ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на МО воспитателей младших классов
«Система работы социального педагога с родителями в школе-интернате в контексте ФГОС.»
Подготовила:
соц.педагог
Колесникова Л.В.
Декабрь 2022 г.
Сегодня взаимодействие между школой-интернатом и родителями рассматривается с учетом модернизации современной образовательной системы. Взаимодействие предполагает ориентацию на родителей как на «заказчиков» образовательных услуг, и, в то же время, активных, добросовестных и ответственных потребителей, способных правильно оценить их качество и принять участие в оптимизации учебной деятельности обучающихся в соответствии с образовательными запросами и современными требованиями к самоорганизации учебного процесса. Всё это предусматривает необходимость выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с родителями на принципах и условиях социального партнёрства. Взаимодействие школы-интерната и семьи выстраивается через новые формы сотрудничества, обозначенные современной стратегией образования, заключающейся во ФГОС.
Устойчивость и прочность общества всегда выверялось семьей и семейными отношениями. Никакие государственные, политические, социальные формы человеческого бытия не заменят нравственного содержания семейного воспитания. Напротив, семейное начало оказывается первоосновой общественных отношений. Историк и педагог В.О. Ключевский в статье «Два воспитания» говорил о кажущейся ясности и простоте в отношениях между семьей и школой. Оба эти института не могут заменить друг друга, но могут помогать или вредить одно другому. Это зависит от того, как они делают свое дело – хорошо или плохо.
Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод: школе-интернату необходимо содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся.
Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень духовной культуры общества, искажение нравственных ценностей, снижение социальной мотивации образования. Поэтому школа-интернат, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей, что и побудило создать данную программу.
Целью организации системы работы с родителями является формирование эффективной системы взаимодействия школы-интерната и родителей, способствующей достижению воспитательных эффектов, установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.
Для этого необходимо:
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы-интерната.
2. Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
3. Формирование основ здорового образа жизни в семьях.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса школы-интерната.
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Основными направлениями работы школы-интерната с семьей являются:
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики (тематические классные и воспитательские часы и общешкольные родительские собрания, организация встреч со специалистами).
2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (работа родительских активов классов, участие родителей в рейдах, в заседаниях Совета профилактики; активное вовлечение родителей в организацию классных и школьных мероприятий).
3. Диагностика (обследование условий жизни и воспитания детей, наблюдение за семейной ситуацией, со стороны социального педагога школы-интерната, проведение простейших диагностических методик с привлечением психологов школы-интерната).
4. Коррекционная работа является продолжением диагностической (оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания).
Работа с родителям проводится:
1) со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий, бесед по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Необходимо соблюдать правила работы с родителями:
- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным, предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Работа с коллективом родителей предоставляет большие возможности: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни школы-интерната. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы.
В 2021-2022 учебном году в школе-интернате создан консультационный пункта для родителей обучающихся по проблемным вопросам воспитания , который помогает родителям в воспитании детей.
Существуют различные направления и формы взаимодействия социального педагога с семьями обучающихся:
1. Изучение семей воспитанников.
Психолого-педагогическая диагностика:
- наблюдение
- беседа
- тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
- анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребенок (в 1 классе)»)
- материалы детского творчества
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. Проводить его можно следующими способами:
- родительские собрания
- конференции, лекции
- тренинги
- индивидуальные и тематические консультации
- беседы
- оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов,
- фотомонтажи, выставки работ обучающихся.
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы-интерната, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе-интернате и классе через: открытые уроки, внеклассные мероприятия; (совместные классные и общешкольные традиционные праздники семьи, посвященные Дню пожилого человека, Дню Матери, новогодние праздники, День защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, Праздник Победы, семейные спортивные праздники, выпускные вечера, дни здоровья и прочие), шефская помощь.
4. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
- участие родителей в работе родительского и попечительского комитета класса и школы - интерната;
- участие родителей класса в работе совета школы-интерната.
