ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Доклад на тему
«Система работы по профилактике асоциального поведения»
Подготовила: Ковиляк Светлана Вячеславовна
Декабрь, 2020г
Наше молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Почти разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Базовые ценности, такие как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера.
Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы.
Дети – это будущее, которое оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность.
В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение?
В психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения.
Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов: самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками.
Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. (пример – Пендуров Д.) Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена. (мальчик очень часто прогуливает школу; совершенно не слушает маму, педагогов, администрацию школы; даже беседы с работниками полиции совершенно не меняют поведение подростка в лучшую сторону. Он забросил учебу, черпает знания из интернета, «гуглит» свои права, но не обязанности, и постоянно заявляет о них в стенах школы. Выдвигает необоснованные претензии и ультиматумы по поводу программы своего обучения и документа, которых он должен получить по окончанию обучения в школе. Снимает педагогов, одноклассников и администрацию школы на телефон и звонит с жалобами на школу в департамент образования).
Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя свою работу формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая
приводит к правонарушениям.
Начинается эта работа с анализа социального паспорта.
В классе, где я являюсь классным руководителем, обучается 7 детей, 6 из которых из неполных семей, 4 детей требующих повышенного педагогического внимания, 1 опекаемый ребёнок. И 1 ребенок находится в группе риска. В целом, это -14% детей уже в группе риска и 42% детей составляют потенциальную группу риска.
Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться.
Для этого я применяю методы наблюдения и анкетирования.
АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован ВМ. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Итоги теста
| 8Б класс |
Достаточная нравственная воспитанность | 58% |
Несформированность нравственных отношений | 42% |
Безнравственая ориентация | 0% |
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
низкий уровень — 0
ниже среднего — 1 чел.
средний уровень — 3
выше среднего —3
высокий уровень — 0
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Результат:
Уровень автономности - 2;
Уровень социальной активности - 2,4;
Уровень нравственной воспитанности - 2,8
Коэффициент больше двух, но меньше трех свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
По результатам тестирования совместно с социальным педагогом выявляем учащихся асоциального поведения, анализируем особенности семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируем индивидуальную работу и отслеживаем её результаты.
Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности.
Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Ученики нашего класса имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. В этом году мои ученики посещают следующие кружки:
- «Плавание» – рук. Посохова Т.И.
- «Волшебные ниточки» – рук. Кравцова Н.А.
- «Техническое моделирование» – рук. Федосеев А.В.
- «СОГ» и др.спортивные секции
Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 84%.
Пендуров Д. из-за прогулов и пропусков, также не в системе посещает кружковую и внеурочную деятельность
Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни.
В целях укрепления здоровья учащихся и приобщения их к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни в этом году были проведены следующие мероприятия:
Проводились мною следующие мероприятия : по профилактике и предупреждению терроризма «Трагедия Беслана – общая боль», круглый стол «Здоровье как и жизнь – личное богатство»».
Классные часы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «В гостях у Мойдодыра».
Для проведения мероприятий и классных часов широко использую презентации: «Вредные привычки», « Здоровое питание», « Режим дня школьника».
Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение.( Не у всех: исключение –Пендуров Д. – путает соблюдение своих прав с хамством и вызывающим поведением). В рамках этого направления традиционными стали занятия: права и обязанности школьника, Символы Российского государства, Правила поведения в общественных местах, Правила дорожного движения. По данным темам провожу беседы с использованием презентаций, викторины, игровые программы, по возможности привлекаю родителей.
Немаловажное место в профилактической работе занимает взаимодействие с социальным педагогом школы. Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. Систематически проводит мониторинги и исследования по выявлению детей группы риска. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям.
В результате совместной работы всех структур взаимодействия ребенок находится под пристальным вниманием, чувствует, что к нему неравнодушны, что он своевременно может получить поддержку и взаимопонимание.
Один ребенок моего класса уже два года находится в группе риска. Он нарушал правила поведения в школе, внутренний распорядок и систематически пропускал учебные занятия
Положительный результат предупредительной профилактической работы есть, хоть и является незначительным: обучающийся стал лучше вести себя , практически не нарушает режим школы, но по прежнему часто пропускает занятия без уважительной причины.