СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Символ России-самовар"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена одному из  негласных символов – русскому самовару. Можно ли считать самовар – национальным символом русского гостеприимства..

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Символ России-самовар"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»


Проект

«Символ России - самовар»

Выполнила: Минакова Маргарита Алексеевна

ученица 4 «в» класса

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №13»

Руководитель: Цовма Инна Александровна

учитель начальных классов


г. Железногорск

2017 г.



Содержание

1.Актуальность темы проекта.

2.Основная часть исследования.

2.1.История возникновения самовара на Руси.

2.2. Форма, виды, классификация и устройство самоваров.

2.3. В мире “самоварных” профессий.

2.4. О чем звенит самовар.

2.5. Семейная традиция чаепития.

2.6.Самовар в искусстве.

2.7. Музеи самоваров.

3.Практическая часть.

4.Заключение.

5.Список литературы, ссылки интернета.

6.Приложение: презентация к работе.



















1.Актуальность темы проекта.

Россия – наша Родина. Каждое государство имеет свои главные символы: гимн, герб, флаг. Условные знаки или изображения имеют для человека важное значение. Но, кроме главных символов, есть еще и негласные символы. Это белая березка, матрёшка, колокольный звон, красавец - самовар. Свою работу я посвятила одному из таких негласных символов – русскому самовару неслучайно. Ни один иностранец не может понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Я всегда задавала вопрос себе и взрослым, как история самовара связана с историей России, русского быта.

Основополагающий вопрос исследования: действительно ли тема Родины, некоторые страницы истории тесно переплетаются с образом самовара.

Гипотеза исследования:  можно ли считать самовар – национальным символом русского гостеприимства.

Объект исследования: самовар.

Цель исследования:  доказать, что самовар один из символов России.

Задачи исследования:

-изучить различную литературу о русском чуде - самоваре;

-доказать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций;

-опросить одноклассников с целью выяснения, что они знают о самоваре;

-изготовить самовар из модельных треугольников.

При работе над проектом я применила методы:

-работа со справочной литературой, Интернет-ресурсами;

-практическая работа - изготовление модели самовара из бумаги.

Тип проекта: исследовательско - творческий.

Срок реализации проекта: ноябрь 2016г. - февраль 2017г.

Основная часть исследования.

2.1.История возникновения самовара на Руси.

Самовар, такой же славный, как матушка-Русь, имеет интересную историю. Исторические факты свидетельствуют о том, что первоначально в России самовары начали делать на Урале в посёлке Суксун. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. В то же время, бытует мнение об одновременном начале производства самоваров — заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда. Освоить производство медной утвари Уральским заводам было предписано еще в 1728 году специальным сенатским указом, благодаря которому на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, чайников с ручкой, а впоследствии и самоваров. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. Чуть позже заводы стали изготавливать специальное устройство для приготовления традиционного русского напитка из меда с пряностями и специями – «сбитенник», но с внутренней трубой и поддувалом. Внутри сбитенника находилась полость для угля. На русских ярмарках всегда бойко шла торговля готовыми блюдами, которые варили тут же в братинах. Б ратина – это металлический сосуд, разделенный на три секции, в двух из которых варили пищу, а в третьей – горячие напитки. Считается, что сбитенник и братина являются прародителями русского самовара. Самовар является чисто русским изобретением. Первые самовары отличались от современных собратьев. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье на улице Штыковой  братьями Иваном и Назаром Лисицыными, в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении  выпускавшем не только кастрюли, но и «приборы для нагревания воды».  Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди. Самовары Лисицыных были известны на всю Россию, сделаны они были с душой и выдумкой славились разнообразием форм и отделок. Подражателей  Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, Рудакова, братьев Баташевых и другие. Непосредственная близость к Москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства. В начале XIX столетия известность приобретает фабрика «Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле», основанная в 1812 году. На крышках самоваров гравировали надпись: «Василый Iван Ломовъ въ Туле». Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Н акануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей. Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге тульские мастера завоевали малую серебряную медаль. За высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд. Нередко они становились предметом экономически необходимой или просто развлекательной мены. На самовар можно было выменять, например, гармонь, ружье, или наручные часы, а иногда даже баню, либо плохую корову.

«Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри»,- такое определение мы встречаем в 1860-е годы в Толковом словаре В. И. Даля. В нем указано функциональное назначение самовара – нагревать воду. Да и жар от самовара мог нагреть помещение.

Довоенный период, а именно—1913 год, соответствует наибольшему расцвету самоварного производства. По данным промышленной переписи 1912—1913 года, число самоварных фабрик в Туле достигло 50, с ежегодным выпуском в 660000 штук самоваров. И если бы война не прервала хода развития промышленности, то самоварное производство продолжало бы развиваться. Война 1914—1917 г. положила конец, развитию самоварного дела, переведя производство самоварных фабрик, в силу военных требований, на изготовление предметов военного назначения. Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов. Его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания, после чего воду приходилось кипятить в чугунках.

В 1956 г. появляются электрические самовары. Их выпускает тульский завод «Штамп». Затем здесь же выпускают самовары, работающие по комбинированному принципу: жаровые и электрические одновременно. Идут годы, а Тула, как и прежде, - центр самоварного производства и единственный город в стране, выпускающий жаровые самовары. Не стареет мастерство тульских умельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках сложили пословицу: "Дай туляку кусок железа - он сотворит чудо". Тульские самовары не раз награждались медалями и на международных выставках. И ныне, самовары, сделанные руками тульских мастеров, - это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

Вывод: от самовара веет мудростью веков, терпением и мастерством умельцев. По ним можно узнать о том, чем жил народ в том или ином веке, как проводил праздники и будни русский человек.

2.2. Форма, виды, классификация и устройство самоваров.

XIX век – «золотой век» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя. Самыми востребованными формами самоваров были:

-самовар-банка - самовар-петух

-самовар-рюмка - самовар - цветок лотоса

-самовар-ваза - самовар-бочонок

-самовар-желудь - самовар-кувшин

-самовар-дуля - самовар-яйцо

-самовар-репка - самовар-пламя

Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами.

Объем самоваров мог быть различен: от пол-литровой чашки до 300-литрового гиганта. Маленькие, детские, дорожные, огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие…- только в Туле их выпускали около 150 фасонов. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские».

В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров:

-самовары-кофейники,

-самовары-кухни,

-статические самовары,

-дорожные самовары т.д.

Современная классификация самоваров подразумевает деление на следующие типы:

электрический самовар (нагрев воды происходит при помощи нагревательного элемента);

жаровой самовар (синонимы: угольный, дровяной);

комбинированный.

В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары – это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар – это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.
Устройство самовара.

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки, щепочки, древесный уголь. Поджигали лучиной . Через решётку в трубе создавалась тяга в топке. Резервуар самовара снабжен наверху ободком, на который опирается крышка. На крышке две хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара. Жаровня сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении. Весь самовар устанавливался на ножки. Они делались шарообразные, в виде львиных лап или птичьих ножек. Это уже были декоративные элементы.

В обычных русских избах трубу самовара даже соединяли с печной трубой  для создания тяги. В случае если этого приспособления не было, топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать и искусственно. Это можно сделать через отверстия в стенках топки или даже с помощью сапога, который надевали на трубу самовара.

Каждый самовар состоит из следующих частей:

  1. Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.

  2. Кувшин - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.

  3. Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.

  4. Шейка  - низ самовара.

  5. П оддон - основание самовара.

  6. Ручки - обязательно красивые.

  7. Репеёк - фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.

  8. Ветка - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.

  9. Донышко.

  10. Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.

  11. Подшишки - гвозди для прикрепления деревянных шишек.

  12. Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.

  13. Заглушка - колпачок  чтобы закрывать кувшин.

  14. Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.

