«Развитие познавательного интереса младших школьников посредством квест-технологий
Современная школа испытывает потребность в расширении методического потенциала с помощью активных форм обучения. Именно к этим формам относятся игровые технологии, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне, вносят разнообразие и интерес в учебный процесс.
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Одним из главных считается то, чтобы ученик был включен в активную познавательную деятельность. А что может помочь в решении данной задачи лучше, чем игра. Ведь это обусловлено и природой детей, и их возрастными особенностями.
Дети любят играть. Только меняются формы игр. Сейчас огромную популярность приобретают различные КВЕСТЫ. И это неудивительно.
Во-первых, это современно.
Во-вторых, каждый ребенок в такой игре может проявить активность благодаря ее необычному формату.
В – третьих, данная технология универсальна. Это может быть веб-формат или живой, их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На основе КВЕСТА можно построить целый урок или только его определенный этап. С помощью КВЕСТА можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения, объяснить новый материал и систематизировать прошедший. КВЕСТЫ развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде.
Так что же такое КВЕСТ?
КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Сюжет в свою очередь может быть компьютерным, литературным, игровым. В нем дети могут столкнуться с различными проблемами, персонажами. Главное, через череду препятствий достигнуть поставленной цели.
Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. В принципе, изначально тогдашняя квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике.
Сегодня на уроках-квестах решаются следующие задачи:
Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательная — воспитание умения работать в команде,
воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.
В качестве примера приведу опыт использования КВЕСТ- технологии на этапе урока математики во 2-ом классе (тема: «Закрепление изученного за год»).
Начинается урок с деления детей на группы:
- Сегодня урок у нас будет не простой. И начнем мы его необычно. У меня в руках волшебная корзинка, которая поможет нам разделиться на команды. Под «Использование КВЕСТ - технологии в начальной школе «идите ко мне и выберите карточку. (Дети достают карточки с разным цветом и рассаживаются на заранее приготовленные места).
- Сколько команд у нас получилось? (Три).
- В какой сказке она есть в названии? (Три медведя)
- Мы отправимся в путешествие с этими сказочными героями и будем им помогать.
Далее следует этап актуализации знаний и постановки проблемы. Особенностью КВЕСТА является присутствие в сюжете «крючка». Таким может быть запутанный сюжет, загадка, детектив, поиск «сокровищ», спасение персонажа или какая-либо другая деятельность в форме игры. Это необходимо для мотивации детей. Поэтому главное – проявить свое воображение.
Я выбрала следующую историю: «Жили-были на свете три сестры. Однажды они решили прогуляться по лесу. Погода была замечательная. Сестры так увлеклись своей прогулкой, что даже не заметили, как далеко ушли от своего дома. А когда пришли в себя, поняли, что заблудились в лесу. И как вернуться домой, не знают». И далее ставится задача:
– Нам нужно выполнить задания, чтобы получить карту, которая поможет вернуться героям домой.
Или: На одну далекую сказочную страну злой колдун наслал такой сильный ураган, что в ней все сильно перемешалось. Стало непонятно, где какие сказки, какие в этих сказках должны быть герои и кто эти сказки написал. А главное - пропало старинное веретено из сказки А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане …»
После этого начинается работа с маршрутными листами. Детям поясняю, что решение заданий не только поможет герою, но даст возможность им получить оценку. Во время выполнения заданий оказываю индивидуальную помощь и ставлю баллы в маршрутный лист. Группы приступают к решению заданий. Каждое из них является логическим продолжением следующего. И в конце приводит к нужному результату. Дети помогают пройти героям через «Математическое болото», перебраться через «Геометрические горы», перейти на другой берег речки «Задачки» Выполненные задания оцениваются определенным количеством баллов, зафиксированных в маршрутном листе. Что касается формата заданий, их можно сделать в традиционном виде (распечатанные карточки) или в интерактивном варианте с использованием многочисленных сервисов для создания пазов, кроссвордов, интерактивных заданий, ребусов (тогда для этого на этапе игры, где будут присутствовать такие задания, необходим доступ к интернету).
