СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников» (в рамках работы по теме самообразования художественно-эстетического цикла)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств изучаемого объекта культурного наследия, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент, художественного вкуса. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников» (в рамках работы по теме самообразования художественно-эстетического цикла)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Основная школа № ….»











Доклад

«Развитие восприятия музыки как основы воспитания  музыкальной культуры школьников»

(в рамках работы по теме самообразования художественно-эстетического цикла)













Учитель музыкального искусства







Развитие восприятия музыки как основы воспитания  музыкальной культуры школьников

Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств изучаемого объекта культурного наследия, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент, художественного вкуса. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями.

Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высокоразвитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. В работе с детьми необходимо не просто развивать творческое воображение, но при этом учить культуре воплощения образов.

Искусство (в том числе и музыкальное) – это

  • Образное осмысление действительности;

  • Творчество, которое отражает интересующее не только самого автора, но и других людей;

  • Вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному;

  • Любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

Таким образом, искусство – это особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Виды искусства можно разделить на пространственные и временные.           К пространственным видам искусства относятся: живопись, графика, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура. Музыка, литература, театр, кино, радиоискусство, цирковое искусство принадлежат к временным (процессуальным) видам искусства. Способы и степень восприятия содержания произведений в разных видах искусства также различны. Если в пространственных видах искусства мы руководствуемся принципом «от общего к частному», то во временных - действует принцип «от частного – к общему».

Так, например, в живописи ведущим является визуальный канал восприятия предметного изображения, поэтому содержание достаточно точно просматривается и подкрепляется названием произведения. Содержание литературного произведения мы постигаем через  вербальный канал восприятия словесно конкретизированных смыслов, поэтому содержание предельно понятно читателю. В театре и кино – задействованы и вербальный, и визуальный, и аудиальный каналы восприятия, т.е. содержание произведения дается в готовой эмоциональной трактовке.

В музыке нет ни визуальной образности, ни вербальной содержательности, нет привычного восприятия мира. Феномен музыкального искусства в  том, что при её восприятии задействован только аудиальный канал. Это единственный вид искусства, в котором процесс восприятия идет от обратного: содержание музыкального произведения не осознается в привычном предметно-образном смысле, а лишь смутно улавливаются ощущения от прослушиваемого.

Феномен – это явление, данное в чувственном созерцании; это что-то необычное и удивительное; то, что трудно постичь; или по И.Канту «непознаваемая вещь-в-себе». Таким образом, музыка – это феномен культурного наследия, т.к. она уникальна и не вписывается в логику восприятия содержания остальных видов искусств.

Логика музыкального восприятия предполагает несколько этапов:

  1. Восприятие звуковых непредметных образов.

  2. Пробуждение эмоций определенных категорий.

  3. Перенос воображением эмоций в сферу жизненного опыта и наполнение субъективным содержанием.

Процесс восприятия музыки всегда опирается на эмоции; субъективный жизненный опыт; опыт слушательской культуры; опыт исполнительской культуры и практики; на теоретические познания в области музыкального искусства.

Формирование культуры восприятия музыки в некоторых случаях возможно через опору на логику восприятия других видов искусств. Так, музыку и живопись объединяет изобразительность, пейзажность, картинность, кадровость моментов, ассоциативность. В литературе и музыке действуют схожие принципы: программность, повествовательность, процессуальность, последовательность изложения сюжета через показ, завязку сюжета, его развитие, кульминацию и развязку (драматургию). Театральные приемы – зримость, эмоциональная выразительность интонаций также являются основными характеристиками и в музыке.

Все эти способы особенно эффективны в процессе восприятия «программной» инструментальной музыки (сопровождаемой словесным указанием), когда на первый план в музыкальном произведении выступают зримость образов и психологическая портретность, процессуальность и драматургическая выстроенность.

Музыкальное восприятие – это

  • способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление;

  • собственно процесс слушания и «слышания» музыки.

Воспринимать – значит научить слушателя переживать чувства и настроения, заложенные в музыке.

Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы:

  • принцип воспитывающего обучения;

  • научность и доступность осваиваемого материала;

  • наглядность при его преподнесении;

  • прочность знаний, умений, навыков;

  • активность музыкальной деятельности учащихся, их самостоятельность;

  • связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей.

Вместе с тем, в соответствии с особенностями школьного предмета «Музыка» методика музыкального воспитания выдвигает и свои принципы: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы. Они направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса и музыкальной культуры в целом.

Необходимость принципа единства эмоционального и сознательного обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также ее доступных выразительных средств.

Как известно, музыкальная культура школьника – это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

  • музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки),

  • музыкальная наблюдательность;

  • музыкальная образованность (овладение некоторыми видами музыкальной деятельности, приобретение знаний, опыта творческой деятельности);

  • сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

  • «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве;

  • наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, (критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям).

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного очень давно, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!