СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД "Пути и средства социального воспитания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад раскрывает содержание понятия социальное воспитание. В нем рассматривается влияние социальной среды на развитие ребенка. Мной проанализированы пути и средства социального воспитания.  

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД "Пути и средства социального воспитания"»


МОУ «Новохоперская СОШ №91»





ДОКЛАД

Пути и средства социального воспитания





Подготовил педагог-психолог Волина Ю.В.


















Содержание


Введение ……………………………………………………………………..3


1. Сущность социального воспитания …………………………………….3-5


2. Влияние социальной среды на развитие

ребенка ………………………………………………………………………5-8


3. Пути и средства социального воспитания………………………………8-19


Заключение …………………………………………………………………19-20


Список использованной литературы ………………………………………21





























Введение



Согласно положениям Закона РФ «Об образовании», принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение личных интересов общественным. Однако формирование социально зрелой, духовно развитой личности не происходит автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В связи с этим в научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.

Цель исследования – изучить проблему социального воспитания.
Задачи работы:
1. Раскрыть содержание понятия социального воспитания.
2. Рассмотреть влияние социальной среды на развитие ребенка.
3. Проанализировать пути и средства социального воспитания.


1. Сущность социального воспитания


Развитие человека – сложный процесс, движущими силами которого являются два важных фактора – наследственность и среда, которые являются и источниками, и условиями развития. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации [1, с. 52].
Социализацию личности определяют и как процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта [15, с. 236], и как усвоение индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [11, с. 14]. В психологии социализация личности понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания. Это происходит путём освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых, где в процессе социализации у ребёнка формируется социальный опыт самоопределения и самоутверждения [3, с. 39].
Отечественные исследователи (Н.В. Андреенкова, С.Т. Вершловский, В.З. Вульфов, Я.И. Гилинский, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, А.В. Мудрик, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн и др.) рассматривают социализацию в двух аспектах: во-первых, они изучают общество как социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека невелирования, коррекции и компенсации негативных сторон; во-вторых, исследуют сущность относительно социально контролируемой её части – воспитания, его тенденции и перспективы, принципы, содержание, формы и методы [12, с. 7].
Вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание» широко обсуждается» в социальных науках в течение последних десятилетий. Особое внимание приковано к этой проблеме в связи с изменением идеологии государства (отказом от коммунистической идеологии), пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторы пытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимают гражданское и нравственное воспитание. Бесспорным является то, что воспитание – один из основополагающих факторов социализации личности.
Воспитание – это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка – среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить [7, с. 39].
Изучение связи социализации и воспитания позволило выделить в качестве отдельной категории понятие социального воспитания.

Социальное воспитание – это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаимоотношений с ними при сознательном самоопределении [9, с. 49].
Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов самоутверждения, определения приоритетов. В отличие от понятия «социализация личности», это более узкий и дискретный процесс [9, с. 55], который включается в общий процесс социализации как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. Если социализация личности связана с усвоением жизненного опыта, обретением социальных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде, то социальное воспитание в этих условиях выступает как процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды со способностью изменять среду и приводить её в соответствие со своими личностными особенностями.
Другие авторы определяют социальное воспитание как социально-психологическую адаптацию, связанную с вхождением личности в другое условно-смысловое поле (Л.Я. Дорфман, В.Ю. Хотинец). Л.В. Мардахаев считает, что процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды происходит путём усвоения целей, ценностей, норм и стиля поведения, принятых в данном социальном сообществе [цит. по 14, с. 109].
В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании и развитии личности, способной полностью выполнять систему социальных ролей [13, с. 23], освоении ею базовой культуры и основ социального развития общества.
Наиболее важное значение для социализации и социального воспитания ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.
При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.



2. Влияние социальной среды на развитие ребенка


В социальной педагогике и психологии социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно [1, с. 17].
Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует социальному статусу, т.е. той позиции, которую он занимает в обществе. Некоторые статусы даны от рождения. Так, врожденный статус может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и пр. Другие (приобретенные) статусы определяются тем, чего человек добился в обществе самостоятельно. Статус определяет поведение человека в обществе, и окружающие люди ожидают от человека в определенных ситуациях определенного поведения. Такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью. Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные [2, с. 117].
Важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития,- это член семьи и член коллектива. В семье, в детском саду, в школе, в спортивной секции, в детских организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена семьи, группы, товарища, друга, ученика, лидера и др. Кроме того, каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства. Важная социальная роль – быть гражданином своего отечества. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы и в учебных заведениях профессионального образования.