После выполнения заданий нужно обязательно подсчитать, сколько баллов набрала каждая группа (дети выполняют подсчет и выставляют оценку). Оценка может ставиться общая на всю группу или на каждого участника. Тогда это должно быть прописано в маршрутном листе.
Как я отмечала ранее, КВЕСТ – технология универсальная. Её можно использовать на различных предметах.
Интересно ее применять на уроках литературного чтения. Есть прием «сундучок времени». В него мы помещаем неизвестные слова, старинные предметы из произведения, зашифрованные с помощью ребусов и анаграмм имена главных героев. И на основе этого придумываем задания: найти значение слов или самим составить словарь неизвестных слов, подобрать пословицы с ними, составить кроссворд, написать синквейн и др.
Большой интерес вызывают уроки с использованием «машины времени». Можно, например, отправиться в Древнюю Русь и там, выполнив задания, познакомиться с новой былиной или посетить Лукоморье, где кот ученый будет не только рассказывать сказки, но проверять знания учеников о творчестве А. С. Пушкина.
При проектировании квеста следует также учесть, что в зависимости от сюжета квесты могут быть представлены следующими видами:
Линейные – игра построена по цепочке, разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. Например, линейным квестом может служить экологическая сказочная роща. Использовать такие квесты можно на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.
1 станция «Опушка»
2 станция «Экологический светофор»
3 станция «Мои соседи по планете»
4 станция «История от ведущего»
5 станция «Экологические задачи»
6 станция «Кроссвордино»
Штурмовые - игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Детям предложили отправиться на квест, в зале видят такую картину - Робин Бобин Барабек заболел, от него ушло здоровье, и он оставил записку. Дети решают помочь Робину.
1 станция: построиться по первым буквам фамилии в алфавитном порядке.
2 станция: Всем членам команды по очереди пролезть через обруч, начиная с ног.
3 станция: Эстафета - бег в мешках
4 станция: Комплексная эстафета (маты, скакалки и другой инвентарь
Кольцевые – представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них и финишными.
Примером кольцевого квеста может быть «Зарница»
Задания:
Преодолей препятствие
Лесные ловушки
Сбей вражеский танк
Минное поле
Госпиталь
Перейди болото по кочкам
Доставка провизии
Урок-квест — необычная форма проведения урока. Такой урок помогает учителю не только проверить знания учеников по какой-то теме, но и посмотреть, в какой мере ученики умеют выполнять самостоятельно каждый своё задание. Урок - квест также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов (головоломок, вопросов, ключей).
Вы можете сами выбрать, на какую тему проводить урок-квест (можно называть его урок-поиск, урок-находилка, если вам не нравится слово «квест»).
Урок-квест долго готовить. Даже если вы сами делаете свои квесты, то их довольно сложно бывает придумать и не всегда легко подобрать квест, который подойдёт вашим ученикам по уровню. Если вы угадали уровень сложности, то квест пойдёт на «ура». Однако если вы, что называется, «не попали в возраст», и задача оказалась слишком сложной для многих, то детям будет трудно выполнить задание, они будут много отвлекаться, быстро устанут, и никто не получит удовольствия от игры.
Лучше начать знакомство с квестами с заведомо простых заданий, чтобы каждый мог легко найти 2-3 решения. После этого вам будет проще в другой раз предложить ученикам более сложный квест.
. Представляю вам примеры заданий ,которые я использую на уроках
« Слоги и слова» (урок русского языка)— квест на внимательность, узнавание букв и слогов, развитие навыков чтения и развитие графических навыков. Надо найти и скопировать все слова, в которых встречается — в начале, в середине или в конце слова — данный слог. Например, один выискивает слова со слогом «РО», а другой — со слогом «ЗА»
«Звук [у]. Буква У, у» (урок русского языка) — квест на внимательность, умение считать буквы в словах, грамотность, умение подбирать слова с нужной буквой или на нужную тему, или с нужным количеством букв. Надо подобрать и выписать, глядя на картинки, слова из четырёх букв, или слова из шести букв, которые начинаются на букву «У». Слова на карточках не написаны, есть только картинки, так что количество букв в каждом слове приходится считать в уме.
