СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Социально-психологическая диагностика вступающих в брак"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодые пары, вступая в брак, еще не полностью осознают всю серьезность и ответственность ситуации. Что бы не допустить серьезных проблем в будущем необходимо исследовать готовность молодежи к вступлению в брак.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Социально-психологическая диагностика вступающих в брак"»

МОУ «Новохоперская СОШ №91»







Доклад

Социально-психологическая  диагностика вступающих в брак.





Подготовил педагог-психолог Ю. В. Волина














       Семья как наименьшая общественная ячейка играет большую роль в современном обществе. Она является первичной клеткой социальных групп, классов, которые образовывают социальную структуру любой страны. Жизнь большинства людей определенным образом связана с семьей - своеобразным микромиром, где переплетаются сложные экономические, политические, психологические, идеологические, физиологические и другие отношения.   Будучи зависимым от социально-экономического положения страны, политики и уровня культуры, семейная жизнь оказывает непосредственное влияние на личность, а позднее, через каждый из супружества, через воспитание детей влияет на состояние культуры общества, национальную экономику, политические события и т.п.. Поэтому изучение семьи, брака имеет важное теоретическое и практическое значения, является важной предпосылкой понимания многих процессов, которые происходят как в личностной жизни человека, так и в обществе.

        Семья - это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужчиной и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые живут вместе, ведут общее хозяйство. Характерный для той или другой семьи более или менее стойкое эмоциональное расположение духа принято называть психологическим климатом (синоним - психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности расположений духа членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношение одно до одного, к другим людям, к работе, к окружающим, к общественным событиям.

       Не только особенности ролевых и межличностных отношений членов семьи отбиваются на психическом ее состоянии (микроклимате), но и он, в свою очередь, влияет на межличностные отношения ее членов, на их мироощущение, самооценку, саморегуляцию и жизнеспособность семейного коллектива вообще. Признаками благоприятного психологического климата есть: сплоченность, супружеская совместимость, возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи, высокая доброжелательная требовательность одно до одного и к себе самого, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность, желание и умение понять другого, возможность свободно высказывать свою мысль по любому вопросу в приемлемой для другого форме, стремление проводить свободное время вместе (пусть то будет домашний вечер в кругу семьи или путешествие), умение адекватно распределить обязанности, чтобы все были загружены в зависимости от своих возможностей. Признаком благоприятного психологического климата есть также открытость семьи, а именно - доброжелательные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми. Брак служит гармонизации разнообразных потребностей мужчины и женщины в условиях тесного и продолжительного контакта. Ученые считают, что брачный потенциал состоит из материального, физического, духовного, сексуального и психологического факторов. Для формирования стабильных брачных отношений решающего значения приобретает не только наличие у супружества тех или других положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданием. Известно, что брак является главным средством удовлетворения многих жизненных потребной человека – потребности любить и быть любимым, самореализации, быть и чувствовать себя защищенным, репродуктивной потребности, социальной потребности, в конце концов. Поэтому люди стремятся к созданию брака, чтобы получить спокойствие и удовлетворение своих естественных потребностей. Молодые пары, вступая в брак, еще не полностью осознают всю серьезность и ответственность ситуации, но многое делают правильно на интуитивном уровне.

       Таким образом,  актуальность заключается в необходимости исследования особенностей готовности молодежи к вступлению в брак.

         Семья является «важнейшим фактором социализации» личности. Одной из базовых психологических нужд, которые определяют психологическое здоровье и благополучие, есть потребность в любви, благосклонности. Семейная сфера - это необходимое звено успешного функционирования личности, а самореализация в ней является предпосылкой психологического здоровья. Итак, брачно-семейные наставления, входя к структуре жизненных наставлений личности, является фактором выбора образа жизни, а установление и поддержание гармонических семейных взаимоотношений - непременная составляющая здорового образа жизни. В юношеском возрасте процесс формирования брачно-семейных наставлений переходит из латентной фазы к активной, когда усвоенное в семье и вне ее начинает активно проверяться, уточняться, испытываться и сопоставляться. Период поисков в юношеском возрасте выдвигает перед молодежью задачи закрепиться в мире взрослых. Полные энергии, юноши и девушки уже переросли границы родительской семьи. Затем, они примеряют разные модели поведения, отказываются от одних, выискивают другие. Современная молодежь признает ценность семьи, семейного образа жизни, ответственно относится к созданию семьи, стремится обеспечить материальную базу для ее существования. Наиболее значащим для студентов есть достижения в семье душевного комфорта, любви и уважения, рождение и воспитание детей. Но недостаток положительных образцов для поло-ролевого формирования, мужской и женской идентификации, гармонического взаимодействия внутри семьи отрицательно отбивается на функционировании молодых семей. На формирование брачно-семейных наставлений изначально влияет родительская семья, которая также опосредствует влияния внешнего социального окружения. Именно благодаря родительской семье и школьному окружению ребенок имеет возможность ассимилировать такие образцы поведения и жизненные ценности, которые в дальнейшем обеспечат удовлетворение базовых психологических нужд личности и ее психологическое благополучие. Готовность к вступлению в брак молодых людей должна подтверждаться их психологической совместимостью и общими взглядами на жизненные ценности и приоритеты.

