СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности. Коробков Д.А

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности. Коробков Д.А»











Тема: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности

обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной

деятельности».















Выполнил: учитель трудового обучения ОКОУ «Курская школа»

Коробков. Д.А.









г.Курск


Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник школы реализующей АООП, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определил следующие задачи:

-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.


В основе процесса развития творческих способностей лежат:

- формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;

- внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

- создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;

- постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности

Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально- волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.

Уже в школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

При работе над развитием творческих способностей. Я стал исследователем и экспериментатором, так как преобразовал учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

Приступая к работе над данной темой, я изучил работы выдающихся педагогов и психологов, познакомилась с результатами психолого-педагогических исследований П.Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З.Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогичесикх условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих качеств ученика.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практических умений и навыков, предусмотренными не только школьной программой, но и за ее рамками; участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески; возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности; формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Трудоемкость опыта заключается в пересмотре прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, нетрадиционной проработке содержания учебного материала, изменении окружающего мира, самого ученика, условий воспитания ребенка, во влечении всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, в оснащении материально-технической базы школы и время.

В качестве педагогических условий развития творческих способностей детей можно выделить развивающе- ориентационную среду и педагогическую поддержку.

Организация среды обеспечивается следующими условиями:

- создания ориентационного поля развития;

- обогащение среды, в которой происходит развитие одаренного ребенка, и как следствие, стимулирование его общего развития;

- возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;

- творческое участие ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;

- организация и самоорганизация деятельности ребенка.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей школьника может оказать:

         ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

         реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

         вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

         дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;

         экскурсии, наблюдения;

         творческие мастерские;

         тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей школьников через систему творческих заданий.

Школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:

-творческие игры, конкурсы;

-творческие конкурсы разного уровня;

-участие в кружках и секциях по интересам.

Большое значение для формирования интереса к участию в творческой интеллектуальной деятельности учащихся имеет демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость.

Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогом.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.












































Список литературы:

1.Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность школьников». Москва.- 1998 г.-№4.

2. АООП НОО для детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://fgosreestr.ru/

3. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

4. Зак А .З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г.

5. Хуторский А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

6. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4

7. Борзова В.А., Борзов А.А.«Развитие творческих способностей у детей». 1998 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!