.
«Урок русского языка «Что такое слово»
У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ.
Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставить буквы.
А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.
Ответ: (Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка
.
«Урок русского языка в продолжении темы Что такое слово
«Грамматическая арифметика». Решите примеры.»
Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)
До + зарытые в земле ценности = (доклад)
Кабан – ан + лук = (каблук)
Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)
Урок математики
«Занимательные задачи»
Вскоре 7-я о5 сядет за 100л, блистающий чи100той. Сес3цы – 40и ухи3лись отыскать 100лько ус3ц, что пред100ял целый пир.
«Страничка для любознательных(урок математики)» — квест на внимательность, логику, учёт нескольких признаков и развитие графических навыков. Почтальоны заблудились на улицах города и не могут найти свой дом. Надо найти домики с нужным числом окон, с нужным числом этажей, с нужной формы крышей, и рядом с подходящим домиком скопировать портрет жителя этого домика.
Во внеурочной деятельности КВЕСТЫ в начальной школе используются при организации предметных недель, проведении классных часов, экскурсий. В начальной школе мы проводили квест-игру «Готов Родине служить!»; о ней расскажет дальше Елена Леонидовна
Так как я являюсь ещё и учителем музыки, часто размышляю о том, как сделать урок интересным и содержательным. Необходимо из пассивного слушателя сделать ученика активным участником процесса обучения. на уроках музыки я использую игровые технологии, ведь игра -важнейший путь включения детей в учебную работу и способ получения яркого эмоционального отклика. Представляю пример квеста, который можно использовать на уроке музыке или во внеурочной деятельности.
Мини-квест «Кто такой П.И.Чайковский?»
Выполните задания и выберете композитора, о котором идёт речь.
Если вы не сможете выполнить задание попросите подсказку. Чтобы получить подсказку вы должны взяться за руки и станцевать под мелодию, которую сочинил этот композитор.
1.Собери из разбросанных букв выражение, которым его в детстве
называли. Его называла так его няня. (стеклянный ребёнок)
Е
С
Н
Е
Ы
Л
Р
Б
Я
О
Е
Н
К
Й
Т
Н
К
2. Соедините стрелочками даты и события из жизни композитора:
Год рождения | 1940 |
Был открыт дом-музей его имени | 1893 |
Год смерти | 1840 |
Выпишите даты в хронологическом порядке и сложите их. Теперь разделите полученную сумму на 3 и отнимите 25. Ваш ответ годы жизни в Москве, время становления и расцвета таланта композитора ________________. Сосчитай, сколько ему было лет______________.
3
В
с
. Расшифруй город, где родился композитор?
К
о
и
н
к
т
4. Расшифруй название русской народной песни, тему которой он включил
в симфонию №4, прочитав его наоборот:
а л я о т с а з ё р е б е л о п о В
6. У композитора была няня. Назовите ее имя?
Фанни Дюрбах
Анна-Мария Пертль
Леди Макбет
Таким образом, с помощью технологии «квест» на уроке появится возможность уйти от привычных стереотипов организации урока. КВЕСТ учит детей планировать свою деятельность, работать в команде, считаться с чужим мнением, решать нестандартные проблемы. Преимуществом использования квест технологии является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников. Эта технология повышает интерес к предмету развивает способность логически мыслить. Многие скажут, что КВЕСТ — это тот самый урок – путешествие. Может быть. Но есть прекрасное высказывание нашего народа, о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Ведь главное результат: знания детей и их интерес к учебе. И КВЕСТ действительно помогает в достижении этой цели.
3