СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие творческой одаренности учащихся во внеурочной деятельности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка доклада в конференции на тему "Развитие творческой одаренности учащихся во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие творческой одаренности учащихся во внеурочной деятельности"»

Развитие творческой одаренности учащихся во внеурочной деятельности.

Шидловская О.А., г.Воскресенск, МОУ «СОШ №9»

В условиях современного мира чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для

отдельной личности, но и для общества в целом.

Исследования, которые проходили в различных странах, показывают, что около 20-30% детей могут достигать высокого уровня интеллектуального и творческого развития. Ученые утверждают, что каждый 25-й ребенок России в будущем может стать гениальным специалистом в своей области – музыкантом, художником или писателем.

В связи с требованиями ФГОС в школах большое внимание уделяется внеурочной деятельности, где педагоги реализуют индивидуальный подход в малых учебных группах, выявляя среди них учащихся с нестандартными способностями, другими словами одаренных детей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности МОУ «СОШ №9» является работа с одарёнными детьми. Музыкальное воспитание является неотъемленной частью работы по формированию одаренной личности. Существенное место здесь занимают разнообразные формы внеклассной работы: организация хорового коллектива, проведение музыкальных праздников, викторин, утренников и концертов

Благодаря творчеству дети могут проявить себя. Выступления на сцене или участия в творческих конкурсах помогают им раскрыть свои чувства, эмоции, переживания, открыть в себе талант.

Быть успешным, видеть детей и их внутренний мир, понимать их эмоции и переживания мне помогает внеурочная деятельность «Мы танцуем и поем», которую я успешно реализую уже второй год. Мы занимаемся с детьми хореографической и вокальной работой, которые помогают выявить и развить творческий потенциал участников.

На своих занятиях внеурочной деятельности я имею возможность работать индивидуально с каждым ребенком, помогая ему самоопределиться. К каждому ребенку я стараюсь найти индивидуальный подход и выявить его творческие способности. Чтобы их раскрыть, я использую как традиционные, так и инновационные методы работы. Так же на своих занятиях я использую, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию, а также разработанный мной комплекс упражнений  в игровой форме, который помогает поддерживать интерес детей к творчеству и включает их в активную работу. Ведь игра – это универсальная возможность общения с воспитанниками, важное звено развития ребенка, инструмент воспитания внутреннего «Я». Она гарантирует эмоциональное удовлетворение, формирует физическое и духовное развитие, раскрывает детскую активность, самостоятельность, воображение, наполняет занятия сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так не заинтересован и раскрепощен как в игре. Все занятия полны творческими заданиями, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов.

В свои творческие занятия с детьми младшего школьного возраста я включаю пение. Для этого я использую игровое распевание, которое плавно перевожу в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений. На уроках танцев происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству.

 В процессе обучения я использую несколько методов. Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение. Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, я не работаю над каждым упражнением дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

         В работе с детьми я использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, зонты, шляпы, зонтики и т.д. Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

Так как я являюсь педагогом-организатором, я активно работаю с учащимися всей школы. Мне очень нравится моя профессия, этот вид деятельности мне близок и интересен. Я люблю работать с детьми, составлять сценарии, режиссировать мероприятия, концерты, совместно с учениками разучивать песни, стихи, танцы, готовить реквизит, участвовать в различных акциях, оформлять зал для праздников. Наблюдая за воспитательной  деятельностью, могу отметить, что все обучающиеся, какими бы они не были внешне, в душе все одинаковые и хотят, чтобы их понимали, относились к ним с добротой и внимательно выслушивали их точку зрения.

Мы с детьми ставим различные флеш-мобы и танцы, небольшие спектакли. «Масленица», «Посвящение в первоклассники», «ЮИД», «Прощание с букварем» – это те выступления, на которых дети раскрываются как актеры. Я даю им возможность самим выбрать роль.

Результатом моей работы является не только выступления на школьных мероприятиях, которые приурочены к каким-либо определённым праздникам «День Учителя», «Новый год» и т.д., но и участие детей в творческих конкурсах. Например, в 2017-2018 учебном году ученики 4 «А» класса стали участниками фестиваля-конкурса «Да, мечте-2017» с танцем «Мы маленькие дети»; танцевальный коллектив «Улыбка», состоящий из учащихся 4-х коррекционных классов 7 вида, участвовал в региональном конкурсе художественной самодеятельности среди обучающихся с ОВЗ Московской области в городе Мытищи, где заняли 3 место.

Дети с удовольствием посещают внеурочную деятельность. Они учатся общаться, выражать свои эмоции, таким образом, возникает обратная связь, которая приносит хорошие результаты. На мой взгляд большое значение, имеют выступления детей перед аудиторией. Они являются хорошим стимулом активизации деятельности коллектива. Количество выступлений должно быть разумно ограничено. Частые выступления могут отрицательно сказываться на их качестве, вести к небрежности исполнения. Выступление должно быть для детей радостью, праздником, к которому они добросовестно готовятся, которое венчает их труд.

К каждому ребенку я стараюсь найти индивидуальный подход и выявить его лучшие стороны. Постепенно дети раскрываются и развиваются. За год работы в школе, для себя я выявила некоторых одаренных детей и планирую в этом году принять участие с ними в различных творческих конкурсах. Ближайший внешкольный конкурс состоится в ноябре, где ученица 2 «А» класса раскроет себя в вокальном конкурсе.

Сейчас, я замечаю, что у детей среднего звена также есть интерес к творчеству, привлекая их к школьным мероприятиям (в роли ведущих, актеров), я стараюсь помочь им развить это творческое начало. Меня заинтересовал этот вид деятельности, поэтому в ближайшее время, мне бы хотелось попробовать себя в таком творческом направлении, как актерское мастерство. В ближайшее время я планирую поставить с детьми мюзикл и, возможно, выступить с ним на каком-либо конкурсе.

Система научно-методической работы школы способствует повышению профессионального мастерства педагогов через различные формы работы: методические объединения, творческие группы, семинары, педсоветы, конференции, самообразование, курсы повышения квалификации, слушание вебинаров, взаимопосещение уроков, обобщение опыта работы, творческие отчеты, мастер-классы. В школе разработаны критерии стимулирования педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми. В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Именно на таких педагогов я равняюсь.

Каждый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, которая требует грамотных действий талантливого педагога. Педагог, который работает с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, хорошо знающим свой предмет, постоянно занимающийся самообразованием, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.

Раскрытие одаренности детей является одной из важнейших задач для педагога и родителей. Ведь дети – это наше будущее! Одарённые дети – это стабильное будущее нашей страны!».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!