Освоение ребенком ролевого поведения обеспечивает ему включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации: в процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все»; однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды. Если процесс адаптации ребенка к группе не происходит, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность [16, с. 27].
Эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться целенаправленным влиянием на развитие ребенка – воспитанием. Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. По мере взросления ребенка его доля уменьшается, но возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.
В результате воспитания, самовоспитания и влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом, чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.
Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного – стихийного либо преднамеренного – влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.
Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.
В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов [2, с. 211].
Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условия социальной среды, т.е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальная реабилитация ребенка, которая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе.
Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление – дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.


3. Пути и средства социального воспитания


В душе ребенка всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание, его активность с социальной средой. Это естественная социальность, которую следует сохранять и развивать[1].

Общая задача социального воспитания сформулирована В. В. Зеньковским, как содействие развитию активности в ребенке. Зрелый человек должен быть активным и деятельным. Активность может быть как волевой, так и эмоциональной.

Часто развитие активности сводят именно к развитию воли. Как ни важен волевой регулятор активности, но он никогда не может заменить эмоционального регулятор. Тайна активности лежит в свободе и развитии эмоциональной жизни. Одностороннее развитие ума, преимущественное развитие волевой сферы ведут к торжеству рассудочности, к измельчанию активности, к торжеству шаблона и рутины.

Правильная постановка социального воспитания должна считаться с этим. Нельзя подготовить человека к социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми и воодушевить его духом солидарности, если сосредоточиться на развитии ума, на сообщении сведений, расширяющих социальные горизонты в детях. Все это имеет огромное значение для социального прогресса, но при том лишь условии, если в личности есть интерес и любовь к социальному общению, есть живое стремление к солидарности. К социальному творчеству человек становится способен лишь в том случае, если, сознает ценность социального общения, всем существом стремится к нему; лишь на основе живого социального опыта возможно социальное творчество. И тогда, утверждает В. В. Зеньковский, конечно, нужны социальные знания.

Но здесь дело идет не о простом сообщении социальных навыков, не о дрессировке воли в определенном направлении, а, прежде всего, о развитии всей гаммы социальных чувств, об общем подъеме эмоциональной жизни. Сообщив какие угодно социальные навыки натуре социально инертной, можно в лучшем случае добиться того, что она механически, бездушно будет исполнять привитые ей правила социального поведения. Ценность такого, внешнего поведения чрезвычайно ничтожна именно в области социальных отношений, где люди имеют дело друг с другом. Социальная инертность может быть преодолена только изнутри — путем широкого развития эмоциональной отзывчивости, путем подъема социальных чувств. В живом интересе к социальному общению может быть найден неисчерпаемый источник социальной активности.

Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой взаимной симпатией, растет ребенок, — и уже в эту пору его социальные запросы очень велики. Социальное общение имеет, полагает В. В. Зеньковский, главное значение в эту пору усвоения традиции. И. в этой сфере стержнем, несущим основной груз ценностных ожиданий относительно любви и поддержки, является семья.

В целом следует отметить, что родители и семья:

— являются первыми социальными воспитателями ребенка;

— они не односторонне влияют на ребенка, а взаимодействуют с ним;

— это социальное взаимодействие во многом определяется соотношением пола ребенка и родителей;

— важная роль и характер межличностных отношений взрослых между собой подчеркивает роль семьи как воспитателя;

— половое воспитание в семье ключевым образом влияет на восприятие ребенком разворачивающихся позже более широких социальных влияний.

