СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Проектная деятельность обучающихся начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказано об организации работы над проектами в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проектная деятельность обучающихся начальных классов"»

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять свои знания на практике, способные быстро ориентироваться в создавшейся обстановке. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говориться: «Главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

В связи с этим всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, поэтому для ученика одним из самых важных умений становится умение найти необходимый материал, переработать и использовать его в определённых целях.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и пропадает интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует и несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, портфолио ученика, индивидуальный и дифференцированный подход, проектная деятельность.

Слово «проект» в буквальном переводе с латинского языка – «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата, получение чего-то нового: программы, модели, книги, фильма, сценария и т. д.

Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, которая развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Благодаря этому методу у учащихся формируется критическое и творческое мышление. В. Гузеев сказал: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества, конкретного участия…»

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию различных навыков.

Первое – это социальные навыки: умение коллективного планирования, умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: умение не только рассказывать, но и вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

В ходе работы над проектом развиваются и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, вычленять существенный признак, выделять общий способ действий, переносить его на другие учебные задачи и т.д.

С мыслительными навыками тесно связаны исследовательские: умение проводить исследования, наблюдать, выявлять главное, анализировать и т. д.

Классификация проектов по профилю знаний.

  • Монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;

  • Межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;

  • Надпредметные – выходят за рамки предметов.

Классификация проектов по характеру контактов между участниками.

  • Внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;

  • Внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

  • Региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

  • Международные – проекты, в которых реализуется диалог культур.

Классификация проектов, основанная на количестве участников.

  • Индивидуальные (личностные);

  • Парные;

  • Групповые.

Классификация проектов по продолжительности.

  • Краткосрочные - 1 урок, максимум 3 – 6 уроков;

  • Среднесрочные - 1 – 2 месяца;

  • Долговременные - до года.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • исследовательские;

  • творческие;

  • игровые;

  • информационные;

  • социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Главными в них являются актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов - выращивание луковичных растений, санитарно-гигиенические условия рабочего места, рост и размножение комнатных растений.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, спектакль, устный журнал, коллективное творческое дело. Такие проекты учитель выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примером игрового проекта может быть деловая игра “Дебаты”. Участники этого проекта – это две команды спикеров. У каждого спикера своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примерами проектов могут служить написание детьми рефератов и докладов на заданную тему, создание альбомов фотографий, дидактических пособий для учебной работы в классе.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примерами социально-значимых проектов являются “Дом, в котором я живу”, “Экология в городе”.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов.

1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую будут решать учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующе - подготовительный.

Дети делятся на группы. В группы объединиться ребята могут самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Формировать группы может и учитель. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т. е. графическое изображение проекта, в центре которого находится в прямоугольнике название проекта, а вокруг него лучики-ответы на вопросы: для кого делаем проект, каков его замысел, каков план действий, кто будет участвовать в осуществлении каждого этапа проекта, кто с кем будет работать, когда надо выполнить задание, что потребуется для изготовления конечного продукта и т. д.

3 этап. Информационно - операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводит консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Существует несколько форм защиты проекта, позволяющих представить свою работу.

  • Презентация на конференции;

  • Выступление для определенного круга лиц (родители, преподаватели, учащиеся);

  • Выставка достижений;

  • Концерт;

  • Спектакль;

  • Видеосюжет (фильм);

  • Создание сайта.

Проект принято считать удачным, если:

  • получен конечный результат;

  • создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

  • результат проекта использован другими коллективами (показан в других классах, применен на общешкольном мероприятии, выступил в роли подарка для детей детского сада и т. д.);

  • информация о проекте широко распространена (в школе, в городе, в районе и т. д.);

  • участники проекта получили удовольствие от своей деятельности.

УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И. А. Петровой) один из первых методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов.

Проекты представлены на специальных разворотах и есть в каждом учебнике – с первого по четвертый класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. Например, в учебнике для первого класса «Окружающий мир» (авт. Г. Г. Ивченкова и И. В. Потапов) для разработки учащимся предлагается тема «Растения». Авторы учебника представляют различные аспекты для рассмотрения: «Что мы сажаем, сажая леса», «Комнатные растения в нашей жизни», «Искусство составления букетов», «Охрана растений», «Растения в жизни животных». Предлагаются информационные источники, в которых можно найти необходимый для работы по этой теме материал: книги, справочники, энциклопедии. Предлагается посетить оранжерею и выставку цветов, посмотреть фильмы о растениях.

Начиная с третьего класса, развороты учебников содержат уже более обширную информацию. Например, В учебнике «Окружающий мир» для проектной деятельности предлагается тема «Освоение воздушного пространства». На развороте учебника представлены не только возможные темы проектов, но также и вопросы для рассмотрения, план и этапы работы над проектом.

