СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Роль учебных предметов (трудовое обучение, музыкальное и изобразительное искусства) в профессиональном самоопределении и социальном становлении личности обучающихся»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как же мы, педагоги, можем помочь ребенку в его будущем профессиональном самоопределении?

Безусловно, в условиях общеобразовательной школы, ребенок получает определенные навыки, приобретает важные качества для дальнейшей жизни. Система образования предоставляет более широкие возможности для развития способностей каждого человека, формирования и развития его личности.

Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы и социального становления личности  школьников  принадлежит учителю .

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль учебных предметов (трудовое обучение, музыкальное и изобразительное искусства) в профессиональном самоопределении и социальном становлении личности обучающихся»»

Доклад

«Роль учебных предметов (трудовое обучение, музыкальное и изобразительное искусства) в профессиональном самоопределении и социальном становлении личности обучающихся»



Выбор профессии – важнейший этап в жизни каждого человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Выбирать профессии можно по разным критериям. Кто-то стремится выбрать профессию, которая позволит больше зарабатывать, кому-то ближе выбор профессии исходя из своих интересов и увлечений.

На первый взгляд, словосочетание «выбор профессии» указывает на принятое однажды решение, событие. Но в действительности это не совсем точно. Размышляя о профессиональном будущем, человек осуществляет мысленное движение от себя сегодняшнего к себе в будущем. Выбор профессии – это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств. Их можно разделить на четыре группы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего, склонности (интересы к определенным видам деятельности, пожелания), способности и актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии.

Индивидуальные различия между людьми очень велики. Каждая профессия предъявляет к человеку определённые требования, которые вытекают из её содержания и специфики. Известно, что люди, не имеющие данных к выбранной области деятельности, не только овладевают ею с большим трудом, но и показывают худшие результаты, чаще допускают ошибки в процессе своей работы.

Успешность или неуспешность человека в профессиональной деятельности во многом обоснована соответствием его характеру, наличием у него определенных личностных качеств. Однако, существуют определенные качества характера, которые помогают стать успешным в любой профессии. Такие, как: целеустремленность, творческая активность, гибкость мышления, умение распределять внимание, обладание навыками самопрезентации и умение выступать на публике.

В государственном образовательном стандарте основного общего образования в разделе I в п.1.10 сказано о том, что стандарт ориентирован на становление и формирование личностных характеристик выпускника организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам основного общего образования:

- ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества, государства и природы.



Как же мы, педагоги, можем помочь ребенку в его будущем профессиональном самоопределении?

Безусловно, в условиях общеобразовательной школы, ребенок получает определенные навыки, приобретает важные качества для дальнейшей жизни. Система образования предоставляет более широкие возможности для развития способностей каждого человека, формирования и развития его личности.

Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы и социального становления личности школьников принадлежит учителю .

Уже в начальных классах на всех предметах мы начинаем знакомить школьников с ремёслами и профессиями, говорим о их особенностях описываем действия и манипуляции производимые тем или иным специалистами. Т.е. в 1-4 классах дети проходят I этап профессионального самоопределения (пропедевтический) – формирование позитивного отношения к труду и начальных трудовых навыков.

Далее следует II этап в 5-7 классах – (ориентировочный) формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности в различные виды полезной деятельности.

Ну, и в 8-9 классах наступает III этап (поисково-зондирующий) – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

Поговорим о роли трудового обучения, музыкального и изобразительного искусств (о творческих предметах) в профессиональном самоопределении и социальном становлении личности обучающихся.

Музыкальное воспитание детей направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Задачами музыкальной образовательно-воспитательной деятельности является не столько профессионально-ориентированное обучение, сколько развитие личностного потенциала ребенка, воспитание у него интереса к саморазвитию и творчеству. Таким образом, учебная деятельность по музыкальному воспитанию детей становится источником их внутреннего развития, формирования их творческих способностей и личностных качеств. Хочется отметить, что наличие у учащихся таких качеств, как гибкость мышления, упорство, ответственность, организованность, умение выступать перед публикой, воспитывающиеся на музыкальных занятиях открывают широкие возможности для успешной реализации в любой профессии. Таким образом, музыкальное воспитание способствует развитию конкурентоспособной личности, что является одной из главных задач образования на современном этапе.