Ребенок в семье учится речи, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Эта роль семьи, которую она играет, не прилагая для этого почти никаких усилий, огромна, — и именно за это люди всегда видят в семье идеал социального сближения, всегда называют потом самых лучших своих друзей — «родными». Естественная социальность семьи ведет к тому, что в ней развертываются первые социальные замыслы ребенка, приобретается вкус к социальному сближению, формируется способность к социальному обмену. Но семья, если она хорошо построена, может иметь и более глубокое значение в социальном созревании ребенка. Всякая семья есть не просто сожительство, но почти всегда сотрудничество; семья представляет как бы простейший элемент общества, она живет замкнутой хозяйственной жизнью, имеет свое отдельное жилище и т. д. Все это при нормальных условиях ведет к тесному сотрудничеству членов семьи; на почве общей жизни, на основе деловой помощи друг другу вырастает забота друг о друге, умение считаться с особенностями каждого члена семьи, взаимная уступчивость, — развивается дух солидарности. Там, где семья поднимается до такой высоты, привязанность членов семьи друг к другу со временем не только не ослабевает, а наоборот возрастает. Социальная сила семьи кроется в духе солидарности, во взаимной помощи друг другу; крепость социальной связи постоянно поддерживается общей жизнью, общей работой, подлинным сотрудничеством. Не сентиментальное единодушие, но сближение в активности, общие заботы и думы, общее горе и радости, общий труд, общая жизнь, совместная активность, вот что поддерживает силу семейных социальных связей. Нормальная семья является незаменимым органом социального воспитания, потому что к тесному социальному сотрудничеству присоединяется здесь естественное чувство родственной близости, известная органическая связь членов семьи. Нормальная семья может и не задаваться педагогическими задачами — она все равно воспитывает самим строем своим, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над детьми своим авторитетом, но они же приближаются к детям в нежной любви к ним. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях. Вот отчего идеал семьи кажется В. В. Зеньковскому высшим социальным идеалом: из семей, из семейных отношений струится в душу человека наиболее полный, наиболее яркий свет социальности.

К сожалению, муж и жена часто образуют семью лишь внешне, а духовно остаются чуждыми друг другу. В семье нет эмоционального единства, нет эмоциональной близости, т. е. нет почвы для настоящего социального общения. Семья превращается в сожительство, в физическое соседство. Люди ведут одинаковую, а не одну жизнь, пульс семейственности, внутренней теплоты и близости почти совершенно не слышится. Большей частью в современных семьях чувствуется глубокий надлом, трагическое расхождение, в силу чего сожительство становится часто мучительным. Почва для. ссор, взаимного непонимания, для взаимных обвинений всегда готова, от всякого пустяка может разгореться настоящая ссора. Взаимных обид становится больше, чем услуг, горечи больше, чем радости. Супруги друг другу надоедают, при первом удобном случае уходят к другим, легко увлекаются кем-нибудь на стороне, а то и просто бросают семью.

Что выносят дети из такой семьи? Их социальные переживания отравлены ядом раньше, чем они успели познать ценность социальной близости; они не знают настоящего сотрудничества, одушевленного взаимной симпатией. Семья питает их социальные запросы слабо и усиливает неопределенное стремление к какой-то иной социальной обстановке. Бегство из семьи становится всеобщим явлением. Отторгнутый своей семьей, нелюбимый современный подросток знает в лицо десятки телеведущих, звезд эстрады и пр., которые каждый вечер, улыбаясь, входят в его дом — сам же он так и остается неузнанным. Причинение боли и страданий другому человеку доказывает ему, что он может оказывать воздействие на других. Ощущение, что тебя активно ненавидят, доставляет почти такое удовольствие, как и ощущение, что тебя активно любят: оно ликвидирует совершенно непереносимую детьми и подростками ситуацию анонимности и одиночества. Оно компенсирует все: отчуждение в семье, невостребованность в обществе, неуважение в школе, презрение со стороны благополучных сверстников.

Такое положение вещей наносит самый серьезный удар социальным силам личности и становится угрожающим для общества. Все, кто думает об оздоровлении общества, о социальном прогрессе, неизменно приходят к мысли, что нравственное оздоровление должно начаться с забот о силе и чистоте семейной общности. Семья может исполнить свою роль в социальном воспитании детей только в том случае, если она внутренне оздоровится, если она осуществит в себе внутреннее единство. Конечно, чрезвычайно полезны внешние приемы социального воспитания: приучение ребенка к сотрудничеству с другими и для других, развитие у него социальных навыков, — но все это так ничтожно, так мало в сравнении с тем, что потенциально может дать семья. Именно семье принадлежит решающая роль в выработке и развитии социальной отзывчивости, почти всегда эмоциональная тупость, эмоциональная замкнутость являются свидетелями того, что в детские годы душа ребенка не могла раскрыться навстречу лучам социальности, что она оказалась в холодной атмосфере взаимного равнодушия, враждебности, чисто формальных отношений, царивших в семье.