Вывод: к концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

2.3. В мире “самоварных” профессий

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая, красная (латунь), томпак (сплав меди и цинка). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше. Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди. Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора или керамические. Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных селах в радиусе примерно 40 к м от города. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы. Круги, конфорки, поддоны, заглушки и шейки чаще всего изготовляли литыми из остатков меди и стреляных патронов. Мастера дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. У каждого самоварщика для изготовления стенки самовара был свой фасон. Чаще всего их покрывали никелем, а более дорогие варианты расписывались вручную. Как видим, самовар является результатом творчества многих лиц. Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В самоварном деле было семь основных специальностей:

  1. Наводильщик  сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. 

  2. Лудильщик вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. 

  3. Токарь – вертельщик точил на станке и полировал ( вертел) самовар .

  4. Слесарь делал ручки, краны.

  5. Сборщик собирал самовар из отдельных частей, припаивал краны. 

  6. Чистильщик очищал самовар. 

  7. Токарь по дереву изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки.

Вывод: самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Производство самовара – довольно трудоемкий процесс.

2.4. О чем звенит самовар.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения. По этим звукам ясно, когда вода для чая готова. Сотни тысяч маленьких пузырьков воздуха при нагревании воды поднимаются вверх и лопаются. При этом возникают своеобразные звуки. Песня самовара создаёт атмосферу уюта, располагает к задушевной беседе. А когда вода закипит, самовар перестаёт петь.

Более того, самовар – не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор – смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

Вывод:самовары передаются из поколения в поколение и становятся неотъемлемой частью дома. В каждом русском доме становилось хорошей традицией приобрести самовар и наслаждаться чаепитием. Когда самовар напевает свою воркующую песенку, становится веселее и уютнее.

2.5. Семейная традиция чаепития в искусстве.

Как же пили чай наши прадедушки и прабабушки? Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола.… Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит. Всем чай пить велит.

(Самовар.)

Вычищенный речным песком до солнечного сияния самовар превосходно гармонировал с деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще некрашеными шкафчиками. Шумящий, кипящий самовар и впрямь как бы оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку и того и другого делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью и застолье. Никогда самовар не был простым предметом быта – на столе он занимал почётное центральное место. Ставили самовар на лакированные с цветной росписью подносы, имевшие самые разнообразные формы. Вода в самоваре долго оставалась горячей, в установленном на самоваре заварочном чайнике, особенно хорошо распаривалась заварка и чай получался очень вкусным. В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая, морковную вяленицу, зверобой, и другие травы. В России всегда чай кушали. И такое выражение идет не только из-за сопутствующих сахарных голов и баранок, а из-за чайного сугрева. " От чая потели, как от обильной пищи, чаем грелись до седьмого пота. К чаю, хозяюшки готовили угощение. Подавали сахар-рафинад (песок покупали только для кухни - от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие", булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайник, ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу - "хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка, для накладывания чаю" (Е.Авдеева "Полная хозяйственная книга.) Однажды попробовав чаю из такого самовара, уже не хочется пить чай из обычного чайника. Беседа за самоваром расположит Вас и Ваших гостей к задушевной беседе и оставит приятные воспоминания о встрече. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Словом, самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для небогатого посадского люда. Он стал центром семейного чаепития и праздничного застолья. Постепенно самовар из символа гостеприимного дома стал одним из символов доброй, радушной и застольной России. В 1881г. была выпущена книга "Хороший тон", где имеется специальный раздел о чае. В нём подробно описано, как следует организовать чаепитие.

Вывод: самовар является характерной чертой русского быта. Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Самовар вошел в каждый дом, стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

2.6. Самовар в искусстве.

Пузатому самовару посвящено немало загадок, пословиц, поговорок в русском фольклоре:

1. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

2.  Самовар кипит – уходить не велит.

3.  Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

4.  В Тулу со своим самоваром не ездят и т.д..