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках и во внеурочное время целесообразно знакомить школьников с различными видами изобразительного искусства и профессиями, связанными с этим видом деятельности, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, консультировать учащихся по вопросам связанных с продолжением образования и трудоустройством.
Данная цель достигается через личностно -ориентированный подход к ученику, развивающее обучение личности.
Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Считаю, что личностно ориентированный подход – одно из обязательных условий успеха формирования профессиональной мотивации школьника в процессе обучения. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества и развитие профессионального мышления.
Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые люди, которые занимались творчеством еще в школе, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.

В процессе обучения творчеству формируется потребность в саморазвитии, профессиональному мышлению, смелости мысли, стремлению к самоутверждению, что обеспечивает обучающимся в будущем возможность реализовать себя при работе в новых социально-экономических условиях.

Главная задача - не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы. Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства. Профориентация - помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений.

Со средними и старшими школьниками, исходя из тематики включаются задания практического плана:
- эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;
- пейзаж современного города, города будущего;
- эскиз макияжа, причёски, одежды;
- эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п.

при условии, что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д.
Такая работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.
Уроки, которые я провожу, носят художественную направленность. С точки зрения психологии для того, чтобы ребенок запомнил материал его нужно заинтересовать, вызвать эмоции, как правило, мы помним то, что взволновало, пусть даже это отрицательные эмоции. Разнообразие форм, методов, приемов, средств, позволяет проводить уроки, на которых дети с большим интересом и успехом выполняют творческие работы.

Учащиеся с большим желанием занимаются различными видами деятельности. Мои ученики независимо от темы и материала самостоятельно решают, как правило, что они будут рисовать и какими средствами будет достигнута задача. Четко зная и понимая, что должны за урок выполнить учащиеся, они обязательно это сделают, так как задачу осознали, сами поставили себе, понимают для чего. Почти всегда учащиеся могут оценить свою проделанную работу и работу других учеников.

Изображая что-либо, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и подмечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником-неумехой. Но и не всякий, хорошо рисующий ребенок, выберет профессию художника, но всякий станет творческой личностью, то есть приобретет умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме. Я убеждена, что нет людей бесталанных — есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребенку обнаружить свои способности-наша задача. Сейчас актуальна тема по одарённости. И я мелкими шагами двигаюсь в художественном направлении. Талантливых детей очень много. Но они не устойчивы и этому есть ряд причин. Мною выявлены пока только две одаренные девочки – Моисеева Дарья и Корнеева София.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Художественная одарённость. Портрет творчески одаренного ребенка

  • Сильно впечатлителен

  • Способен всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечает необычное, красивое и запоминает надолго

  • Ребенок активен, стремится к творческому поиску.

  • Имеет пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу его интересов.

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

  • Предлагает много идей, решений, ответов на вопросы.

  • Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразо­ванием, улучшением общества, предметов.

  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

  • Не конфликтен, не боится отличиться от других.

  •  Отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения.

Цель индивидуального плана:

раннее выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей;

гармонизация и развитие творчески одаренного ребенка

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена творческой одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления творчески одаренных детей в ходе воспитательно - образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженными художественными способностями;

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженными художественными способностями.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с творчески одаренными детьми.

6.Создание художественно-развивающей среды, материально-технической базы и прочих условий.

Для детей с признаками одаренности выбираются следующие направления:

  • Развитие и совершенствование художественных способностей;

  • Совершенствование навыков рисования посредством введения различных техник рисования, как традиционных, так и нетрадиционных;

  • Знакомство с произведениями искусства известных художников для расширения кругозора ребенка, развития эстетического вкуса.

