СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «Социальная адаптация и социализация личности».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды. Социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Социальная адаптация и социализация личности».»

Доклад: «Социальная адаптация и социализация личности».

Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды. Социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга.

Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия лично-сти и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

А. Г. Ковалев различает две формы социальной адаптацииактивную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации явля-ется высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показатель низкой социальной адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду либо отклоняющееся поведение.этой средой в целом. Показатель низкой социальной адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду либо отклоняющееся поведение.

Эти формы проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;

  • трудовой — зрелость:

  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей - в семье, обществе, на производстве.

Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап - «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

Как считает И.А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности проходит в трех основных фазахдеятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность.

Социальная деятельность - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд.

Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:

- нужда индивида,

- потребности,

- мотивы принятия решения,

- реализация и подведение итогов,

- её оценка.

Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов.

Социальное общение - механизм, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами.

Социальное самосознание личности - механизм, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

По мнению И.А. Георгиевой, существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как:

1. Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т.д.

2. Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.

3. Практический (поведенческий), предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

Исследования Г.Д. Волкова показывают, что процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1. Общества (макросреда) - этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте развития общества.

2. Социальная группа (микросреда) - изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.).

3. Индивидуальная (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Единая классификация социальной адаптации отсутствует. Это объясняется тем, что человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме.

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов:

- производственная и профессиональная адаптация;

- бытовая (решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности);

- досуговая (предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенствования);

- политическая и экономическая;

- адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и прочие);

- к природе и др.

Как считает Г. Д. Волков, все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная.

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Существует несколько механизмов социализации, которые подразделяются на:

1). Социально-психологические механизмы

2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

идентификация - это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами. Примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

подражание - это механизм воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

внушение - это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им воспринимаемой информации.

фасилитация (“облегчение”)- это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

конформность - это механизм осознания наличия расхождений во мнениях индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации - это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм социализации - проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Стилизованный механизм социализации проявляется в рамках субкультуры, которая представляет собой совокупность норм, ценностей конкретно взятой группы людей.

Межличностный механизм социализации проявляется во влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия - родители, учители, друзья и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их удельный вес в осуществлении процесса социали-зации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

В психологии и педагогике развития личности, адаптация часто рассматривается как фаза личностного становления индивида, которая представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адапта-ции, где предполагается усвоение норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки, а служит основным источником его развития. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала. Мир чело-веческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положе-нию, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л. И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями. 

Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Положительный опыт адаптации помогает дошкольнику адаптироваться за пределами начальной школы, в открытом быстроизменяющемся социуме, и создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития личности.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется ведущий вид дея-тельности - игру сменяет учение. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Т.В. Дорожевец предлагает трехком-понентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мне-нию, школьная адаптация осуществляется как:

1) академическая – соответствие поведения ребенка нормам школьной жизни;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, умение решать межличностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности].

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!