СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Роль бурятских народных игр в физическом и нравственном воспитании: история и современность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развития национальных игр в бурятской культуре

У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была общая древняя культура, своими корнями уходящая в центрально - азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. В традиционной культуре бурят отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный или психологический склад мышления.  Из глубины веков дошли до нас народные игры, которые были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа.  Среди большого количества игр, имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению.  Это такие игры, как «hойр надан» (глухариная игра), «баабгайн наадан» (медвежья игра) и другие, отразившие явления жизни бурятских племен, характерные для периода охоты и собирательства, когда человек жил присваиванием готовых продуктов природы.  В этих играх воспроизводятся характерные повадки животных и птиц, как домашних, так и диких.  Некоторые игры и развлечения бурят изображали бытовые сценки, диалоги.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль бурятских народных игр в физическом и нравственном воспитании: история и современность"»






Доклад: «Роль бурятских народных игр в физическом и нравственном воспитании: история и современность» 

Выполнила

Воспитатель: Дылыкова Т.Д-Д.

 

 

История развития национальных игр в бурятской культуре

У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была общая древняя культура, своими корнями уходящая в центрально - азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. В традиционной культуре бурят отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный или психологический склад мышления.  Из глубины веков дошли до нас народные игры, которые были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа.  Среди большого количества игр, имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению.  Это такие игры, как «hойр надан» (глухариная игра), «баабгайн наадан» (медвежья игра) и другие, отразившие явления жизни бурятских племен, характерные для периода охоты и собирательства, когда человек жил присваиванием готовых продуктов природы.  В этих играх воспроизводятся характерные повадки животных и птиц, как домашних, так и диких.  Некоторые игры и развлечения бурят изображали бытовые сценки, диалоги.  

С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии много десятков веков назад.  Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во время Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а фигуры состояли из живых людей, слонов и коней.


Значение национальных игр в бурятской культуре.

 Игра сопровождает человека с колыбели. Давно стало расхожим изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Бурятские игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения - качеств, необходимых кочевнику – скотоводу. Все игры тесно связаны с особенностями истории народа и с природными условиями республики. Они способствуют их физическому развитию, развитию инициативы, первоначальных навыков и  элементов трудовых процессов, приучают их к коллективизму и наблюдательности, стремлению к учебе, к желанию получить хорошую физическую форму, профессию, учат навыкам общения со сверстниками, вносят в жизнь детей много нового, полезного и интересного.

Значение игр в формировании личности остается важным во все времена,  через них сохраняются корни народа и не разрывается связь времен и поколений.


Виды национальных игр

Бурятские национальные игры можно предположительно разделить на следующие виды:

  • игры физического развития;

  • познавательные игры;

  • художественные игры;

  • предметно-трудовые игры;

  • игры социально-нравственной ориентации;

  • массово-организационные;

  • игры отношений;

  • игры самоопределения и самоутверждения личности.


Виды национальных игр

Наиболее известные национальные игры наших предков это:

«Габшагай хубуун», «Шагай наадан», «Хоргодоон боргодоон», «hурагшад», «Урилдаан», «Саhанай наадан», «Мэргэн буудалга», «Дали ниидэлгэ», «Загаhашад», «Тетерин наадан», «Эрын гурюан наадан», «Бухэ барилдаан», «Баабси», «Шоно батарбаганууд», «Зоска», «Хатар Морин», «Суур харбалга»

Настольные игры:

 -«Шагай надан» (Бабки- лодыжки)-пять разновидностей;

-«hурагшад»;

-«Мори урилдаан»;

-«Шаагай таалсалга»,

-«Шагай шyyрэлгэ»


Шагай наадан

Эта игра является отражением основного занятия народа – скотоводства,  поэтому бараньи кости означают пять видов животных: 1) «Хонхо» (с выемкой) упавшие вогнутой стороной вверх – это козел. 2) «Бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – козел. 3) «Морин» (конь), упавшие набок ровной стороной - лошадка. 4) «Ухэр» (крупный скот), упавшие набок резной стороной – бычок. 5) «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении – верблюд. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе. Перемешивание в руках косточек развивает мелкую моторику пальцев, координацию движений, меткость.