Семья не может выполнить своей ответственной роли в социальном воспитании, если она сама не поднимется на ту высоту, на какой должна находиться. В проблемной семье возникнуть и развиться сильные социальные чувства у детей не могут.

Очень часто дети в современной семье развиваются в антисоциальном направлении. Социальный статус семьи, повседневная борьба за существование, житейский эгоизм дают очень мало материала для развития идеалов солидарности. В пределах самой семьи очень часто обнаруживается не сотрудничество, а простое сожительство с целой массой мелких раздоров, глубоких расхождений, неуживчивости, неуступчивости. Грех современной семьи в том, что она не считается с социальной стороной в личности ребенка, игнорирует ее, а порой сознательно подавляет и развращает, вообще развивает дурную социальность.

Например, отчаявшись найти свою жизненную нишу в разрушающемся мире, семья (чаще всего — мать) все свои силы переносит на ребенка. Это резко повышает роль и ценность ребенка в семье. Семья старается стать для него стеной, оберегающей его от тяжелых социальных проблем нынешнего существования. Кроме того, желанный обоими супругами ребенок делает более прочным и глубоким личностно-эмоциональное взаимодействие супругов. В свою очередь, ребенок, сталкиваясь с агрессивностью и опасностью внешнего мира, стремится найти тихое убежище и защиту в родительской любви. С другой стороны, дети сегодня пользуются большим числом материальных и духовных благ, обеспечение которых зависит от семьи. В результате родители (прежде всего, матери) и дети делают свои отношения излишне взаимозависимыми и даже болезненными, пытаясь реализоваться именно в них, и только в них, поскольку полноценная реализация в искореженном внешнем мире затруднена или невозможна. Они живут друг для друга и не отпускают друг друга, создавая тем самым кроме возможности взаимной любви и тепла неестественно замкнутый контур и взаимную социальную несвободу, на бесплодной почве которой ничего не может вырасти.

Все, что может сделать социальное воспитание в его дальнейших стадиях, никогда не может возместить того, чего не дала ребенку семья. Забота о детях, любовь к ним требуют не только мира и согласия среди родителей, но они требуют свободы, пространства для личностного развития и одушевленной социальной близости между ними.

В связи с кризисом современной семьи возлагают очень большие надежды на широкую организацию дошкольных учреждений. Семья в том основном, что она дает ребенку, не может быть ничем заменена, но это не умаляет значения детских образовательных учреждений.

В 1960—1970-е гг. осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа — семья — общественность». Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.

Отдельно стоит отметить, что существует определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, что нами наглядно показано в табл. 9.1.









Таблица 9.1


Общие различия в семейном и общественном воспитании


Параметры сравнения

Семейное

воспитание

Общественное воспитание

основа

чувство

рациональное

продолжительность

вся жизнедеятельность

отдельные периоды

возрастное сочетание

разновозрастность

возрастная однородность

деятельностный диапазон

широкий

специфический

распределение по календарному времени

любое время суток, весь год

дневное время суток, определенный период года

отношения

психофизиологические, психологические, социальные и культурные

учебно-социальные, предметно-обусловленные

направленность

субъектная

объектная

обстановка

интимность

функциональность

учет и развитие

родственных связей

профессиональных отношений


Общественное воспитание локализуется, прежде всего, в образовательном учреждении, его носителем является школа. Проведя сравнительный анализ представлений о том, что же может дать ребенку семья и школа[2], выявлены следующие различия, отраженные в табл. 9.2.





Таблица 9.2


Что может дать ребенку семья и школа: содержательный анализ различий


Что может дать ребенку школа"

Что может дать ребенку семья

Развитие ребенка — 19

Внутрисемейное единство и благополучие — 16

Пространство социального взаимодействия и общения — 18

Пространство физического выживания, комфорта и уюта — 14

Насыщенную школьную жизнь — 14

Создание пространства дружеских отношений — 12

Образование (как знания) — 10

Защищенность и поддержку — 11

Выстраивание перспективы будущего — 9

Образование (как культура) — 11

Ориентацию на здоровый образ жизни — 8

Воспитание — 8

Поддержку семьи во взаимодействии с ребенком — 2

Личностное развитие — 8


Ориентацию на будущее — 5


Связь и взаимодействие со школой — 3

*В обоих столбцах позиции перечислены по убыванию, числом обозначено количество выборов

Как видно из табл. 9.2, родительские возможности представляются респондентам шире и многообразнее. Какие-то позиции дополняют друг друга, какие-то пересекаются и, вероятно, дублируют друг друга или конкурируют друг с другом. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что возможности школы явно предметно обусловлены, а семейные базируются на эмоциональной насыщенности взаимодействий.