        На социально-психологическом и социокультурном уровнях совместимость в большей степени определяется согласованностью семейных ценностей, ролей, жизненных позиций, мотивов социального поведения. Можно выделить ряд факторов, которые указывают на готовность молодых людей создавать свою семью: испытание чувства любви к человеку, желание быть все время рядом с любимым, осознание ответственности не только за свои поступки и действия, но и быть в ответе за супруга; вести здоровый образ жизни, иметь сходные жизненные ценности и приоритеты со своей половинкой; быть материально обеспеченным человеком, чтобы не чувствовать зависимости от других людей, например родителей; готовность совмещать карьеру, семейную жизнь и быть готовым к рождению ребенка; должна быть психологическая совместимость молодых людей, которые хотят вступить в брак и многое другое. Способом оказания помощи при определении удачности и возможности создания семьи наилучшим образом для молодых людей, желающих вступить в брак, является психологическое консультирование. Психологическое консультирование призвано определить и решить проблемы молодых людей, желающих вступить в брак. Задачей психолога-консультанта является подготовка людей к совместной жизни, с помощью определенных упражнений и методик указать на их совместимость, определить, как согласны разделить роли в семейной жизни будущего мужа и жены. Исследование современной семьи свидетельствуют о недостаточном уровне готовности молодежи к браку кроме стихийного формирования готовности к браку и семейной жизни как составной общего процесса становления личности, как и раньше, актуальной есть специальная подготовка молодежи к браку и семейной жизни, которая предусматривает: повышение ответственности молодежи в брачно-семейных отношениях, а также относительно отцовства; формирования здорового способа жизни через объяснение зависимости сексуальности, возможности отцовства от наличия вредных привычек (курение, алкоголизма, употребление наркотиков); формирования психологической компетентности относительно особенностей взаимоотношений в семье между супругами, детской психологии; образование в вопросах рационального ведения хозяйства, эффективной организации бюджета семьи.

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений  работы практического семейного  психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные  методы социально-психологической  диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Остановимся на описании метода тестирования и представим некоторые методики, позволяющие семейному психологу осуществлять диагностику супружеских и детско-родительских отношений.

        Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно  разделить на две группы:

-первая — позволяет  исследовать оценку юношами и  девушками себя как будущих  супругов и родителей;

-вторая — направлена  на оптимальный подбор пар  для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Первая группа тестов включает в себя методики, предложенные С. В. Ковалевским:

- методика оценки старшеклассником  себя как будущего семьянина позволяет определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;

- тест на превентивную  удовлетворенность браком показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;

- методика «Функционально-ролевая  согласованность» помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная (как скорее всего сложится). Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления старшеклассников о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.

Вторую группу составляют:

- анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А.Сысенко) — позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью — хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т.д.;

- тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда) — помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;

- методика определения  психологической совместимости  в браке (Г.С.Васильченко) — модифицированный вариант теста Т.Лири.                Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений — психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Пример мы приведем позже, когда будем рассматривать методы диагностики супружеских отношений.

- шкалы любви и симпатии (3. Рубина) — эту методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом проведении. Ее преимущество — в простой обработке и легкости заполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку.

       Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов: эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров; общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

     Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая не совместимость не поддается или большим трудом поддается коррекции.

       Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой – насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся, и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями.

      При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости не происходит оптимальной адаптации или она происходит медленно, гармония супружеского союза нарушается.

     Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.

      Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Кроме того, это могут быть и патологические свойства личности, которые уже сами по себе представляют проблему в межличностных связях, а тем более в супружеских отношениях, делая их изначально потенциально конфликтными и сложными, требующими для более или менее гармоничного сосуществования членов семьи специальных навыков и установок (Р. Вулис, 1999). При изучении личности супругов особого внимания заслуживают такие свойства: экстравертность-интравертность, доминантность-подчиненность, ригидность-гибкость, оптимизм-пессимизм, беспечность-ответственность, рационализм-романтизм, вспыльчивость-лабильность, способность к социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамов Г.С. Практикум  по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995.

2. Августинавиюте А. Исследования  и совместимость в семье // Семья  и личность (психолого-педагогические  и медико-психологические проблемы). – М., 1981. – С. 76 – 77. 

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2007. - 176с 

4. Олифирович Н. И., Зинкевич - Куземкина  Т. А., Велента Т. Ф. психология  семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 260с.

5. Психология и психотерапия семейных конфликтов: Хрестоматия. - М.: Бахрах-М, 2008. - 736с.

 

 



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!