СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Психолого –педагогическое сопровождение как условие повышения качества образовательных результатов в рамках реализации специальных ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-медико-педагогическое сопровождение индивидуального развития - особая форма психолого-педагогической деятельности, реализуется педагогом - психологом через комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, через проведение комплекса просветительских мероприятий, тренингов с обучающимися начальных классов, консультирование и просвещение детей и родителей по различным вопросам касающимся обучения, развития, воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Психолого –педагогическое сопровождение как условие повышения качества образовательных результатов в рамках реализации специальных ФГОС»»

«Психолого –педагогическое сопровождение как условие повышения качества образовательных результатов в рамках реализации специальных ФГОС»

Волина Юлия Викторовна,

педагог-психолог КОУ ВО «Елань – Коленовский ЦППМСП»,

руководитель структурного подразделения

Служба психолого - педагогической медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и семьям «Гармония»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования адаптированная общеобразовательная программа начального образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей обучающихся путем, формирования у них опыта социальных отношений, социальной деятельности.

Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни, умению учиться.

Внеурочная работа обеспечивает индивидуализацию обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока.

Внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей обучающихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками) совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С другой стороны, развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных, создание ситуация успеха для каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.

 Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются взаимосвязь и единство урочной и внеурочной деятельности, как условие повышения качества образовательных результатов в рамках реализации специальных ФГОС.

В настоящее время большинство наших обучающихся начальных классов справляются с учебной программой. Наиболее многочисленную группу составляют школьники с ЗПР. В этой группе положительные результаты в обучении и развитии различных навыков ребят более заметны. И это во многом благодаря правильно реализованным адаптированным учебным программам, а так же сто процентному охвату всех обучающихся начальных классов внеурочной деятельностью.

Положительных результатов удается добиться благодаря высокому уровню профессионализма и слаженной работе педагогов, психологов, социальных педагогов, логопедов, материально – техническому обеспечению школы, созданию комфортной среды для обучения школьников с ОВЗ, соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Работая педагогом – психологом в центре ППМСП, я разрабатываю индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы, учитывающие особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Мной разработаны и внедрены специальные коррекционно-развивающие программы для обучающихся начальных классов. Ребята занимаются по нескольким адаптированным программам психологического сопровождения: «Лего-конструирование», «Фантазии на песке», Индивидуальной программе психологического сопровождения «Познавательное развитие обучающихся с РАС», «Логопедической программе для первоклассников».

Позитивный результат от коррекционно - развивающих занятий виден в улучшении показателей познавательной деятельности обучающихся с 1 - 4 кл.(обучающиеся начальных классов с которыми я работаю) в сравнении с началом и концом учебного года. У ребят улучшилось запоминание, внимательность, понимание инструкций по выполнению заданий, расширился кругозор и словарный запас, окрепла мелкая и общая моторика.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение индивидуального развития - особая форма психолого-педагогической деятельности, реализуется мной через комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, через проведение комплекса просветительских мероприятий, тренингов с обучающимися начальных классов, консультирование и просвещение детей и родителей по различным вопросам касающимся обучения, развития, воспитания.

Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в моей работе он помогает обучающимся с ОВЗ лучше усваивать учебную программу.

Мои занятия по программам сопровождения закрепляют учебные знания ребят по предметам «окружающий мир», «русский язык», «математика», «литературное чтение», развивают такие полезные качества как любознательность, аккуратность, моторная ловкость, прививаются первичные трудовые и профориентационные навыки, общечеловеческие и нравственные ценности. Психологические занятия развивают познавательную сферу обучающихся: пространственное и логическое мышление, память, внимание, речь. На занятиях применяю дифференцированный и деятельностный подходы.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Лего-конструирование» направлена на сенсорное, коммуникативное и познавательное развитие. Занятия помогают формировать языковые, двигательные навыки обучающихся, развивать познавательные процессы: память, мышление ( в т.ч. пространственное, математическое), внимание, речь, мотивацию к слаженной работе в группе, приобретению знаний об окружающем мире, социально бытовой адаптации, развивать творческие навыки. Темы занятий по «Лего-Конструированию» перекликаются с пройденными темами по учебному предмету –«Окружающей мир», для каждого класса своя программа, своя тема, проработанный поурочный план . Например тема по окружающему миру в 3 кл. «Разнообразие животных» - Лего тема: «Животные жарких стран»; тема по окружающему миру «Путешествия по городам и странам» - Лего тема: «Лего -городская жизнь» и тд.;

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Фантазии на песке» - ставит своей задачей: сенсорное развитие и терапию песком, развивает фантазию и творческие способности. Для каждого класса также индивидуально приближены темы и задания. На занятиях «Фантазии на песке» часто обсуждаются темы различного содержания, развивается речь, тренируется умение высказывать свою точку зрения, описывать созданное или увиденное, прививаются навыки саморегуляции, соблюдения правил;

Программа индивидуальной психологической коррекции для детей с ОВЗ «Познавательное развитие детей с РАС» призвана перевести ребенка с РАС на новый уровень социального функционирования, который позволит расширить круг его взаимоотношений и создаст условия для более гармоничной и личностно-актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

В рамках программы индивидуальной психологической коррекции «Познавательное развитие детей с РАС» разработаны 4 рабочие программы педагога-психолога для индивидуальной психологической коррекции обучающихся с РАС 1 класса: программа по лепке из пластилина «Веселый пластилин»; программа по Арт- терапии «Волшебное рисование»; программа по конструированию «Путешествия в мир ЛЕГО; программа по Арт – терапии «Вместе с музыкой».

Индивидуальная программа

«Логопедические занятия для первоклассников»

Направлена на диагностику, коррекцию и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи. Программа представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. По данной программе ребята первого класса занимаются с большим удовольствием, в конце года заметны положительные результаты: восполнены пробелы в формировании фонематических процессов; прослеживается обогащение словаря; скорректированы многие недостатки грамматического строя речи; улучшилась коммуникативная функция речи; повысилась мотивации речеговорения; приобретены первичные навыки чтения и письма.

Можно с уверенностью сказать, что на базе нашего центра сложилась и хорошо функционирует психолого-педагогическая и медико- социальная помощь детям ОВЗ. Образование и занятия внеурочной деятельностью расширяют личностные возможности всех детей ОВЗ, помогают скорректировать существующие недостатки в развитии и выработать такие качества, как трудолюбие, творческое мышление, гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Список литературы

  1. Под редакцией Староверовой М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ - М. «ВЛАДОС», 2014.- С 8-9

  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогинеза //Учебное пособие – М.: Генезис, 2015. – С. 6-7

  3. Ишимова О.А., Алмазова А.А.Развитие речи. М.: «Просвещение», 2017- 3 с.

  4. Зинкевич –Евстигнеева Т. Игра с песком. Санкт-Петербург: «Речь», 2015. – 17 с.

  5. Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)- М. Парадигма, 2014 – С.84-85

  6. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. М. «ВЛАДОС» 2006 . С. 31-34



Интернет источник:

[email protected]








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!