Формы и методы работы:

  • кружок;

  • студия;

  • индивидуальная работа;

  • творческая мастерская;

  • картинная галерея;

  • Игры- упражнения на развитие художественных способностей

  • Дидактические игры;

  • Просмотр и обсуждение произведений искусства;

  • Подготовка к конкурсам;

  • Организация мастер-классов в рамках мероприятий с родителями;

  • Индивидуальные консультации для родителей;

  • Совместное проведение мастер-классов для родителей;

Ожидаемые результаты:

Итоговая диагностика.

Результативное участие ребенка в мероприятиях различного уровня.

Проведение выставок, с участием работ одаренных детей



























План работы с одаренными детьми

по изобразительному искусству

на 2018-2019 учебный год

Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностике интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению.

Задачи: предусматривать степень и методы самораскрытия одарённых обучающихся, создать комфортные условия для умственного, эмоционального, социального развития учеников; помочь удовлетворить потребности одарённых детей в новой информации.

п\п

Сроки

Мероприятия

Примечание

Сентябрь

1




Сентябрь


Разработка индивидуального маршрута работы с одаренными детьми на 2017/2018 учебный год, составление базы данных детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению изобразительного искусства.


2


В течение года

Проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми.


3

В течение года

Создание банка нестандартных заданий по ИЗО.


4

В течение года


Проведение мониторинга уровня компетентного владения навыками ИЗО.


5

24 сентября

Конкурс детского творчества «Голубь мира»


6

В течение месяца

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Октябрь

1

Октябрь

Оформление зала ко Дню Учителя.


2

В течении месяца

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Ноябрь

1

Ноябрь

Участие в школьной неделе по ИЗО и искусству.


2


Согласно графика


Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми


3

16 ноября

Участие в Фестивале детского творчества «Наш общий дом – Донбасс»


4


Согласно дате проведения

Подготовка к тематической выставке и оформление зала ко Дню Матери.


5

Согласно дате проведения

Участие в Акции «Убережем землю от мусора»


6

В течении месяца

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Декабрь

1



Декабрь



Вовлечение учащихся в проведение мероприятий, посвящённых Дню Святого Николая«День святого Николая в сердце лаской замирает» и Новогодних утренников.


2


Согласно графика


Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми.


3

Согласно дате проведения

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Январь

1

Январь

Оформление плакатов «Празднование Святок на Руси!»



2

Согласно графика

Индивидуальные консультации с одаренными детьми



3


Согласно дате проведения

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Февраль

1

Февраль

Индивидуальные консультации с одаренными детьми


2


Согласно дате проведения

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


3

В канун праздника

Оформление зала ко Дню защитника Отечества.


Март

1

Март

Индивидуальные консультации с одаренными детьми


2

В канун праздника

Оформление зала к 8 Марта.


3


Согласно дате проведения

Участие в конкурс рисунков «Безопасная школа»


4

В течении месяца

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Апрель

1

Согласно графика

Индивидуальные консультации с одаренными детьми


2


Согласно дате проведения

Выпуск экологической газеты «Родники Ясиновки»


3



12 апреля



День космонавтики:

-конкурс-выставка плакатов «Наша Вселенная»;

-конкурс-выставка рисунков «Смотрю в небо звёздное»


4

22 апреля

День Земли - выступление агитбригад «Что мы сделали с миром? Смотри! На кричащую Землю от боли внутри…»


5

В течении месяца

Участие в Республиканских и городских конкурсах.


Май

1

Согласно графика

Индивидуальные консультации с одаренными детьми


2


Согласно дате проведения

Оформление плакатов «Лица Победы»


4


Согласно дате проведения

Оформление выставки газет, посвященных Дню Победы


5

Итоговое заседание ШМО

Творческий отчёт учителя о работе с одарёнными детьми на заседании ШМО учителей предметов художественно-эстетического цикла.