Отдельно хочется остановиться на половом воспитании как части более широкого социального. В дошкольном организованном воспитании такое воспитание не представлено вообще; лишь некоторые воспитатели интуитивно реализуют дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, акцентируя внимание детей на обязанностях мальчиков помогать и уступать девочкам, не обижать их, заступаться за них и т. п. (Репина Т. А.). Эта интуитивная тактика, как следствие воспитания, осуществляемого почти исключительно женщинами (в отличие от семьи, где есть воспитатель мужчина), приводит не к воспитанию взаимоотношения мальчиков и девочек, а одностороннему долженствованию мальчиков. Найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками, и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации, полагает Т. А. Репина[3], могут учитывающие интересы и мальчиков, и девочек сюжетно-ролевые игры. В спонтанных детских играх так и происходит.

Итак, каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Современные дошкольные учреждения — это радостное, плодотворное и живое явление в системе народного образования. Отсюда льется свет в современной педагогике, отсюда идут ее лучшие идеи. Уже одно вступление в дошкольное учреждение, как полагал В. В. Зеньковский, приносит с собой возбуждение всех социальных сил ребенка. При умелом же ведении дошкольных учреждений они прививают социальные навыки, вкус к социальной близости, к сотрудничеству. Не словом, а живыми, незабываемыми воспоминаниями социальной активности они вносят в душу ребенку свой дар. Не стесненные программой, дошкольные учреждения построены на принципе свободной активности ребенка; в этом тайна их влияния, тайна их педагогических достижений.

Однако если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Три идеи привлекают к себе современных педагогов — освобождение личности ребенка и пробуждение в нем инициативы, развитие в нем активности и самодеятельности, совершенствование социальных сил его личности. Эти три идеи связаны неразрывно одна с другой.

Попадая в школу, ребенок часто впервые вступает на широкую социальную арену, впервые разрывает обволакивающую социальную ткань семьи. Следует честно признать, что традиционное школьное обучение, оказывая небольшое положительное влияние на рост социальности в детях, вместе с тем оказывает и отрицательное влияние в этом направлении.

В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового, как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это, в свою очередь, требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

Скопление детей близкого возраста действует возбуждающе на социальную сторону детей, вызывает у них взаимный интерес друг к другу. Любопытно, что при этом дети настойчиво охраняют внесемейный характер новых социальных связей, часто тяготятся тем, что родители, хотят быть в курсе всех их знакомств, иногда даже предпочитают молчать дома о том, что происходит в их новых социальных отношениях. Именно сверстники оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении (Исаев Д. И., Каган В. Е.). Эта информация откровенна и реалистична, но и очень неточна, часто опошлена. Однако если в общении с взрослыми ребенок ориентируется на стандартные стереотипы полоролевого поведения, то в общении со сверстниками он практически проделывает динамику половой дифференциации. Именно в среде сверстников ребенок может испытывать себя как представитель пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки в нерегламентируемом взрослыми общении. Дети подкрепляют друг у друга соответствующее полу поведение, а вызывающее отрицательное отношение сверстников поведение, не соответствующее полу, прекращается быстрее, чем подкрепляемое.

Не следует видеть в этом разрыв с семьей — социально психологический смысл отмеченного явления заключается в том, что ребенок дорожит новым социальным кругом, уберегая его от слияния с кругом семьи. Принадлежность к нескольким социальным кругам не только повышает самочувствие ребенка, но дает себя знать и действительным подъемом личности в силу того освобождающего влияния, какое всегда имеет богатство и многообразие социального общения. Чем разнообразнее социальные связи у семьи ребенка, тем незаметнее совершается переход к образованию у ребенка самостоятельных (а не общих с семьей) социальных связей. Как семья, так и школа должны считаться с этим стремлением ребенка к самостоятельным и свободным социальным связям, должны не мешать ему в образовании их, а наоборот использовать это стремление в педагогических целях. Принципиально важным при этом является признание существования особой, преимущественно скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры. Уже сама по себе поразительная устойчивость традиций детской субкультуры, переходящих из поколения в поколение, несмотря на борьбу с ними взрослых, заставляет предположить их социальную значимость для детского развития.

