СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад подготовлен на заседание ШМО учителей иностранного языка. В нём представлен фрагмент урока немецкого языка в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»










Доклад



«РаЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

(по теме Самообразования)






Учитель немецкого языка:

Гончарова Т.Н.
















г. Избербаш, 2022-2023 уч. год


РаЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

                                                                                                                               

При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения немецкого языка.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.

 В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»

В связи с этим, в современном преподавании иностранного языка, и в частности, немецкого, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью»

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.


Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа «верно-неверно». Например, можно предложить ученикам самим обработать текст, применив этот инструмент. Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими:

1. Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.

2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.

3. Какое из утверждений соответствует тексту?

4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: актуальность текста для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста); наличие новой (для учащихся) информации; наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.; наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».[1]

К отличительным особенностям тестов на проверку функционального чтения относят: большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

1.Текст должен быть ученику интересен.

2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.

3.Текст должен развивать кругозор.

4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

6.Уровень трудности  текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.

7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

8. Объем текста не должен превышать норму.

9. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.

10.Текст должен быть структурирован.

11.В тексте не должно быть ошибок. [1]

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.         

Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.

Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом.

Как уже отмечалось, для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических особенностей. Этой цели служат различные задания, создаваемые на базе изучаемых текстов.

Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования. Например:

-  прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

- посмотри  на   фото;  скажи,  какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные     на фото;

-  опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

-  дай определение следующим словам;

-       соедини слова с их определениями;

-       определи различные значения одного итого же слова;

-       найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

-       прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например:

-   прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

-       выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;

-       составь план текста;

-       заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;

-       передай основную идею текста несколькими предложениями.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и  использования полученной информации:

-   ответь на вопросы по содержанию текста;

-   выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

-   заполни таблицу по содержанию текста;

-       пронумеруй события в порядке их очередности;

-       заполни предложения словами из текста;

-       вырази свое отношение к прочитанному;

-       составь вопросы к тексту;

-       подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые  и многотекстовые проблемные задачи.

Примеры однотекстовых проблемных заданий:

-       к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно больше вариантов этой части;

-       скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;

-       составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;

-        найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).

Примеры многотекстовых проблемных заданий:

-       прочтите тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу; какую еще точку зрения можно высказать?

-        соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.


Разберем некоторые приемы работы над текстом на конкретном примере на практике. Проведение урока в 6 классе в обычной школе

.1. Предтекстовый этап

Этот этап направлен на моделирование фоновых заданий, необходимых и достаточных для рецензии конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

Цель - пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом.

Учащиеся получают следующий текст:

Lest bitte den Text vor!

Das Wetter in den verschiedenen Jahreszeiten.

Jede Jahreszeit hat Besonderheiten1.

Im Sommer ist das Wetter meist gut: es ist sonnig und warm. Die Kinder haben Ferien. In Russland erreichen2 die Sommertemperaturen 35 Grad. Das ist schon zu warm, aber für die meisten Menschen ist Sommer ihre Lieblingsjahreszeit.

Das Wetter verӓndert sich3 im Herbst. Die Tage werden kürzer, die Sonne scheint nicht mehr so hell. Es regnet und die Luft4 wird kӓlter. Im Herbst wird es windig und trübe5. Die Bӓume sind gelb und rot, die Luft ist rein und klar.

Im Winter ist es kalt. Es schneit. Alles ist weiβ. Die Schneeflocken fallen auf die Erde.  Im Winter kann man6 Wintersport treiben, rodeln, Schlittschuh laufen, Schneeballschlacht machen, einen Schneemann bauen und Schi laufen.

Der Frühling beginnt im Mӓrz. Das Wetter ist wechselhaft7: mal schneit es, mal scheint die Sonne, mal regnet es. Der Schnee taut und endlich wird es wärmer. Der Himmel ist so blau! Die Vӧgel kommen aus warmen Lӓnder zurück.

Also, das Wetter verӓndert sich im Laufe des Jahres. Es gibt kein schlechtes Wetter, es gibt unpassende Kleidung.

