Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 29
г. Усть-Лабинска
«Развитие мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ посредством адаптивного обучения на уроках природоведения»
Прокопьева Селена Николаевна
учитель географии
Вопросы развития мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности или же обратные процессы (возбудимость, неконтролируемость действий и речи).
Переход учащихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Ни учителя-предметники, ни классный руководитель, ни воспитатель до того момента, как дети впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.
Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения.
Это :
-учебная нагрузка;
- новые предметы;
-необходимость освоения большего количества информации;
-новые, разные требования учителей;
-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной классного руководителя;
-трудности, связанные со сменой условий обучения;
- психологический дискомфорт.
Задача учителя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Природоведение, как учебный предмет, предоставляет определенные возможности для формирования у школьников познавательного интереса в условиях перехода учащихся в среднее звено, т.е. в период адаптации.
Поэтому при организации адаптивной учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле на уроках природоведения я использую такие методы : игровые моменты по теме, объяснение с использованием наглядного материала, кроссворды, занимательный материал. Темы 1 четверти я всегда использую для адаптации.
Например:
1.Погода. Явления природы. До и после рассказа учителя можно вовлечь учащихся в рассуждение о любимой погоде, о виденных или пережитых явлениях природы.
2. Осень. Признаки. Изменения в жизни растений и животных. Аналогично с другими временами года поинтересоваться о дне рождения и как природа выглядит в это время года. Учащиеся активны в таком разговоре, происходит установление контакта учитель-ученик.
3. Земля – планета солнечной системы. К приемам адаптации можно отнести заинтересованность учащихся в своих зодиакальных созвездиях, которые они определяют и характеризуют вместе с учителем.
4. Дом, в котором я живу. На таком уроке дети пишут свой адрес, заполняют конверты, рисуют свой дом или двор.
Задания различного содержания способствуют и установлению контакта, и к привыканию требований учителя, и к устранению психологического дискомфорта, и, конечно, развитию познавательных психических процессов.
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся
Уровни | Типы заданий | Развитие психических процессов |
Репродуктивный | Рисунок | Воображение |
Сообщение | Устная речь, память |
Чайнворды, кроссворды, ребусы | Мышление, память, внимание |
Игра “термин – понятие” | Память, внимание |
Частично-поисковый | Рассказ с ошибками | Внимание, память |
Составление логических цепочек | Внимание, логическое мышление |
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) | Внимание |
Исследовательский | Путешествие | Внимание, память, мышление, воображение |
Решение географических задач | Внимание, логическое мышление |
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.
Создание проблемных ситуаций.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Пример задания: Прочитай название океана, распределив кораблики в порядке убывания. Получившееся слово запиши в клеточки
Дидактические игры.
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся , но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Использование ИКТ.
Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на уроках географии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерной техники. Компьютерные технологии активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика. Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися.
Я использую ИКТ практически на каждом уроке. Это могут быть уроки с выходом в интернет, который даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой
Использование разных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании природоведения является важным средством для адаптации и формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.