паспорт – проходят трудовую практику, работая в «Центре трудовой адаптации», ребята помогают в косметическом ремонте школьного здания, озеленяют территорию села, убирают мусор вокруг школы и памятников, впервые самостоятельно зарабатывая карманные деньги.

Проводимые с детьми и их родителями профилактические мероприятия в сочетании со школьными профилактическими занятиями проявляются в виде усиления сопротивления подростков к давлению иногородних сверстников, побуждающему к употреблению психоактивных веществ, снижению контактов с асоциальными сверстниками и снижению проблемного поведения.

Сама профилактическая работа ведется в нескольких направлениях и включает в себя не только своевременное информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на растущий организм и личность ребенка, но и работу с родителями, и организацию культурного досуга и занятость детей в свободное время.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!