СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей с ЗПР

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГРУППЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ДАННЫМ ГРУППАМ

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей с ЗПР»

Доклад: Психолого-педагогическая коррекция

и развитие познавательной сферы детей с ЗПР.

 

     Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

     К началу школьного обучения дети с ЗПР еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении).

     Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

     По степени выраженности можно выделить три группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР: изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков), составляет 24,7 %; комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слух. Наблюдается в 52,6 % случаев; системное недоразвитие речи — нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев.

      На решение и предупреждение этих проблем должны быть направлены психологические, педагогические и социальные мероприятия по сопровождению воспитанников с проблемами в развитии. Многолетняя практика показывает, что комплексное воздействие всех участников образовательного процесса наиболее эффективно влияет на развитие психических функций учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

     Психолого – педагогическое сопровождение предполагает комплексное систематическое взаимодействие специалистов учреждения и семьи: психолога, логопеда, дефектолога, учителей, родителей, обеспечивающее формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и образования детей с целью их социальной реабилитации. От своевременной комплексной помощи специалистов будет во многом зависеть обучение учащихся в школе и их дальнейшая социализация в обществе.

     Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть учет состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.

      Коррекцию речи в нашем образовательном учреждении осуществляют учитель-логопед, коррекцию когнитивных процессов – учитель-дефектолог, развитием ЭВС и коррекцией нарушений поведения воспитанников осуществляет педагог-психолог.

      На логопедических занятиях ребёнок учится произносить все звуки родного языка правильно, обогащать свой словарный запас, правильно согласовывать слова в роде, в числе, в падеже, образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их, обогащать свой словарный запас, составлять рассказы.

     На занятиях дефектолога происходит развитие познавательной активности, мелкой моторики, формирование приемов мыслительной деятельности, проводится работа по профилактике школьной неуспеваемости, коррекция ориентировки в пространстве и во времени.

     Большую роль в коррекции поведения и нарушений в эмоционально-волевой сфере у учащихся классов коррекции оказывает педагог-психолог.

    Театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития познавательных способностей ребёнка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так, участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определённые переживания. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни школы и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды.

   














































Литература:

 

1.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса. 2006. — С.3-6. 

2.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — С.116-130.

 3.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев». — 2004. — С.51-60. 
4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. — 2001. — 160с. 
5. Т.В. Ахутина. Н.М. Пылаева. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. 
6. Севостьянов Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. 

7. Е.Г. Речицкая Развитие младших школьников с нарушенным слухом. 






















Открытое занятие: Луг. Луговые травы.

Цели урока:

  • Отработка навыков диалогической речи, умения составлять краткий описательный текст;

  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

  • Воспитание эмоциональной адекватности.

Ход урока:

Организационный момент. Настрой на работу.

  1. Упражнение на активизацию словаря:

  • Назови растения, которые изображены на картинках по – порядку:

Ель, сосна, береза, дуб

Поменять местами картинки. Что изменилось? (сосна, береза, ель, дуб) Подбери обобщенное понятие (деревья).

  • Назови растения, которые изображены на картинках по – порядку:

Ромашка, одуванчик, клевер, подорожник, василек.

Поменять местами картинки. Что изменилось? (клевер, одуванчик, подорожник, василек, ромашка). Подбери обобщенное понятие (травы).

  1. Рассказ учителя.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, какая сегодня тема урока?

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

Тема нашего урока: Луг. Луговые травы (записываем тему в тетрадь). Сегодня на уроке мы узнаем, что такое луг, в каких местах он встречается, познакомимся с травами, которые растут на лугу. Поговорим о том, как луг используется человеком.

Большие и малые реки России, словно зеленым ковром, окружены лугами. Главные растения луга – многолетние травы. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах. Травянистые растения покрывают всю поверхность луга, плотно примыкая друг к другу. Также тесно переплетаются их корни, большинство которых находится в верхней части почвы. Деревья и кустарники встречаются редко и не на всех лугах.

Луга можно встретить не только вблизи водоемов. Они возникают на месте вырубленного леса, в понижениях, в местах выхода подземных вод. Их можно увидеть высоко в горах. Но они всегда возникают в хорошо увлажненных местах.

Луг – это не только травянистые растения, но и множество связанных с ними животных – больших и маленьких. Все они живут сообща, одной общей жизнью. Поэтому луг, как и лес, называют природным сообществом.

Сочные луговые травы служат прекрасным кормом травоядным животным. Поэтому луга с давних времен активно используются человеком как пастбища и сенокосные угодья. Здесь пасут коров, коз и других домашних животных. Многие луговые травы являются важными лекарственными и медоносными растениями.

Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

Луг запоминается прежде всего пестрым разнотравьем. Известные всем растения – лютик, колокольчик, василек – украшают луг во время своего цветения. Среди луговых растений важное значение имеют злаки – пырей ползучий, мятлик луговой, костер безостый, тимофеевка луговая. Спутниками злаков являются разные виды клевера, горошка, чины.

У травянистых растений луга есть важные различия, благодаря которым они не стесняют друг друга. Среди трав есть светолюбивые растения с высоким стеблем – тимофеевка и лисохвост. Другие, как мятлик или клевер, могут развиваться в тени. Их стебель значительно ниже.

Луговые растения различаются также по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести еще весной, другие цветут только в середине лета. Смена цветущих трав происходит несколько раз за лето. Поэтому луг поочередно становится зеленым, желтым, белым, синим, пестрым.

Физминутка.

  1. Обобщение. Отвечаем на вопросы:

  • Что такое луг? В каких местах он встречается?

  • Как луг используется человеком?

  • Какие травы растут на лугу?



  1. Закрепление.

Упражнение на запоминание.

Составить три предложения по картинке (один ученик - вслух). Затем, другой пробует восстановить (повторить эти предложения) и добавляет свои. И так по – порядку.

Упражнение на систематизацию.

Выбрать из предложенных картинок необходимые для составления рассказа: луговые травы.

Работа по карточкам: Зачеркнуть красным карандашом названия растений, которые не растут на лугу. Обвести зеленым карандашом названия растений, которые растут на лугу.

  1. Итог. Оценка учителя, описывающая динамику в развитии речи учащихся. Особенно активны были ..., очень интересные предложения составил … , хорошо отвечал на вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!