СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Система работы по профилактике асоциального поведения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на МО классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Система работы по профилактике асоциального поведения»»



ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»








Доклад на тему

«Система работы по профилактике асоциального поведения»









Подготовила: Ковиляк Светлана Вячеславовна





Декабрь, 2020г

Наше молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Почти разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Базовые ценности, такие как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера.

Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы.

Дети – это будущее, которое оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность.

В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение?

В психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения.

Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов: самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками.

Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. (пример – Пендуров Д.) Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена. (мальчик очень часто прогуливает школу; совершенно не слушает маму, педагогов, администрацию школы; даже беседы с работниками полиции совершенно не меняют поведение подростка в лучшую сторону. Он забросил учебу, черпает знания из интернета, «гуглит» свои права, но не обязанности, и постоянно заявляет о них в стенах школы. Выдвигает необоснованные претензии и ультиматумы по поводу программы своего обучения и документа, которых он должен получить по окончанию обучения в школе. Снимает педагогов, одноклассников и администрацию школы на телефон и звонит с жалобами на школу в департамент образования).

Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя свою работу формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая

приводит к правонарушениям.

Начинается эта работа с анализа социального паспорта.

В классе, где я являюсь классным руководителем, обучается 7 детей, 6 из которых из неполных семей, 4 детей требующих повышенного педагогического внимания, 1 опекаемый ребёнок. И 1 ребенок находится в группе риска. В целом, это -14% детей уже в группе риска и 42% детей составляют потенциальную группу риска.

Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться.

Для этого я применяю методы наблюдения и анкетирования.


АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован ВМ. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Итоги теста


8Б класс

Достаточная нравственная воспитанность

58%

Несформированность нравственных отношений

42%

Безнравственая ориентация

0%


МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

низкий уровень — 0

ниже среднего — 1 чел.

средний уровень — 3

выше среднего —3

высокий уровень — 0


МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Результат:

Уровень автономности - 2;

Уровень социальной активности - 2,4;

Уровень нравственной воспитанности - 2,8

Коэффициент больше двух, но меньше трех свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.

По результатам тестирования совместно с социальным педагогом выявляем учащихся асоциального поведения, анализируем особенности семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируем индивидуальную работу и отслеживаем её результаты.


Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности.


Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Ученики нашего класса имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. В этом году мои ученики посещают следующие кружки:

- «Плавание» – рук. Посохова Т.И.

- «Волшебные ниточки» – рук. Кравцова Н.А.

- «Техническое моделирование» – рук. Федосеев А.В.

- «СОГ» и др.спортивные секции

Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 84%.

Пендуров Д. из-за прогулов и пропусков, также не в системе посещает кружковую и внеурочную деятельность

Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни.

В целях укрепления здоровья учащихся и приобщения их к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни в этом году были проведены следующие мероприятия:

Проводились мною следующие мероприятия : по профилактике и предупреждению терроризма «Трагедия Беслана – общая боль», круглый стол «Здоровье как и жизнь – личное богатство»».

Классные часы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «В гостях у Мойдодыра».

Для проведения мероприятий и классных часов широко использую презентации: «Вредные привычки», « Здоровое питание», « Режим дня школьника».

Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение.( Не у всех: исключение –Пендуров Д. – путает соблюдение своих прав с хамством и вызывающим поведением). В рамках этого направления традиционными стали занятия: права и обязанности школьника, Символы Российского государства, Правила поведения в общественных местах, Правила дорожного движения. По данным темам провожу беседы с использованием презентаций, викторины, игровые программы, по возможности привлекаю родителей.

Немаловажное место в профилактической работе занимает взаимодействие с социальным педагогом школы. Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. Систематически проводит мониторинги и исследования по выявлению детей группы риска. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям.

В результате совместной работы всех структур взаимодействия ребенок находится под пристальным вниманием, чувствует, что к нему неравнодушны, что он своевременно может получить поддержку и взаимопонимание.

Один ребенок моего класса уже два года находится в группе риска. Он нарушал правила поведения в школе, внутренний распорядок и систематически пропускал учебные занятия

Положительный результат предупредительной профилактической работы есть, хоть и является незначительным: обучающийся стал лучше вести себя , практически не нарушает режим школы, но по прежнему часто пропускает занятия без уважительной причины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!