СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие интереса у детей с ОВЗ к рисованию через нетрадиционные техники"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие интереса у детей с ОВЗ к рисованию через нетрадиционные техники"»

ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат»




ДОКЛАД


«Развитие интереса у детей с ОВЗ к рисованию через нетрадиционные техники».




Выполнила: Пазынюк Ю.В.

(воспитатель группы 3 класса)




г.Борзя, 2022г.

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка.

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Однако у детей с ОВЗ отставание в развитии психической деятельности, в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, снижена активность мышления, способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дети с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать, но приступив к деятельности, они не знают с чего начать. Кроме того, доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

Использование на занятиях нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость, способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх, боязнь не справиться с процессом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Такие занятия не утомляют, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

На занятиях с использованием рисования нетрадиционными техниками изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

Виды нетрадиционных техник:

  1. Рисование рукой (ладонь, ребро ладони, пальчики)

  2. Рисование восковыми мелками

  3. Рисование свечой

  4. Рисование мятой бумагой

  5. Рисование по мятой бумаге

  6. Рисование по мокрой бумаге

  7. Рисование поролоном

  8. Рисование ватными палочками

  9. Рисование пластилином

  10. Рисование мыльными пузырями

  11. Рисование цветным клейстером

  12. Рисование крупой, песком, солью (на крупе, на песке, на соли)

  13. Тычок жёсткой кистью

  14. Оттиск (штамп)

  15. Набрызг

  16. Монотипия

  17. Ниткопись

  18. Граттаж

  19. Кляксография

  20. Батик

Видео-нарезка «Виды нетрадиционных техник рисования».

Исходя из личного опыта работы, я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Дети используют нетрадиционный материал в свободной самостоятельной деятельности, который находится в зоне ИЗО.


Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы детей с ОВЗ в целом. Изобразительная деятельность ребенка является движущей силой его психического развития, поэтому так необходимо развивать интерес к рисованию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!