Wortschatz zum Text:

  1. die Besonderheit - особенность

  2. erreichen – достигать

  3. sich verӓndern – меняться, изменяться

  4. die Luft - воздух

  5. trübe – туманный

  6. man kann - можно

  7. wechselhaft – изменчивый

Упражнения:

Перед началом чтения текста учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о чем идет здесь речь.

  • «Отгадай по иллюстрации». Sehen Sie sich die Illustration zum Text an! Дан ряд картинок. Учащиеся должны отгадать по рисунку, о чем или о ком может идти в тексте речь и ответить на вопрос: Wovon ist hier die Rede? Определить перед чтением по заголовку и (или) по по рисункам, сопровождающим текст, о чем или о ком может идти в нем речь.

  • «Глоссарий» (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) Sucht im Text die Wörter, die zum Thema „Das Wetter“ gehören, und unterstreichen sie. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов.

  • 2. Текстовый этап

Цели:

  • проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

  • продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

Упражнения:

  • Верно, неверно (Richtig oder falsch?) (для развития умения точного перевода и внимательности предлагается задание на соответствие предложенных предложений к действительной информации по тексту в виде таблицы)

Richtig oder falsch? (Отметьте верные, неверные утверждения)

 

richtig

falsch

1. Im Sommer ist das Wetter nicht gut.

 

 

2. Im Herbst regnet es und die Luft wird kӓlter.

 

 

3. Im Herbst sind die Bӓume blau und grün.

 

 

4. Im Winter ist es kalt.

 

 

5. Im Frühling taut der Schnee nicht.

 

 

6. Im Sommer haben die Kinder Winterferien.

 

 

Beantwortet die Fragen! (Ответьте на вопросы)

  1. Wie ist das Wetter im Sommer?

  2. Wie ist das Wetter im Herbst?

  3. Wie sind die Bäume?

  4. Ist es im Winter kalt?

  5. Was machen die Kinder im Winter?

  6. Taut der Schnee im Sommer?

Ergänzt die Sätze! Установить соответствие между частями предложения.

Was passt zusammen! (Соедините предложения!)

1. Das Wetter ist wechselhaft:

a) ist es kalt.

2. Im Herbst sind die Bӓume

b) blau

3. Die Kinder

c) laufen Schi und Schlittschuh, bauen einen Schneemann und rodeln

4. Im Winter

d) rot und gelb

5. Der Himmel ist

e) mal scheint die Sonne, mal regnet es.

С целью развития грамматических навыков учащимся предлагается соединить предложения.

Setzt richtig ein! «Текст с пропущенными словами». Учащимся предлагаются карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами. Учащиеся работают в парах и заполняют карандашом пропуски. Предложения также можно расположить не в хронологическом порядке. Их необходимо выстроить правильно, поставив номер предложения карандашом.

Setzt richtig ein! (подберите подходящее по смыслу слово и расставьте предложения по порядку)

Es____ vier _____: den Winter, der Herbst, den Frühling und den Sommer. Das ____ im Sommer ist schön. Die Sonne____ hell. Im Winter ist es____. ____ ist weiß. Im Herbst ____es oft. Der____ ist grau. Im _____ taut der Schnee.

Jahreszeiten, scheint, gibt, Wetter, Frühling, Himmel, kalt, regnet, alles

Bildet Sätze mit folgenden Wörtern! (Составьте предложения!)

  1. Im, Frühling, es, taut

  2. schön, das, ist, Wetter

  3. gibt, vier, es, Jahreszeiten

  4. ist, Sommer, es

  5. der, blau, ist, Himmel

3.Послетекстовый этап

Цели:

  • использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи;

  • использовать содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Упражнения:

  1. С целью развития речи учащиеся отвечают на предложенные вопросы и передают содержание текста. Для слабых детей - рассказ с опорой.

  2. Составить план текста, выделив его основные мысли.

  3. Пересказать/ кратко изложить содержание текста, возможно и письменно.

Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.

Таким образом, работа с текстом имеет огромное значение в связи с реально существующими проблемами в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле как способности к осмыслению текстов различного содержания, формам и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся по средствам работы с текстом.
















Таким образом, использование на уроках иностранного языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление,  приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

 

 






Литература и источники

1.                  Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1

2.                  Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

3.                  Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!