Основные направления, содержание и формы реализации программы
№ | Направления | Содержание и формы деятельности |
1. | Организационная деятельность классного руководителя и воспитателя по взаимодействию с родителями, семьёй | А) изучение семей (социальный паспорт класса); Б) отбор, составление и проведение методик по изучению семьи; В) выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы; Г) изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения их детей; Д) знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения; Е) выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение родительского собрания; Ж) обеспечение и стимулирование работы родительского комитета; З) организация психолого-педагогического просвещения родителей; И) распределение поручений между родителями по участию в делах класса. К) Составление программы развития ребенка. Л) Проведение педагогических консилиумов по координации воспитательных воздействий на ребенка, реализации программы его развития. |
2. | Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми | А) изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации); Б) создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: - организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); - создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?» «Чем помочь родителям?» «Чем порадуем, как порадуем родителей?»); - творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях; - организация выставок результатов труда родителей. В) работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье: - знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); - пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье; Г) организация совместной деятельности родителей и детей: - организация семейных конкурсов – «читающая семья», «спортивная семья», «дружная семья», конкурс семейных газет; - представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье; - проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии); - выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта); - выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты, описать наблюдения, провести опыты); Д) проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения; Е) создание совместных объединений по интересам, клубного типа. |
3. | Организация работы коллектива родителей. | А) развитие самоуправления в классном родительском коллективе: - повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения; - организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы родителей и детей; - проведение на родительских собраниях коллективного планирования работы на год, главных событий, мероприятий; - организация коллективного анализа работы школы-интерната и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе; - выборы родительского комитета; - организация систематической работы родительского комитета, - обеспечение реальных полномочий родительского комитета, его прав и обязанностей, - создание временных комиссий при родительском комитете с учетом проблем класса, школы-интерната и родителей, - привлечение родительского актива к обсуждению планов воспитательной работы, основных документов, которые затрагивают интересы детей, - привлечение родителей к организации общешкольных дел, создание родительских советов дел, проблемных и творческих групп, - организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий. |
4. | Психолого-педагогическое просвещение родителей. | А) Организационная работа в классных коллективах: - изучение образовательных ориентаций родителей; - сбор заявок на встречу со специалистами; - обсуждение проблем воспитания детей для составления тематики различных форм просвещения родителей; - привлечение родителей к подготовке и проведению занятий. Б) Совершенствование форм психолого-педагогического просвещения родителей: - использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия); - организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблемы, разработки рекомендаций по обсужденному вопросу, составлении памяток, проектов, предложений; - расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей; - организация индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по проблемам ребенка, подбор литературы, организация консультаций со специалистами, составление памяток, совместное планирование действий по решению конкретной проблемы ребенка); - информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей; - подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу, список публикаций. |
Ожидаемые результаты:
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2.Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Организация системы работы по формированию у старшеклассников осознанного отношения к будущему родительству.
7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой-интернатом.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- наличие банка данных проблемных семей школы-интерната;
- снижение количества неблагополучных семей в школе-интернате;
- уровень педагогической компетентности родителей;
- уровень вовлеченности в реализацию Программы педагогов, родителей и обучающихся школы-интената;
- положительные отзывы участников Программы;
- новые формы сотрудничества, взаимодействия семьи и школы-интерната;
- более высокая удовлетворенность родителей работой школы-интерната;
- снижение количества правонарушений среди обучающихся.
Критерии организации оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьёй:
- учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;
- взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
- использование форм работы с семьёй, повышающих активность родителей;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта, опыта семейного воспитания.
Перспективный план управления по основным видам деятельности
Виды деятельности | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Диагностика семей | 1. Условия жизни и воспитания в семье. Анкеты для родителей. Анкеты для классных руководителей и воспитателей. 2. Положение детей в системе внутрисемейных отношений. Тест «Кинетический рисунок семьи»; методика ДДЧ (дом – дерево – человек). 3. Характеристика нравственного микроклимата семей и ее традиций. 4. Выявление взаимоотношений семьи и общества и поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы-интерната, семьи и общества (Анкета). 5. Анализ воспитанности в семье (Анкета). 6. Карта - характеристика на обучающегося. 7. Составление социального паспорта школы-интерната. 8. Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Сентябрь Ноябрь В течение года Декабрь Февраль Март I четверть В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели |
2. Пропаганда психолого-педагогических знаний | 1. Тематические классные родительские собрания 2. Общешкольные родительские собрания. 3. Деловые игры. 4. Круглые столы. 5. Иформационный бюллетень «О вас и для вас, родители!» 6. Школа родителей будущих первоклассников. 7. Психолого-педагогический лекторий (для разных категорий семей). 8. Консультации для родителей (индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников). | 1 раз в четверть 2 раза в год 1 раз в год 1 раз в четверть По плану Ноябрь По запросу По запросу | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели |
3. Работа с родительским активом | 1. Организация акций: «Здоровый образ жизни – это стильно» 2. Организация недели: «Семья и школа-интернат». 3. Организация праздников: «День Знаний», «День Матери», «Масленица», «Новый год», «Последний звонок», «Выпускной вечер». 4. Дежурство во время общешкольных праздников. 5. Подготовка и проведение родительских собраний. 6. Помощь в организации ремонта классов, спален и школы-интерната. 7. Оказание помощи родителям из многодетных и малообеспеченных семей. | Апрель Октябрь По плану В течение года По плану По запросу По запросу | Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели |
4. Работа с семьями «Группы риска» | 1. Организация работы отдыха в летний период. 2. Посещение семей. 3.Проведение консультаций для родителей. 4. Приглашение на Совет профилактики. 5. Заседания совета профилактики (совместно с родителями) 6. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания. 7. Оказание содействия родителям в вовлечение детей в кружки и секции. | Апрель – май В течение года По необходимости В течение года В течение года В течение года В течение года | Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, воспитатели |
5. Работа с педагогическим коллективом | 1. Консультации по результатам диагностики. 2. Выработка рекомендаций по работе с разными группами детей. 3. Проведение педконсилиумов. 4. Проведение тематических педсоветов. 5. Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми и семьями. 6. Обобщение опыта работы с семьями. | По запросу В течение года 1 раз в четверть По плану По плану | заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
6. Школьные традиции | 1. День открытых дверей. 2. «Папа, мама, я – спортивная семья». 3. Предновогодняя ярмарка. 4. Неделя «Семья и школа». 5. День здоровья. 6. День Матери. 7. Выпускной вечер. 8. «Операция – каникулы!» 9. Семейные вечера: Дети + родители. 10. Конкурсы фотографий, рисунков, сочинений, и т.д. 11. Творческие выставки детских работ. | Сентябрь Май Декабрь январь Апрель Ноябрь Май Каникулярное время В течение года В течение года В течение года | Заместитель директора по ВР |
7. Взаимосвязь: с социумом, с общественными организациями и учреждениями. | 1.Приглашение с беседами специалистов из центра занятости населения, инспекторов ПДН МУ МВД РФ «Новочеркасское». 2. Организация и проведение диспансеризации. 4. Приглашение на общешкольные родительские собрания: работников культуры, других значимых людей. | 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год | Заместитель директора по ВР |
Темы родительских собраний и родительского лектория
по вопросам воспитания
Класс | I четверть Организация учебно- воспитательного процесса. Важные вопросы воспитания. | II четверть За здоровый образ жизни! | III четверть Роль семьи в воспитании ребенка. | IV четверть Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка. |
1 класс | Трудности адаптации первоклассников. Соблюдение ортопедического режима. | Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста | Условия семейного воспитания | Общение. Его роль в развитии личности младшего школьника |
2 класс | Как помочь ребенку учиться? | О дружбе детей и родителей. | Роль семьи в формировании нравственных качеств у ребенка. | Типы семей и стили семейного воспитания. |
3 класс | Организация досуговой деятельности в семье. | Детская агрессивность, ее причины и последствия | Методы воспитания: поощрения и наказания в семье. | Воспитание у детей навыков и привычек культурного поведения. |
4 класс | Багаж знаний выпускника начальной школы. | Забота родителей о здоровье детей. | Пример родителей – один из ведущих факторов воспитания. | Как помочь выпускнику начальной школы подготовиться к 5-му классу. |
5 класс | Трудности адаптационного периода | Основы валеологического воспитания детей среднего школьного возраста. | Вежливое общение в семье. | Культура речи ребенка. |
6 класс | Трудный возраст. Психофизиологические особенности шестиклассника. Авторитет родителей. | Профилактика заболеваний и вредных привычек. | Тревожные дети. Причины тревоги и страхов детей, способы их преодоления. | Пять тактик семейного воспитания. Типы семейных взаимоотношений. |
7 класс | Нравственное воспитание подростка в семье. | Создание в семье условий для укрепления здоровья, предупреждение утомляемости и нервных заболеваний у подростков. | Компьютер –друг или враг ? (Практикум с использованием компьютерной техники). | Почему дети лгут? Мотивы и причины склонности детей ко лжи. |
8 класс | Акселерация. Половые различия и половое созревание. Особенности полового просвещения подростков . | Курение и статистика. | Роль семьи в формировании правосознания у подростков. | Убеждение и внушение как методы воспитания личности. |
9 класс | Школа общения с ребенком. Подросток и взрослые. Как вести себя со своим ребенком. | Роль и ответственность семьи в профилактике алкоголизации подростков. | Профориентация в семье. | Роль семьи в подготовке детей к экзаменам. |
Примерные темы классных родительских собраний
Класс | Темы |
1 класс | Адаптация ребёнка в новых условиях. Настоящая и мнимая любовь к детям. Воспитание у детей интереса к чтению. Итоговое собрание совместно с детьми. |
2 класс | О системе оценивания. Первые отметки – первые радости и огорчения. Итоги первой четверти. Вот и стали мы на год взрослей (презентация). |
3 класс | Задачи обучения и воспитания обучающихся на новый учебный год. Воспитание сознательной дисциплины у обучающихся. Требования к выполнению домашнего задания. Трудовое воспитание в семье. |
4 класс | Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника Как уберечь ребёнка от насилия. Изучение иностранного языка. Учёба – наш главный труд. |
5 класс | Младший подросток и его особенности. Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Режим дня младших подростков. Забота родителей о физическом развитии и здоровье младших подростков Итоги года. Отдых подростков летом. |
6 класс | Роль домашнего задания в учебной деятельности. Телевидение. Интернет. Компьютер. Мобильный телефон. Польза и вред. Первые проблемы подросткового периода. Как сохранить здоровье школьника. |
7 класс | Профориентация. Уровень самооценки. Итоги учёбы. Особенности учебы в школе-интернате. Уровень активности обучающихся на уроках, качество подготовки домашнего задания. Итоги года: достижения обучающихся. |
8 класс | Старший подростковый возраст. Задачи обучения и воспитания в 8 классе. Половое воспитание. Жизненные цели подростков (профориентационная работа) Психолого-педагогическая диагностика. |
9 класс | О трудностях обучения. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Итоги учёбы. Этика поведения. Склонности и интересы подростков в выборе профессии. |