В детской субкультуре происходит важнейшая часть того процесса, в котором «ребенок в известном смысле сам является творцом своего воспитания. В том смысле творцом, что воспитывает та деятельность, которая исходит из души ребенка, является его собственной деятельностью, основанной на побуждениях его «Я»[4].

Нельзя не отметить и того, что в современных условиях жизни намечается известный контраст между семейными и внесемейными формами социальной жизни у детей. Мы говорили уже о кризисе современной семьи; добавим, что широкое развитие внешкольных организаций для детей, не сопровождаясь большей частью одновременным укреплением семейных связей, ведет к дальнейшему развалу семьи. Теперь не редкость такие факты (особенно в больших городах), когда развитие внешкольных организаций для детей ведет к полному падению семейных связей: ребенок совершенно теряет интерес к семье, тяготится, если родители и другие члены семьи интересуются тем, где он проводит время. Семья служит в этих случаях источником ненужных и вредных антисоциальных чувств и становится какой-то обветшавшей ценностью, за которую держатся только по привычке.

В середине 1990-х гг. в одной крупной детской киношколе г. Москвы возник конфликт между родителями и наставниками. Родители обвиняли киношколу в том, что она действует как секта, засасывает детей в свою жизнь и структуру. Все свободное, и не свободное время тоже, дети проводили в этом киноцентре. Молодые наставники (студенты и аспиранты ВГИКа, театральных вузов Москвы) упрекали родителей в том, что те, в отличие от них, не пытаются понять своих детей, игнорируют их интересы, подавляют внутренний мир детей. Позиции родителей и руководителей киношколы обострились. Разгорелся нешуточный скандал.

Такое преждевременное выветривание семейных чувств, частое появление враждебного отношения к самым нормальным проявлениям семейного участия, наносит огромный вред социальному созреванию детской души. Поэтому расширение внешкольного объединения детей, которое происходит за счет семейной социальности, должно быть признано опасным с точки зрения интересов социального воспитания. Семья всегда останется незаменимым органом социального воспитания, и то, что дает семья, не могут дать иные формы социального объединения — никакие суррогаты семьи.

Но при развитии внешкольных организаций и семья должна подтянуться, она должна напрячь свои силы, чтобы не утратить значения для детей. Неприглядна картина семьи, в которой старшие члены взаимно чужды друг другу, когда младшие члены семьи, дети глядят в сторону, каждый живет только и исключительно интересами своих внесемейных социальных связей.

Социальное воспитание — это подготовка детей к несению ими своих общественных обязанностей, к выполнению ими своего долга по отношению к миру. Так случилось, что вопросы социальной стороны православного воспитания в прошедшие годы редко становились темой православной проповеди и почти совсем не освещались в литературе по христианскому воспитанию детей. Тем не менее работать, учиться, поддерживать родственные связи и знакомства верующим неизбежно приходиться в среде тех, кто не верит в Бога или придерживается иных религиозных взглядов. Особенно же остро эти вопросы встают перед православными сегодня, в обстоятельствах современной жизни, столь изобилующей соблазнами и противоречиями.

Христианское воспитание может и должно занять важное место в педагогической системе социального воспитания, когда мы заимствуем из него крупицы святоотеческой мудрости и сам дух кротости и любви, свойственной православным подвижникам благочестия.

Это признают и сами священнослужители. «Детей надо готовить к встрече с миром... К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира надо готовить детей; в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха», — утверждает протоиерей Г. Кал еда.[5]

Все пути социального воспитания — будь то социализация, воспитание в тесном смысле слова или просвещение — связаны с передачей норм социального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания. Эти пути социального воспитания персонифицированы в широком круге людей, с которыми общается ребенок, и которые являются трансляторами социального воспитания. В их качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, руководители детских и молодежных кружков, клубов, организаций, деятели литературы и искусства, священнослужители, работники средств массовой информации — словом, все те, чьи поведение и взгляды могут оказаться в сфере внимания ребенка и подростка.