Создание древней русской традиции чаепития можно изучить по картинам известных русских художников: Т. Е. Мягков. "Семейство за чайным


столом"1844, художника Кустодиева Б.М. такие как «Купчиха за чаем», написанную в 1918 год, «На террасе» 1926 года написания. Эти картины безупречно отражают национальные традиции чаепития того времени, использующие самовары.

О нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские и современные писатели и поэты.

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –

Раздуем себе самовар!
А. Блок

В детской литературе самовар обычно важная персона: он добродушный и мудрый, приглашает отведать чаю С. Г. Писахов «Самоварова семья», предупреждает об опасности К. Чуковский “Федорино горе”, убегает от грязнули К. Чуковский “Мойдодыр», служит предметом, который нужен в хозяйстве и его обязательно надо приобрести К. Чуковский “Муха-цокотуха”, но отказывает «лежебокам» Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар». Даже на марках СССР изображены русские самовары:

Самовар- Самовар- Самовар- Самовар-

груша бочонок кабачок ваза

1989 г 1989 г 1989 г 1989 г   

  В России существует детское издательство под названием «Самовар», автором идеи которого является Эдуард Успенский. В первую очередь, «Самовар» - это прекрасные книги, сделанные любовно, тщательно, с высочайшим профессионализмом. Я очень люблю читать книги этого издательства. «Самовар» - это лучший дружище детей, тот, который не предаст и не обманет, не научит плохому, но развеселит и объяснит, что, как и почему. Ура «Самовару»!  

Вывод: самовар вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства. Отношение к самовару у большинства авторов очень теплое, он является для них символом домашнего уюта, семейного очага. Традиция русского чаепития продолжает жить. 

2.6.Музеи самоваров.

Существуют музеи самоваров. Первый такой музей был создан далеко от родины самовара – в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно открыт музей самоваров и в городе Туле. Тульский музей самоваров может похвастаться сохранившимися экземплярами старейших самоваров этой и других фабрик, до самых новейших. В музее "Тульские самовары" экспонируется самовар в форме вазы, украшенной виноградными лозами, с дарственной надписью: "Степанову Сергею Ивановичу от рабочих Тульского патронного завода. 1930 г. 15.8". С.И. Степанов - известный в Туле человек, первый красный директор патронного завода. При переводе в Москву рабочие подарили Сергею Ивановичу этот самовар. В 1963-м году родные С.И. Степанова передали подарок в краеведческий музей.

Вывод: несмотря на достижения научно-технического прогресса, мы бережно храним память о прошлых событиях, неразрывно связанные с нашей историей. Самобытность изделий народного промысла навевает ностальгию о частично потерянной, но возрождающейся в наши дни культуре.

Практическая работа.

Я провела опрос среди одноклассников, что знают они о самоваре. Отвечали на вопросы 26 человек. Результаты таковы:

1.Когда появились самовары в России? Ответ: давно 75%, не знаю 25%

2.У кого есть самовар, хотя бы электрический? Ответ: да-50%, нет-50%

3.Можно ли считать самовар национальным символом России? Ответ: да- 100%.

Вывод: самовары отнюдь не ушли в историю. Изучив детально историю рождения самовара, послушав мнение друзей, мне захотелось сделать самовар в технике модульного оригами. В воплощении этой идеи родители, классный руководитель и одноклассники меня поддержали ведь, чтобы изготовить такой самовар потребуется много модульных треугольников. Я рассказала ребятам о модульном оригами. Модульное оригами представляет собой удивительную технику создания фигурок из бумаги с помощью нескольких одинаковых деталей или треугольных модулей. Как сделать треугольное оригами? Для создания оригами из треугольных модулей можно выбирать практически любую бумагу – принтерную, газетную, журнальную и пр. Чтобы сделать треугольный модуль для оригами, нужно нарезать бумагу маленькими равными прямоугольниками. Их размер напрямую зависит от размера планируемой фигуры. Для удобства можно обычный лист А4 разрезать на 16 частей, разлиновав каждую его сторону на 4 равных отрезка. Аналогичным образом лист можно разделить на 32 части, если длинную сторону листа разлиновать на 8 равных отрезков. При желании можно выбрать любой другой подходящий размер, но лучше все-таки пользоваться одним и тем же, чтобы в случае необходимости можно было разобрать фигуру и создать что-нибудь новое из тех же модулей. Для нарезки удобно использовать канцелярский нож или специальный резак для бумаги. Чтобы сделать треугольный модуль для оригами, нужно:


1. согнуть бумажный прямоугольник пополам вдоль;
2. согнуть пополам, чтобы наметить линию, и разогнуть обратно;
3. верхние уголки загнуть внутрь вдоль намеченного центрального сгиба;
4. перевернуть на обратную сторону;
5. загнуть нижнюю часть детали вверх;
6. загнуть «торчащие» уголки за деталь, чтобы образовался треугольник;
7. отогнуть обратно нижнюю часть;
8. загнуть нижнюю часть опять вверх, чтобы «торчащие» уголки оказались внутри;
9. сложить треугольник пополам наподобие книжки.


Сделав все правильно, получается треугольник с двумя нижними кармашками. Впоследствии фигурки образуются путем вкладывания угла одного модуля в кармашек другого. И работа закипела. Одноклассники делали треугольники в любую свободную минутку. Я собирала, помогали взрослые. Вот такой получился у нас самовар в технике модульного оригами. Процесс сборки самовара в технике модульного оригами.  2. Чтобы собрать самовар понадобится довольно много треугольных модулей, около 3 тысяч. Подходит офисная бумага разных цветов. У меня самовар был сделан из белой бумаги, затем покрыт золотой акриловой краской. Размер самовара из модульного оригами приблизительно 35 см в высоту и 25 в ширину. 3. Порядок сборки самовара из треугольных модулей.  Корпус. В основании 40 модулей размером 1/32.Начинаем собирать как лебедя. 4. Собирай кольцо по цепочке, придерживая его руками. Последним модулем замкни концы цепочки. Поднимаем на 4 ряда. В 5 ряду добавлено 40 модулей (на каждый модуль одеваем 2 модуля) 5. таким образом, в 6 ряду будет 80 треугольных модулей. Поднимаем на 21 ряд. Можно выше, как кому понравится. Мне показалось достаточно 21 ряд.


Формируем корпус. 6. 7. Далее увеличиваем ряд на40 модулей (на каждый модуль одевается 1 модуль) 8. И, таким образом, в следующем ряду будет 120 модулей. Это для того, чтобы корпус сверху слегка раскрылся. 9. 10. Ручка. Для ручки я использовала 20 модулей размером 1/32 листа А4. 8 модулей одеваются один в один. Девятый вставляется одним уголком в один кармашек восьмого модуля, а второй остается свободным. 11.Таких деталей должно быть 4. Две детали соединить, склеив двумя развернутыми модулями. Концы развернутых модулей можно подкрутить. Обе ручки посадить на клей на равное расстояние. Придать форму ручкам. 12.Ножка. Перевернуть корпус. Вставить один ряд модулей на клей длинной стороной во внутрь так, чтобы он как только можно больше вывернулся н аружу, дать подсохнуть. Добавить ещё ряд, выворачивая модули наружу. 13. Разделить на 8 частей. Одеть модули лицевой стороной наружу в определённой последовательности: 3 модуля, 2 пропускаем, 3 модуля, 2 пропускаем и т.д. Поднять 5 рядов. Должны получиться 8 ножек. Для устойчивости ножки надо посадить на кольцо. Сделать кольцо из 90 модулей, поднять на 3 ряда. Посадить на ножки кольцо, закрепляя клеем. 14. Теперь можно перевернуть корпус.   15. Кран. Собран из 25 модулей. Ручка – сложенный по диагонали квадратик. 16. Крышка. В основании взять 88 модулей размером 1/16 листа А4. Соединяем их так по 44 в ряду. 17. 18. Между нижним и верхним модулем должен быть прямой угол. 19. Обязательно посадить все модули на клей. Получиться кольцо, которое всё время будет складываться. Поэтому необходимо укрепить его внутри кружком, диаметр которого приблизительно 12,5 см. 20. Далее необходимы другие модули размером 1/32 листа А4. Одеваем модули этого размера на большие модули основания, чуть приподнимая, делаем ещё 2 ряда лицевой частью наружу. 21. Далее поднимаем на 15 рядов, как вам понравиться, можно с узором, можно без узора. 22. Вот и всё. Думаю, мне это удалось.