Список одаренных детей

на 2018-2019 учебный год



Ф.И. учащегося

класс

1


5

2

Моисеева Дарья

6

3


7

4

Корнеева София

8



Индивидуальный маршрут

работы с одарёнными детьми

Освоение нетрадиционных техник рисования

Знания, умения, навыки

Класс

Ф.И. ученика

1

Развитие творческой одаренности детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Расширение знаний по ИЗО, активизация употребления в речи изученных и новых понятий и терминов, совершенствование языковой компетенции, навыков ИЗО.

5



6


Моисеева Дарья

7



8


Корнеева София



Перспективный план работы с одаренным ребенком


Форма проведения, тема

Игра «Знакомство с чудо- помощниками»

Изобразительная грамота «Знакомство с пейзажем»

Задание - упражнение «Творим без кисточки»

Лепка «Несуществующее животное»

Рисование ватными палочками «Волшебные узоры»

Коллаж «Моя 7я»

Занятие- знакомство «Кляксографией»

Рисунок в технике пластилинография «За окном», выставка «Юный художник»

Изобразительная грамота «Великие художники»

Творческое задание-создание открытки к празднику в технике Граттаж

Детское проектирование «Мир вокруг нас» (использование смешанных техник)












На уроках трудового обучения учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуя себя в труде (практические работы и творческие проекты). Именно поэтому перед учителем трудового обучения стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознания интереса к будущей профессии, которое подкрепляется участием учащихся в разработке творческих проектов. Процесс разработки творческих проектов знакомит учащихся с основами производства, способствует совершенствованию технологических навыков и даёт возможность ознакомления с некоторыми производственными процессами.

В процессе работы я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и умениями. К ним относятся практические работы, самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчеты, решения производственных и творческих задач и непосредственно общественно полезный труд.

В работе учителя трудового обучения можно выделить следующие направления:

Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народными хозяйства, профессиями и специальностями;

Профессиональное воспитание – формирование у школьной молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

Профессиональная активизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

Педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Таким образом, учитель трудового обучения значительно повышает эффективность профориентационной работы, создает прочный фундамент для профессионального самоопределения учащихся.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие — появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Так, при изучении 4 раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе учащиеся узнают, что процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить - пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий, но основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань. Изготавливают ткань путем переплетения нитей на ткацких станках, на которых работают ткачи. При изучении темы «Моделирование юбок» учащимся сообщается, что изменение формы деталей одежды и их художественное оформление выполняются путем моделирования. Это разработка эскизного проекта изделия с изготовлением его образца. Занимается моделированием одежды художник-модельер. Он должен знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, а также законы гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела. Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива изделия. Оператор швейного оборудования выполнит швейные операции. При изучении раздела программы «Растениеводство» учащиеся знакомятся с профессиями сельского хозяйства: это овощевод, садовод, механизатор, ландшафтный дизайнер и многие другие.

Изучая раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» обучающиеся знакомятся с технологий создания изделий из дерева и металла. Изучают элементы машиноведения (строение и функции деревообрабатывающего и металлообрабатывающего станков). Дети знакомятся с профессиями этого труда. В конце каждого раздела предусмотрена профессиональная ориентация на рабочие профессии.

Самый любимый раздел- это «Декоративно-прикладное творчество. Творческий проект». Работая над проектной деятельностью ребята с высокой активностью выполняют творческие задания.

Очень важное место в программе учебного предмета для учащихся 8-9 классов занимает раздел «Профориентация». Основная цель - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

Содержание модуля «Технология и отделка одежды» предусматривает ознакомление учащихся 9 классов с разными видами отделки одежды, которое по праву можно считать работой дизайнера одежды.

Кроме того, школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий.

На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества.

Вывод. Профориентационная работа на уроках трудового обучения, изобразительного и музыкального искусств достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает детям определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!