Игра «Шоно ба хурьгад» в переводе «Волк и ягнята»

Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», — говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их. Правила игры: - ягнята держатся друг за друга и за овцу; - волк может ловить только последнего ягненка; - ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы; - волку нельзя отталкивать овцу. Эта игра развивает мышечную систему, ловкость, быстроту, способствует развитию коммуникативных навыков.  


Игра «Зун, утаhан, зангилаа» переводится «Иголка, нитка и узелок»

Суть игры. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры: - иголка, нитка, узелок держатся за руки; - их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг. Игра дает физические нагрузки ( особенно при большом количестве игроков), развивает физическую форму, скорость движений.


Игра «Модо бэдэрхэ» с перевода «Ищем палочку»

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных. Правила игры: осаленный должен быстро передать палочку. Игра связана с бегом, т. е это спорт, скорость ,а так же развивает слух и внимание.


Игра «Хурэг адуун» переводится «Табун».

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры: - волк может разрывать круг; - пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово. Игра очень активная, требует концентрации внимания, быстроты.


Традиционные игры бурят в наши дни

Изменились в советское время народные игры бурят.  Наряду с широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали лучшие из традиционных народных игр. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр.  Например, игра «Слепая баба» (Хохор хамга-шаалга») носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней.  Играющие убегали от «слепой бабы», как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл утрачен и получилась веселая детская игра типа «Жмурок».  Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе  и многие из них сохраняют самобытные черты, но многие из них теряются в культурно-досуговом  многообразии современного общества и это надо понимать как объективный процесс. А такие виды спорта и игры как бурятская национальная борьба (бухэ барилдан), стрельба из лука (суур харбалган), шагай надан  очень  популярны и в настоящеетвремя. И можно надеяться, что при нынешнем росте интереса к этнической культуре народов, эти игры  будут по- настоящему  востребованы на протяжении еще многих лет.  


Заключение.

Народные игры бурят носят самобытный характер. Одни игры, обогатившись содержанием, имеют широкое распространение в наше время, а другие, имевшие в прошлом ритуальный характер, в связи с ходом истории сами по себе утратили свое значение и перестали пользоваться популярностью среди населения.

Игра, будучи категорией вечной и абсолютной, в связи с развитием общества меняет свое содержание и форму. Она, являясь составной частью народной культуры, питает ум и душу человека. Они имеют важное значение в физическом развитии детей и молодежи, большая часть проводится на свежем воздухе, носят спортивный характер, связаны с бегом, дают большие физические нагрузки, развивают скорость, выносливость, ловкость. Почти все игры имеют воспитательное значение. История доказывает, что игровые сюжеты и народные виды спорта являются важным фактором формирования в молодом человеке хорошей физической формы, стремлению к победе, здоровый соревновательный дух, выносливости, стойкости и  таких коммуникативных навыков, как умение работать в группе, строить конструктивные отношения с окружающими, честно конкурировать, воспитывает такие качества как умение дружить, сопереживать, чувство локтя, мужество и  коллективизм.

К сожалению, под влиянием различных культур и проведением новых игр и развлечений в детских садах и школах уходят в прошлое игры, бытовавшие среди бурят в недалеком прошлом и содержащий в себе огромный воспитательный потенциал. Данная проблема требует более глубокого изучения. Хотя имеются сборники с описанием некоторых традиционных народных игр, бытующих среди бурят, нет учебного пособия по использованию данного вида величайшего чуда из чудес народной игры


Использованная литература:

  1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах, 2008

  2. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ: Издательство «Улзы», 2001.

  3. Буряты. Традиции и культура. – Улан-Удэ: Соёл Паблишерз, 1995.

  4. Бурятские народные игры. Хамгушкеев Н.Н., Балдаев К.В., Сагалеев А.С., 2011

 






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!