В УМК «Планета знаний» представлены следующие виды проектов:

  • Творческие;

  • Информационные;

  • Практико-ориентированные.

В учебниках для учащихся первого класса в основном встречаются творческие проекты. Например, на страницах «Букваря» (авт. Т. М. Андрианова) в процессе изучения букв детям предлагаются несложные творческие работы: любым способом изобразить букву, подобрать пословицы, загадки, названия цветов, животных, начинающихся с этой буквы. По завершении темы «Алфавит» ученикам предлагается: придумать свою азбуку на пальцах, составить «фруктовую» азбуку, представить театр букв, составить буквы из природного материала. Это посильно для семилетнего ребенка.

Во втором классе кроме творческих появляются информационные проекты. Так, в учебнике «Окружающий мир» (авт. Г. Г. Ивченкова и И. В. Потапов) при завершении темы «Знание – сила» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу с серьезными справочными изданиями – энциклопедиями, посещение музея, встречи с работниками науки.

В четвертом классе встречаются практико-ориентированные проекты. К ним можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края», «Сохраним чистоту озер рек своего края». При реализации этих проектов кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых могут быть применены на практике. Так, в работе «Изучай и знай природу своего края» предлагается провести исследование на тему «Как погода зависит от ветра?» Учащиеся должны в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в местности их проживания и как они влияют на погоду. Таким же образом построена работа по теме «Загрязнение водоемов». И может быть исследования, проведенные учениками в детстве, станут основой для дальнейших научных открытий в их взрослой жизни.

Авторы УМК «Планета знаний» выделяют такие цели работы над проектами:

  • Способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

  • Способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

  • Выявлять организаторские способности детей, развивать их творческую инициативу и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

Работа над проектами по замыслу создателей УМК «Планета знаний» выступает как основная форма организации внеурочной деятельности. Она представлена в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. Сбор сведений по теме проектной деятельности;

  2. Работа над индивидуальными проектами, включенными в содержание темы.

Авторы – разработчики программы «Планета знаний» предлагают следующие приемы для включения детей в проектную деятельность:

  • одновременная работа над разными проектами по одной теме;

  • включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта.

В связи с вышесказанным этапы проектной деятельности по УМК «Планета знаний» несколько отличаются от общепринятых. Работа над проектом начинается со знакомства с предложенной в учебнике темой и самостоятельного выбора детьми интересующих их аспектов. Затем идет подготовка и сбор информации индивидуально каждым ребенком. Заканчивается сбор сведений по теме проекта подведением итогов и их фиксацией в различных формах (сборники, мини-энциклопедии, альбомы, папки с файлами др.)

После этого начинается непосредственная работа над индивидуальными проектами. На начальном этапе с помощью учебника дети знакомятся со всевозможными, предложенными им вариантами проектов и самостоятельно выбирают тот, который хотят реализовать. Затем составляется ориентировочное планирование этапов работы. На этом этапе выбираются необходимые материалы, рассматривается, кто будет помогать, предполагается вид оформления, выбирается форма защиты проекта, учитываются возможные затруднения и т. д. Затем ученики приступают к реализации своих проектов, стараясь выполнить работу к определенному времени.

На последнем этапе проводится праздник (концерт, выставка поделок, малая конференция, спектакль), на котором дети представляют в разных формах свои проекты. Компетентное жюри (преподаватели, родители, учащиеся класса) дает оценку представленным работам по следующим критериям: полнота освещения темы, умение сделать презентацию своей работы, убедительность аргументации, правильность ответов на дополнительные вопросы и умение ориентироваться в представленном материале. По результатам оценок жюри проводится награждение победителей, отмечаются и призеры в таких номинациях, как «Самый сложный в исполнении проект», «Самый красочный проект», «Самый интересный рассказ о создании проекта» и др. Таким образом, сложный процесс обучения превращается в увлекательное путешествие в мир знаний.

Работа над проектом в контексте УМК «Планета знаний» предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность, а содержание предлагаемых проектов создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности учащихся, способствует расширению их кругозора и умению самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Используя методические рекомендации, предложенные в учебниках «Планеты знаний», работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы.



Список литературы.

  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ,2005

  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Издательство «Учебная литература», 2004

  3. Поиск: Вестник ТГПУ. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы. Поздеева С. И., Кузнецова Т. И.

  4. «Обучение для будущего». Учебное пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005

  5. Журнал «Начальная школа до и после» №9, 2007



















Доклад учителя начальных классов

МОУ СОШ №10 Бутыриной Г. Н.

на городских педагогических чтениях

для учителей начальных классов

на тему «Проектная деятельность, как современная образовательная технология

(на примере УМК «Планета знаний»).













8 апреля, 2010год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!