СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Развитие мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ посредством адаптивного обучения на уроках природоведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад поможет молодым специалистам при планировании и проведении уроков в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Развитие мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ посредством адаптивного обучения на уроках природоведения»»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 29

г. Усть-Лабинска

















«Развитие мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ посредством адаптивного обучения на уроках природоведения»













Прокопьева Селена Николаевна

учитель географии







Вопросы развития мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности или же обратные процессы (возбудимость, неконтролируемость действий и речи).

Переход учащихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Ни учителя-предметники, ни классный руководитель, ни воспитатель до того момента, как дети впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.

Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения.

Это :

-учебная нагрузка;

- новые предметы;

-необходимость освоения большего количества информации;

-новые, разные требования учителей;

-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной классного руководителя;

-трудности, связанные со сменой условий обучения;

- психологический дискомфорт.


Задача учителя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Природоведение, как учебный предмет, предоставляет определенные возможности для формирования у школьников познавательного интереса в условиях перехода учащихся в среднее звено, т.е. в период адаптации.

Поэтому при организации адаптивной учебно-познавательной  деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле на уроках природоведения я использую такие методы : игровые моменты по теме, объяснение с использованием наглядного материала, кроссворды, занимательный материал. Темы 1 четверти я всегда использую для адаптации.







Например:

1.Погода. Явления природы. До и после рассказа учителя можно вовлечь учащихся в рассуждение о любимой погоде, о виденных или пережитых явлениях природы.

2. Осень. Признаки. Изменения в жизни растений и животных. Аналогично с другими временами года поинтересоваться о дне рождения и как природа выглядит в это время года. Учащиеся активны в таком разговоре, происходит установление контакта учитель-ученик.

3. Земля – планета солнечной системы. К приемам адаптации можно отнести заинтересованность учащихся в своих зодиакальных созвездиях, которые они определяют и характеризуют вместе с учителем.

4. Дом, в котором я живу. На таком уроке дети пишут свой адрес, заполняют конверты, рисуют свой дом или двор.

Задания различного содержания способствуют и установлению контакта, и к привыканию требований учителя, и к устранению психологического дискомфорта, и, конечно, развитию познавательных психических процессов.

Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Создание проблемных ситуаций.

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Пример задания: Прочитай название океана, распределив кораблики в порядке убывания. Получившееся слово запиши в клеточки

Дидактические игры.

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность  учащихся , но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр  на   уроках  необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной  активности.

  1. Использование ИКТ.

Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на уроках географии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерной техники. Компьютерные технологии активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика. Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися.

Я использую ИКТ практически на каждом уроке. Это могут быть уроки с выходом в интернет, который даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой

Использование разных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации  познавательной   деятельности   на   уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании природоведения является важным средством для адаптации и формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!