ДОКЛАД
«Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса с учетом ФГОС».
Мы уже много знаем об образовательных технологиях, направленных на развитие ребенка. В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – это главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении.
Но можно много спорить и говорить о новых стандартах, но главное - не упустить время, а наше время - это наши ученики.
Вместо простой передачи знаний, умений навыков от учителя к ученику главной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, другими словами – формирование умения учиться.
Психологическая составляющая нового стандарта несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте.
Без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов и психологов, добиться желаемого результата невозможно. И чтобы выполнить миссию, возложенную на педагогов, нужно быть и Человеком, и Личностью, и Профессионалом. Это означает, что содержание образования в большей степени должно быть ориентировано на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Целью психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи, решаемые в ходе психологического сопровождения, следующие:
- создание особых социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
- реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств и др.;
- создание благоприятного психологического климата для развития ребенка;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Исходя из цели и задач психологического сопровождения, сформулированны основные направления деятельности школьного психолога:
1. Диагностико-коррекционная (развивающая) работа – это выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным особенностям и критериям социума.
2. Психопрофилактическая работа – это обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.
3. Психологическое консультирование – это помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся и их родители.
4. Психологическое просвещение – это приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
5. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре.
В связи с реализацией в образовательных учреждениях ФГОС от психолога требуется большое внимание не только «трудным» детям, но также и всем участникам образовательного процесса и, конечно же, самому образовательному процессу.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Психическое здоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период.
Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру.
Поэтому психолог, прежде всего, берет под контроль период поступления ребенка в школу, в течение которого происходит наиболее резкая смена основных видов деятельности.
Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении и развитии.
Родители зачастую ошибаются в том, что якобы их дети готовы к школе, приводя такие факты, как: умеет считать, читать и т.п. Это вовсе не означает, что ребенок готов к школе, потому что есть еще такая готовность, как психологическая. Именно психолог обращает внимание не столько на «умеет читать, считать, знает что-то наизусть и пр.», сколько на определенные психологические особенности: как относится ребенок к поступлению в школу, был ли у него опыт общения со сверстниками, насколько развита у него познавательная активность, каковы особенности его мотивационной, эмоциональной готовности к обучению в школе и др.
Не менее важные вопросы возникают и на других возрастных этапах, например, на этапе перехода учащихся из начальной школы в среднюю, когда ребенок от одного учителя попадает сразу ко многим, каждый из которых предъявляет ему свои особые требования, когда усложняется содержание учебных предметов и т.п. В этом возрасте они начинают задумываться и осознавать свои интересы, возможности, у них начинает формироваться устойчивая самооценка. Это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. В средней школе каждый учитель преподает один предмет и представляет, какими качествами должен обладать ученик, чтобы успешно усвоить материал по данному предмету. Например, учителя-словесники считают, что способные к русскому языку дети осмысленно относятся к слову, чувствуют его структуру, обладают чутьем к языку, а математики считают, что способные к их предмету дети обладают умением
анализировать, понимать зависимости между величинами, хорошей зрительной памятью, пространственным представлением и т.д. Очень часто дети в средней школе становятся неуспешными (возрастные и индивидуальные особенности детей, система преподавания и т.п.) и навсегда теряют интерес к учению.
Чтобы не допустить этого, педагог-психолог своевременно должен заняться профилактической работой как с детьми, так и с педагогами.
Свои проблемы возникают и в работе с учащимися-старшеклассниками, когда перед ними остро встают сложные проблемы самоопределения. Очень важно привлечь к решению этих проблем и, главное, их предупреждению педагогический коллектив школы и родителей учащихся.
При всем разнообразии педагогических и психологических способов реализации идеи сопровождения важно понимать, что фактически единственным по-настоящему значимым результатом этой деятельности является развитие ребенка. Сохранение его физического, социального, психологического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия не может отходить на второй, третий план за идеи освоения им компонентов учебной и внеурочной деятельности. В современной реальности это не просто равнозначные задачи, это единственный путь, способный обеспечить долговременное сотрудничество школы и ребенка. При нарушении подобного баланса мы сталкиваемся со снижением познавательного интереса, нежеланием прикладывать усилия, повышенной утомляемостью и общим ослаблением психосоматического состояния школьника.
Система внутришкольного взаимодействия подразумевает большое количество субъектов, оказывающих влияние на ребенка, поэтому необходимо понимать, что если их усилия разнонаправлены, ни о каком достижении результатов невозможно вести речь.
Очевидно, что одним только эффективным инновационным и традиционным инструментарием (использованием новых образовательных технологий, активных и интерактивных методов и приемов обучения, новых форм организации индивидуальной и групповой деятельности, новейших технических средств обучения и контроля) обойтись не получится. Необходима системная перестройка и профессионального сознания учителей, и коллективного сознания сообщества педагогов, важно совершенствование многих теоретических и практических умений в структуре деятельности учителя.
В конечном итоге мы должны получить такой «портрета выпускника», на который ориентирован ФГОстандарт, из этого вытекает, что предметная подготовка выступает одним из средств формирования у молодых людей:
- национальной и общечеловеческой культуры, ценностного отношения к духовным традициям Отечества, семье, труду, науке, творчеству, образованию, обществу; людям;
- гражданской идентичности, социальной активности и ответственности, мотивации к активной познавательной и трудовой деятельности, непрерывному образованию и самообразованию;
- способности учиться и применять полученные знания на практике; ориентировки в мире профессий;
- способности к конструктивным взаимоотношениям, диалогу и достижению взаимопонимания, сотрудничеству с другими, уважению к людям и национальным и культурным различиям;
- уважению к закону и правопорядку, ответственности и нравственной рефлексии, экологического сознания и соблюдения правил здорового образа жизни.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы
Дети все разные, отношение к школе крайне противоречивое, неоднозначное, соответственно способы «вхождения» в образовательную среду и проявления себя в ней они выбирают тоже разные. Насколько наша среда готова принять их такими, насколько создаваемые условия способны обеспечить эмоциональный комфорт и сохранить здоровье ребенка – это вопросы, на которые приходится ежедневно отвечать любому взрослому, взаимодействующему с ребенком в школе и даже вне ее. У каждого из взрослых, находящихся рядом с ребенком, есть много способов влияния на него, а, самое главное, есть огромное количество вариантов взаимодействия разных специалистов для достижения общих целей.
У нас складываются определенные ожидания по отношению к ученикам, но не надо забывать, что и у них, есть представления о том, с каким учителем они хотят работать.