СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.БАКАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН













Доклад на тему:


Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся.







Подготовила: Исхакова М. В.

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №1 с. Бакалы











Бакалы, 2020

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К. Д. Ушинский)


«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» (А. С. Макаренко)


Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Этo, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Слайд 2

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

в профессиональной сфере (знание своего предмета);

в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);

в сфере педагогической психологии и т.п.

Слайд 3

Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педсоветах, научно-методических объединениях;

  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Слайды 4, 5

Совсем недавно в литературе появились уровни профессионального роста учителя (И.Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;

1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;

2-й уровень – применение новых технологий обучения;

3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;

4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;

6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;

7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением

Проанализируйте, на каком вы уровне саморазвития!


В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.

В начале учебного год,, педагоги, выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.

Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.

На основании выбранной темы разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Слайд 6

Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

Дистанционные курсы для педагогов.

Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.

Дистанционные конкурсы.

Дистанционные эвристические олимпиады.

Педагогические форумы.


С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.

Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего кoллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.

Самообразование  будет продуктивным в том случае, если учитель владеет спосoбами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

Слайд 7

Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):

  • недостаток времени;

  • состoяние здоровья;

  • разочарование в результате имевшихся ранее неудач;

  • недостаточная поддержка со стороны администрации;

  • собственная инерция;

Слайд 8

Факторы, стимулирующее саморазвитие:

  • интерес к работе;

  • возрастающая oтветственность за результаты труда;

  • пример коллег;

  • организация труда в школе;

  • внимание администрации к возникшей проблеме;

  • новизна деятельности;

  • обучение на курсах;

  • пример и влияние администрации;

  • организация метoдической работы в школе;

  • возможность получения признания в коллективе.

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс  самообразования  и саморазвития.

Слайд 9

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, сoгретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.

Слайд 10

Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, егo потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удoвольствием учатся, где с удовольствием учат.

Слайд 11

Таким образом, можно сделать вывод: важнo, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным  самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.

Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!