Идеалом социального воспитания является, конечно, не соперничество разных органов и наставников, но тесное и жизненно сильное сотрудничество их. Если бы даже полный контроль всех путей социального воспитания и деятельности его проводников был возможен, то он был бы в лучшем случае нецелесообразен. Речь должна идти об осознании воспитательных возможностей широкого круга путей и трансляторов социального воспитания, во многом дополняющих друг друга, с тем, чтобы на этом основании интегрировать деятельность всех его субъектов, наилучшим образом вписать ее в реальную жизнь и живое дело социального воспитания. Но для этого необходимо одновременное развитие и творческий расцвет всех этих органов. Взаимодействие всех воспитательных сил обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Оно может быть реализовано через следующие функции:

1) психофизиологическая функция. Гармонизация отношений в обществе, просмотр эстетически насыщенных, познавательных, миролюбивых программ по ТВ, истинное благочестие, может снимать стресс, нормализировать работу нервной системы, психики в целом;

2) психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей (прежде всего в семье), основанное на готовности сотрудничеству, умении ответственно принимать решения и умении отзываться на нужду ближнего может существенным образом способствовать гармонизации межличностных отношений;

3) реабилитационная функция. Контакты с порядочными людьми, приобщение к мудрым философским или христианским учениям, освоение здорового образа жизни являются тем дополнительным каналом взаимодействия семьи с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации;

4) эстетическая функция. Взаимодействие с «умными» средствами массовой информации, общение с мудрым человеком, приобщение к мировым шедеврам способствует эстетическому развитию личности, представляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения эстетических потребностей. Телевидение, средства массовой информации в целом, обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны стать источником формирования просоциального поведения;

5) познавательная функция. Интеллектуальное взаимодействие средств массовой информации, общества, личности, церкви, направленное на человека, семью, могут удовлетворять познавательные семейные потребности, способствовать интеллектуальному развитию и росту самосознания членов семьи. Возможности ТВ, СМИ по формированию просемейного поведения достойны социального одобрения. Благодаря тонкости своего влияния они могут преподать семьям уроки позитивного поведения;

6) функция удовлетворения потребности в компетентности. Взаимодействие с миром настоящих профессионалов, приобщение к позитивным формам конструктивной деятельности может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и, тем самым, благотворно влияет на развитие семейных отношений;

7) функция самореализации. Взаимодействием неагрессивным, деловым миром позволяет удовлетворить эту потребность. Человек может жить, творить, организовывать свое личное время и социальное пространство, в котором он понят, принят и обладает абсолютной ценностью;

8) функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять социальные институты и конкретные значимые люди в процессе взаимодействия с ними членов семьи, функция партнеров общения.

Таким образом, взаимодействие с организованным социумом обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Но не менее необходимой и неотложной можно считать и внутреннее возрождение семейной жизни, дружную работу общества по обновлению и оживлению семьи. Проблема заключается в том, что существование в семье должно быть направлено на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром; в этом случае социальное образование становится фактором общего развития и формирования личности.


Заключение


Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания необходимо ориентироваться именно на общечеловеческие ценности – определенные нормы нравственности, прогрессивное, культурное наследие человечества.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.
В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Социальное воспитание – это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаимоотношений с ними при сознательном самоопределении.

























Список использованной литературы



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1996. – 330 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МПСИ, 2001.- 460с.
3. Асмолов А.Г. Со-действие ребёнку – развитие личности // Новые ценности образования. – 1996. – Вып. 6. – С. 39-45.
4. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 39-50.
5. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. – 1993. – №9. – с. 27-40.
6. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Педагогика, 1986. – 430 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах: Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – 296 с.
8. Любицына М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
9. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. – 1996. – Вып. 6. – С. 51-56.
10. Селиванов Б.В. Этика. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. – 190 с.
11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 687 с.
12. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции: сбор. науч. тр. / под ред. М. Г. Плаховой, Ф.А. Фрадкина. – М.: ИТПИМИО, 1993. – 147 с.
13. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. – М.: АПН СССР, 1991. – 183 с.
14. Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. – Челябинск: Изд-во ГПУ, 2004. – С. 108-111.
15. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 559 с.
16. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников. – 1993. – №6. – С. 27-36.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!