СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие традиционной культуры ногайцев на современном этапе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На страницах журнала учащиеся освещали следующие вопросы:                                    

1 страница – Приоритеты ногайской пищи;                                                                                

 2 страница – Народная медицина ногайцев;                                                                             

3 страница – Героический эпос;                                                                                                     

4 страница – Народные сказки;                                                                                                               

5 страница – оркестр народных инструментов;                                                                            

6 страница – Ногайский театр;                                                                                                           

7 страница – Хореографическое искусство («Айланай»).                                          

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие традиционной культуры ногайцев на современном этапе"»



Развитие традиционной культуры ногайцев на современном этапе

Учитель истории МКОУ «Ортатюбинская СОШ» Ногайского района Республики Дагестан Межитова С.Б.

Традиция – это совокупность обычаев, порядков, правил поведения, утвержденных в народе, то, что передается из поколения в поколение, нерегламентировано юридическими установками, но поддерживается силой общественного мнения. Много говорили и писали о развитии культуры, традиций и обычаев ногайского народа, созданы брошюры, где подробно описываются быт и культура народа. В школах Республики Дагестан придают большое значение в системе образования региональному компоненту «Культура и Традиции Народов Дагестана». В преподавании интереснейшего и крайне необходимого для школьников предмета, руководствуемся золотыми правилами этнопедагогики: «Без памяти исторической – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности - нет народа, как исторической личности. Органическое единство ногайского народа – это ценность особая, её нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни ощутить. Не чувствуется она до тех пор, пока есть, как воздух, но беда нам, если вдруг ощутим его нехватку. Учителя школ осуществляют на своих уроках воспитательные задачи по следующей проблеме: «Воспитание учащихся на бесценных духовных традициях наших предков». Результатом систематической работы с учащимися по воспитанию духовности является то, что выпускники нашей школы занимают достойное место в жизни, среди школьников нет детей с отклоняющимися поведением. Уроки дополняем различными внеклассными мероприятиями. Стало традицией после завершения изучения больших тематических разделов проводить конкурсы, игры, спектакли на такие темы, как «Национальные блюда», «Народные традиции», «Приветствия народа», «Бабушкин сундук», «История семьи», «Национальный герой». При проведении семинара среди учителей района был демонстрирован устный журнал на тему: «Материальная и духовная культура ногайцев». На страницах журнала учащиеся освещали следующие вопросы: 1 страница – Приоритеты ногайской пищи; 2 страница – Народная медицина ногайцев; 3 страница – Героический эпос; 4 страница – Народные сказки; 5 страница – оркестр народных инструментов; 6 страница – Ногайский театр; 7 страница – Хореографическое искусство («Айланай»). Все это приобщает к прошлому, способствует укреплению связи поколений, сохраняет нити, связывающие прошлое и настоящее. Конечно, жизнь не стоит на месте, она неумолимо течет. Меняемся и мы, люди 21 века, но мы любой ценой должны сохранить все лучшее, что выработано нашей духовной историей – нравы, обычаи, нормы взаимоотношений. Настоящее всегда опирается на прошлое, строится на его основе. Как известно, многие традиции ногайского народа в частности, такие, как, почитание родителей, уважение старших, взаимопонимание, гостеприимство, приветствие берут свое начало в глубокой древности. Изучая традиции и обычаи мы, учителя, готовим их к жизни, правильному поведению в различных ситуациях. Старые обычаи, народный фольклор таит в себе высоконравственные житейские наставления – быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, любить свой дом, аул, могилы предков. Наши предки умели многое такое, чего нам не понять и не суметь, а многое, к сожалению, не вернуть. Не могу не остановиться на роли пословиц и поговорки, которыми сопровождаются уроки КТНД. Это такое богатство, такая мудрость. В пословицах и поговорках заключен вековой опыт народа, они носят поучительный характер. Например, «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтра», «Эриншектинъ эртенгиси коьп». В пословицах отражены мысли и чувства народа, его мнение о жизни, об отношении к труду. В них ценятся ум, честь, доброта, осуждается лень, скупость, зазнайство, болтливость. С учащимися мы часто пишем эссе по пословицам и поговоркам, где они раскрывают смысл пословиц, примеряют их к себе, учатся жить правильно. Часто проводим дискуссии на разнообразные темы под общим названием «Прежде и теперь».

Важным элементом духовной культуры является намус – честь и совесть, порядочность людей. Сюда входит много понятий: моральный облик, скромность гуманизм, любовь к природе, уважение к старшим. По своей значимости и влиянию на воспитание детей большое место в общественном быту занимал институт аталычества. Некоторые родители отдавали детей на воспитание в семью родственника. Мальчик рос там до совершеннолетия, девочка – до замужества. Главным лицом в семье для детей является отец. Он несет ответственность перед тухумом и джамаатом за нравственный облик семьи. Считалось крайне безнравственным, если допускались случаи непослушания отца и всех старших. В народе говорят: «Дерево держится корнями, а человек – тухумом». Каждый род обычно имел свои обычаи и традиции, регламентирующие поступки людей, поведение каждого члена тухума находилось под строгим контролем. Имелись особо уважаемые, авторитетные люди, указания которых выполнялись безоговорочно. Отступления от общепринятых норм морали, нарушения дисциплины решительно пресекались. В настоящее время многие родители не уделяют должного внимания воспитанию детей и молодежи, следует серьезно подумать над проблемами изучения и возрождения тухумных традиций. Есть в них много полезного и ценного. Сущность отношений гостеприимства ярко отражены в пословицах и поговорках. «Гость, даже молодой, старше твоего отца», «Конак атанънан уьйкен». В современных условиях, когда ослабились отношения между людьми, большую роль в воспитании новых поколений призвано играть возрождение традиций, обычаев народов, служащих основой формирования культуры межнациональных отношений, способствующих становлению дружбы и сотрудничества между представителями различных национальностей, конфессий и культур. Истина гласит: забота о прошлом – это есть забота о будущем. Чтобы сохранить нравственные ценности седой старины, мы должны их хорошо знать, больше быть с народом, общаться со старожилами пока они живы, пройтись по могилам предков. Ведь уважая свои собственные традиции, мы научимся чтить и чужие, что не менее важно в нашем многонациональном государстве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!