СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Русский язык и литература в условиях МКШ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша школа имеет совмещенные класс – комплекты. Именно в школе данного типа сконцентрированы основные проблемы МКШ. Особенностью преподавания в данной школе являются занятия с двумя классами одновременно. Учитель русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть  специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Русский язык и литература в условиях МКШ»»

Доклад «Русский язык и литература в условиях МКШ»

Наша школа имеет совмещенные класс – комплекты. Именно в школе данного типа сконцентрированы основные проблемы МКШ. Особенностью преподавания в данной школе являются занятия с двумя классами одновременно. Учитель русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.

1. Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала.

2. Для развития речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов.

3. В системе использовать метод воздействия на ученика через других учащихся.

4. Улучшать качество организации самостоятельной работы при помощи введения КСО.

5. Учить различным способом работы с учебником, учебными пособиями.

6. В системе использовать уровневую дифференциацию, при которой задания для всех дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования, задания для каждого – с учетом индивидуальных способностей ученика, для учеников разной подготовленности – групповые задания.

Основная форма обучения русскому языку и литературе в МКШ – это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся, на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения.

Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании

учебного процесса по русскому языку и литературе поможет технология

разноуровневой дифференциации, в основе которой – распределение

заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости

от развития учащихся, индивидуального темпа работы.

При индивидуальной форме обучения наиболее эффективны в

использовании различные виды самостоятельной работы, например:

работа учеников с книгой, которая должна быть систематической;

изучение материала блоками;

работа по листам самоконтроля.

Важно обучать школьников схематически представлять новую информацию. Этот навык значительно способствует повышению уровня знаний учащихся.

При проведении самостоятельной работы важно соблюдать следующие требования:

- дать четкую формулировку цели работы;

- определить объем содержания задания и точно сформулировать его;

- выделить на уроке время, необходимое и достаточное для выполнения

данной работы;

- после выполнения задания проверить результаты самостоятельной работы.

Использование инструктивных карт по выполнению самостоятельной работы учащихся значительно повышают уровень овладения общеучебными и предметными умениями. Активизирует мыслительную деятельность школьников обсуждение инструктивных карт с учащимися, совместное составление таковых по проблемным темам.

Считаю, что «вертикальная» интеграция является рациональным способом организации учебного процесса по русскому языку и литературе в малочисленных классах. Например, в классе-комплекте

С 5-7 класс

р 1.Русский язык

е 2.Литература

д и т.д.

а


Учитель в данном случае сосредоточен на одном предмете, больше отводит времени на устную беседу с учащимися обоих классов, тщательно организует самостоятельную работу и руководит ею, дает своевременные пояснения к ней, конкретизирует индивидуальную работу.

Групповую работу целесообразнее применять при проверке (взаимопроверке) знаний.

Учение становится более эффективным, если самостоятельную деятельность учащихся сделать преимущественной.

Задача учителя – соотнести свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.

С данной целью четко расписываю алгоритмы учебных действий школьника, готовлю разноуровневые дифференцированные задания,

составляю комплекты тестов, карточки само- и взаимопроверки, само- и взаимоконтроля, графы с критериями оценок для учащихся.

Важно выдерживать временное соотнесение различных этапов урока при «вертикальной» интеграции построения программ по русскому языку и литературы.

Так на уроке совершенствования знаний, умений и навыков


1.Организационный момент 2 мин.


II. Подготовка учащихся к усвоению 3 мин.

материала.

III. Проверка домашнего задания.

Самоконтроль по инструктивной карте 5 мин

IV.Усвоение учениками нового материала.


Индивидуальная работа с учащимися по учебнику,

раздаточному материалу.

Самостоятельная работа по составлению рассказов,

контрольных вопросов. 7 мин.

V. Закрепление нового материала.

Выполнение упражнений, анализ

текста учебника, тестирование 15 мин.

VI.Проверка уровня усвоения нового материала. 10 мин.

Работа над ошибками

VI1.Домашнее задание. 3 мин.


В условиях малокомплектной школы при подготовке к восприятию нового материала должна доминировать индивидуальная самостоятельная работа учащегося: работа с учебником, наблюдения за языковыми явлениями по таблице с записью результатов наблюдения, рассматривание картин с определенным заданием и т.д. Наблюдение и анализ учебного материала начинаются разъяснениями учителя, в котором указывается цели, задания и приемы его выполнения.

Далее функции учителя, выражающиеся в стремлении обратить внимание учащегося на необходимые для вывода факты, явления, закономерности, в подведении с помощью вопросов к умозаключению, принимают на себя указания, вопросы, предложения, заранее подготовленные и записанные учителем на доске.

Проверочные письменные работы целесообразно проводить в одно время в обоих классах, диктанты или изложения – раздельно.

При обучении орфографии наиболее эффективны два главных метода: списывание и диктант.

Так при проведении предупредительного диктанта учитель предлагает выполнить какое-то задание и «продиктовать» на это правило свои примеры; можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует данное время для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, учащиеся записывают их.

Организационная сущность однопредметного урока, распространенного в условиях вертикальной интеграции, выражается в умелом сочетании индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися с самостоятельной деятельностью школьников, фронтальной работы в обоих классах с обучением отдельного класса.

Задача учителя – в дидактически грамотном соотнесении режимов деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке.

При линейном способе построения программ за один урок изучается новая тема, закрепляется и обобщается. На каждом уроке каждый класс знакомится с новой темой.

В данном случае качества знаний по русскому языку и литературе можно достичь при условии, если 50% всего времени на уроке в каждом классе расписать по алгоритму как самостоятельную работу учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!