Заключение:

Самовар может выступать в качестве символа чего-то истинно русского, национального. Я попыталась рассмотреть этот знакомый образ, взглянуть на самовар, как на объект исследования. В ходе своей работы я доказала:

1.Именно самовар – стал символом гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют. Самовар стал символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и достатка. Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.
2. Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар упоминается едва ли в каждом значительном произведении известных русских и современных писателей и поэтов той поры. Без самовара не обходится ни одна сцена семейного чаепития. Проходят годы - самовар не стареет. Традиция русского чаепития продолжает жить. 

3.Никогда самовар не был простым предметом быта – на столе он занимал почётное центральное место. Вот так старинный центр семейной вселенной, самовар, превратился в символ Руси!

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Думаю, мне удалось доказать, что самовар является негласным символом России. Реки питаются ручьями, ручьи – ручейками, ручейки берут своё начало с маленького родничка. А человек питается любовью и теплом своей семьи. Семья – удивительное слово: оно хранит уют домашнего очага, мамину улыбку, надёжность крепких папиных рук, запах бабушкиных пирогов, дедушкины рассказы и небылицы. Любая семья должна быть крепкой и дружной. Самовар, ставший символом России, все чаще встречается в наших домах и используется. Он передается из поколения в поколение, собирает вместе за огромным столом наших бабушек и дедушек, мам и пап. Не в этом ли уют настоящего дома?..

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что этот материал можно использовать для подготовки сообщения по теме история нашей Родины, литературы, музыки, технологии, классного часа, при проведении праздников, викторин. А главное - теперь у нас в классе есть сувенирный самовар. И мы гордимся этой дружной коллективной работой.

Использованная литература:

1.Толковый словарь Русского языка В.И. Даля.

2.Энциклопедия для детей « Просто о простом». Попова А.

3.Н. Заболоцкий « Самовар».

4.Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации.

5.Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев,2009 

Источники информации:

http://samovars.tula oblast.ru/ 

http://www.gotula.ru/tula/32.htmhttp://www.shtamps.com/catalog/page_11.htm

 http://samovars.tula-oblast.ru/ http://ya-zemlyak.ru/np_ts.asp

http://www. /about/news/45385/

http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/cadi-1986.4df/0_7f377_5392fb0c_XL.jpg http://musicmegabox.net/content/song/966/Nash_krasavets_samovar/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/765/77765290_artlib_gallery29303o.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/616/89616864__0_8d90e_378de384_orig.jpg http://www.russiansamovar.ru/published/publicdata/WWWRUSSIANSAMOVASITE/attachments/SC/products_pictures/adkIMG_0842_L%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F_enl.jpg http://ic.pics.livejournal.com/miroslav1983/50647193/17361/original.jpg http://popgun.ru/files/g/149/thumbs/6152557.jpg http://forums-su.com/download/file.php?id=903607&mode=view/4..JPG http://i27.fastpic.ru/big/2012/0325/9a/591ae0350afd648d7e4315152b5e6c9a.jpg http://s8.postimg.org/humued211/2012_09_01_183553.jpg http://stat17.privet.ru/lr/092a051d29ce8084b49b30df89d1c6ac http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/330/98330295_large_8.jpg http://musicmegabox.net/content/song/966/Nash_krasavets_samovar/


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!